Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Государство крестоносцев и формирование духовно-рыцарских орденов являются одной из самых актуальных и увлекательных тем в истории человечества. Это период, когда рыцари-крестоносцы сражались за христианскую веру и территориальные претензии на Святую Землю, противостоя лицам веры исламской. Однако, образ государства крестоносцев и влияние формирования духовно-рыцарских орденов намного шире, чем просто воинские подвиги и войны.
Государство крестоносцев, созданное в XII-XIII веках, представляло собой некий аналог современного государства, в котором были заложены элементы демократии и основные принципы управления. Оно состояло из нескольких княжеств, каждое из которых имело своего главу – великого магистра ордена, также известного как главнокомандующий крестоносцев. Внутри каждого княжества существовала система управления и судопроизводства, основанная на законодательстве Рыцарского ордена, который обеспечивал соблюдение законов и правопорядок в государстве.
Однако, государство крестоносцев было не только политическим образованием, но и плодотворной почвой для формирования духовно-рыцарских орденов. Такие ордены, как тамплиеры, иоанниты, тевтонские рыцари и дружины Рождества, созданные в связи с крестовыми походами, играли важную роль в жизни государства и шире – в развитии и распространении европейской культуры и цивилизации. Они оказали значительное влияние на мироустройство того времени, пропагандируя рыцарские идеалы чести, мужества и верности, а также способствовали сохранению национальных традиций и ценностей.
Кроме того, формирование духовно-рыцарских орденов вызвало развитие образования и культуры в государстве крестоносцев. Монастыри и библиотеки, возникшие при орденах, собирали и хранили ценные исторические и религиозные тексты, способствуя просвещению населения и распространению знаний. Монастырские школы и университеты служили центрами образования и воспитания молодежи, позволяя ей приобрести знания и навыки, необходимые для служения государству и церкви.
Таким образом, актуальность темы государства крестоносцев и формирования духовно-рыцарских орденов проявляется во множестве аспектов – политическом, социальном, культурном и религиозном. Она позволяет понять исторический контекст и значение этих явлений для развития человеческого общества и оценить их вклад в формирование исторического и культурного наследия Европы и мира в целом.
Целью исследования является исследование государства крестоносцев и формирование духовно-рыцарских орденов.
В связи с этим были определены следующие конкретные задачи исследования:
-рассмотреть общие причины крестовых походов;
-изучить своеобразие государств крестоносцев;
-разобрать возникновение духовно-рыцарских орденов их цели в эпоху крестовых походов;
-описать духовно-рыцарские ордена после окончания крестовых походов в святую землю.
Объектом исследования считаются рыцарские ордена.
Методологические принципы исследования. Центральное место среди методологических принципов данной работы принадлежит теоретическому анализу, без которого невозможно сколько-нибудь полноценное исследование заявленной темы. Историко-литературный подход необходимым образом дополняет исследование.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Предпосылки формирования государства крестоносцев
1.1.Общие причины крестовых походов
Крестовые экспедиции – серия военных походов, организованных с целью освободить Святую землю от мусульманского владычества. Протекавшие с 1096 по 1272 годы походы были направлены бороться за свободу этой священной земли.
В 677 году арабы завоевали Иерусалим, который имел особое значение для христиан, иудеев и мусульман. В начале арабского владычества посещение святого города христианскими паломниками не было запрещено, однако положение резко изменилось со временем – с приходом турко-сельджуков власть они закрыли доступ в Иерусалим для христиан в 1071 году [18].
Тогда Европа переживала серьезный кризис. Длительная засуха и урожайные неурожаи заставили феодалов не быть в состоянии оплачивать услуги рыцарей. Более того, в конце XI века в Европе возникла проблема перенаселения, что привело к значительному увеличению числа рыцарей, объединившихся в банды. Эти банды занимались грабежом и вымогательством деревень. Было ясно, что необходимо направить их воинственную энергию в нужное русло. Кроме того, Римско-католическая Церковь стремилась распространить свое влияние на востоке Средиземноморья.
В 1095 году византийский император Алексей I Комнин обратился к странам Западной Европы с просьбой о помощи, опасаясь, что турки-сельджуки могут захватить Константинополь. В ноябре того же года папа Урбан II выступил на Клермонтском соборе с речью, призывающей всех королей, сеньоров, рыцарей и обычных людей отправиться в Святую землю, чтобы изгнать "ненавистных язычников" и вернуть Гроб Господень. Речь папы Урбана II повлекла за собой энтузиазм, особенно в свете рассказов паломников о фабулозном богатстве Востока.
Желающие поучаствовать в походе начали носить на