Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Историко-культурный контекст русского народного костюма 7
1.1. Введение в русский народный костюм: исторические корни и эволюция 7
1.2. Элементы русского народного костюма: сарафан, кокошник, украшения и их символика 10
1.3. Традиции вышивки и текстильного искусства: методы и стили 12
1.4. Значение народного костюма в современном образовательном контексте: отражение культурного наследия 15
Выводы по главе 1 18
Глава 2. Разработка и анализ программы кружковой работы 20
2.1. Структура программы кружковой работы: целевой и содержательный разделы 20
2.2. Организация кружковой работы: учебно-тематический план, календарный учебный график 22
2.3. Практические занятия и задания: создание тряпичных кукол, вышивка фартука, лоскутное шитье 23
2.4. Анализ и оценка программы: методы оценки, обратная связь участников, возможности для доработки 27
Выводы по главе 2 29
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложение 1 36
Приложение 2 44
Фрагмент для ознакомления
2
Кроме того, следует помнить о существовании педагогических проблем интеграции народной культуры в современные образовательные парадигмы. Дидактическое перенесение традиционных народных элементов, таких как сарафан и кокошник, в технологическую среду современных образовательных систем создает как возможности, так и препятствия. Такое стечение обстоятельств обусловливает необходимость изучения педагогических методик, способных эффективно объединить фольклорные знания с технологическим мастерством, способствуя симбиотическим отношениям между прошлым и настоящим.
Объектом данного исследования является русский национальный костюм как символическое хранилище культурного наследия.
Предмет исследования - аспекты материальной культуры русского национального костюма.
Цель исследования - изучить взаимосвязь между народной культурой и технологиями на примере русского национального костюма как культурного артефакта.
В соответствии с поставленной целью определены задачи:
- проанализировать историю и эволюцию развития русского национального костюма;
- изучить аспекты материальной культуры русского национального костюма;
- проанализировать влияние технологического прогресса на сохранение и реинтерпретацию народной культуры;
- изучить интеграцию народной культуры в образовательные программы с помощью технологий.
Методологическая основа исследования построена на междисциплинарном подходе, позволяющем получить целостное представление о русском национальном костюме в рамках культурного наследия, технологий и образования. Опираясь на широкий круг научных источников, в исследовании проводится комплексный анализ русского национального костюма как культурного артефакта в контексте технологического прогресса и образовательной интеграции. Так, историко-культурный анализ опирается на работы В.П. Аникина, П.М. Белгорской, Л.В. Ефимовой и Е.В. Киреевой, дающие представление об исторических корнях, стилистических трансформациях и символических значениях элементов костюма, необходимых для понимания их современной актуальности и интерпретации.
Этнографические аспекты рассматриваются в работах И.Л. Богуславской, Г.С. Масловой и Л.И. Молотовой, сосредоточенных на сложных деталях русской народной вышивки, орнамента и кокошников. С точки зрения педагогики, работы Н.Ю. Даниловой, В.Н. Минсабировой и Г.А. Поровской предлагают критический взгляд на интеграцию народной культуры в технологические образовательные программы.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые представлено новое и всестороннее изучение русского национального костюма как культурного артефакта в рамках пересекающихся областей культурного наследия, технологий и образования. Речь идет об изучении динамики ретекстуализации традиционных народных элементов в цифровой и технологической среде, предлагая новые перспективы сохранения и передачи культуры в XXI веке.
Гипотеза исследования заключается в том, что интеграция современных технологий в изучение и сохранение русского национального костюма может не только улучшить понимание и оценку этого культурного артефакта, но и способствовать его эволюции и актуальности в современном обществе.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в его вкладе в академический дискурс о конвергенции культурного наследия и технологий. Изучая русский национальный костюм через призму технологических достижений, исследование углубляет понимание того, как традиционные культурные артефакты могут быть переосмыслены и сохранены в цифровую эпоху.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Глава 1. Историко-культурный контекст русского народного костюма
1.1. Введение в русский народный костюм: исторические корни и эволюция
Русский национальный костюм, являющийся воплощением культурно-исторической идентичности народа, складывался в результате взаимодействия исторических, социальных и художественных факторов. Существенное влияние на эволюцию костюма оказали различные периоды, каждый из которых вносил свои элементы и стили.
Исторические корни костюма глубоко укоренены в традиционном укладе жизни и социокультурной среде России, отражая изменения общественных норм, художественных предпочтений и даже политических влияний на протяжении веков [Ефимова Л.В., Белгорская П.М., 1985, с.14].
В разные эпохи стиль и функции русского национального костюма претерпевали значительные метаморфозы, отражая широкие социокультурные и политические трансформации. Эти изменения демонстрируют динамичное взаимодействие традиций и инноваций, практичности и символизма, местных и иностранных влияний в истории России.
Первоначальное формирование русского национального костюма можно отнести к раннеславянскому периоду, о чем подробно пишет Н.И. Лебедева, подчеркивая влияние славянской культуры и эстетики в первоначальных рисунках и тканях, использовавшихся в костюме [Лебедева Н.И., 1983]. В этот период русский костюм был преимущественно утилитарным, рассчитанным на аграрный образ жизни. Одежда была простой, но функциональной, изготавливалась из натуральных волокон - льна и шерсти. Одежда этого периода олицетворяла связь славянского народа с землей и традициями. Простота костюма отражала социально-экономические условия того времени, ставя во главу угла практичность и удобство.
В эпоху Киевской Руси происходило постепенное совершенствование стиля костюма. Принятие христианства привнесло новые элементы и символы костюма. Слияние местных традиций с византийским влиянием привело к появлению более сложных узоров и богатых тканей, что отражало растущее благосостояние и культурные обмены эпохи. Костюм стал служить не только практическим целям, но и обозначать социальный статус и религиозную принадлежность [Климова Н.Т., Шпикалова Т.Л., 1986].
Адаптируясь к меняющемуся политическому и религиозному ландшафту, русский национальный костюм претерпел дальнейшую эволюцию. Введение православного христианства сыграло решающую роль в формировании костюма, привнеся в него новые формы и символы. Появились роскошные ткани и замысловатые узоры, отражающие растущее богатство и влияние русского государства [Климова Н.Т., Шпикалова Т.Л., 1986].
Под влиянием западных модных тенденций послепетровская эпоха, особенно XVIII век, привела к радикальным изменениям в русском национальном костюме Однако эта вестернизация не вытеснила полностью традиционные элементы. Напротив, она привела к уникальному смешению русского и западного стилей, создав характерно русскую форму костюма, которая сохранила свои традиционные корни и в то же время вобрала в себя новые элементы [Пармон Ф.М., 1994, с. 134].
Таким образом, этот период стал поворотным пунктом в эволюции костюма, когда в русское общество проникло влияние западной моды. В это время под влиянием европейской эстетики произошел сдвиг в сторону более облегающей и тщательно декорированной одежды. Функция костюма вышла за рамки его практической пользы, став холстом для художественного выражения и маркером культурной идентичности на фоне тенденций вестернизации.
Так называемый период москвичей ознаменовал дальнейшую эволюцию стиля и функций костюма. Политическая централизация и расширение русского государства под руководством Москвы привели к тому, что в одежде все больше внимания уделялось единообразию и различиям. В этот период появляются более роскошные ткани и замысловатые узоры, отражающие пышность и величие русского двора. Костюм стал инструментом демонстрации богатства, власти и преданности правящему классу [Киреева Е.В., 1976, с. 112].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникин В.П. Русское народное творчество. М.: Высш. шк., 2010. 75 с.
2. Белгородская П.М., Ефимова Л.В. Одежда/ Очерки русской культуры XVIII века. Часть первая. М., 1985. - с. 14.
3. Богуславская И. Л. Русская народная вышивка. М., 1972.-151 с.
4. Ботова С.И. Искусство орнамента в процессе подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности /на факультете педагогики и методики начального обучения в педагогическом вузе/. Автореф. канд. пед. наук. пед. наук. М., 1995. - 17 с.
5. Глушко И.Н. Использование народных традиций на уроках технологии через проектную деятельность // Социальная сеть работников образования, 2013 [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2013/01/27/ispolzovanie narodnykh-traditsiy-na-urokakh-tekhnologii
6. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки). СПб.: Новь, 2013.- 47 с.
7. Дайн Г.Л. Эстетическая и научная ценность произведений народного искусства //Декоративное творчество школьников и художественные промыслы /Под ред. Т. Я. Шпикаловой. М., 1973. - с. 35-45.
8. Дайн Г.Л., Шпикалова Т.Я. Русская народная игрушка. Несброшюрованный альбом с методическими рекомендациями. М.: Советский художник, 1988. -190 с.
9. Данилова Н.Ю. Ознакомление младших школьников с народной культурой на уроках технологии [Электронный ресурс]: https://infourok.ru/oznakomlenie-mladshih-shkolnikov-s-narodnoykulturoy-na-urokah-tehnologii-1195776.html
10. Декоративное творчество школьников и художественные народные промыслы /Под редакцией Т.Я. Шпикаловой. М., 1973. - 101 с.
11. Ефимова Л.Б. Русский народный костюм. Альбом. М.: Советская Россия, 1989. - 309 с.
12. Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская народная вышивка и кружево //Альбом. М., 1982. - 271 с.
13. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: [Для шк. с углубл. изучением предметов художеств. -эстет. цикла]: 2-й год обучения : Метод. рекомендации [для учителей] / Т. Я. Шпикалова, Е. В. Алексеенко, Н. Н. Алферова и др.; Науч. рук. Т. Я. Шпикалова. - Москва: Мозаика-синтез, Б. г. (1997). - 32 с.
14. Исенко С.П. "В посиделках девки пряли". /о материале и покрое русской народной одежды//Народное творчество М., 1994 - 12 с.
15. Киреева Е.В. История костюма-М., Просвещение, 1976. 176 с.
16. Кирсанова П.М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок/Костюм вещь и образ в русской литературе XIX в.-М., 1989.
17. Климова Н.Т., Шпикалова Т. Л. Русское народное искусство ХУШ-ХХ вв. Костюмы, женский головной убор, полотенце, вышивка, ткачество, кружево, набойка. Несброшюрованный альбом с методической запиской. М., Советский художник, 1986 г. -13 п.л.
18. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла / Санкт-Петербург: Паритет, 2012. - 236 с.
19. Лебедева Н.И. Русская тряпичная кукла как памятник народной культуры /Человек и Природа-М., № 10, 1992.
20. Лебедева Н.И. Русский народный костюм// Юный художник. 1983.
21. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник [Текст]. - Москва: Наука, 1978. - 207 с.
22. Минсабирова В.Н. Традиции народных ремёсел на уроках технологии в начальной школе // Гуманитарный научный вестник. 2020. №4. С. 27-30. URL: http://naukavestnik.ru/doc/2020/04/Minsabirova.pdf
23. Молотова Л. И. 1974. Русские кокошники - памятники народного искусства// Тр. Гос. Эрмитажа. Вып. 15. С. 177 -186.
24. Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделие. Художественная роспись тканей. Практ. Пособие для руководителей школьных кружков под ред. В.А. Барадулина и О.В. Танкус. М., "Просвещение", 1978. 255 с.
25. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества М., 1994. - 268с.
26. Поровская Г.А. Народное и декоративно-прикладное искусство в системе профессионально-педагогической подготовки учителей начальных классов педагогических факультетов педвузов: Дис...канд.пед.наук.-М.,1990.-197 с.
27. Русская вышивка / Сост. М. Ивахнова. - М.: Олимп; Смоленск, 1999 г. 236 с.
28. Тазихина Л.В. Русский сарафан //Краткие сообщения института этнографии. -М., 1955. Вып. 12. С. 21 -35.
29. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] / Режим доступа https://fgos.ru/. (Дата обращения: 19.09.20.)
30. Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Пособие для учителей. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1979. 192 с.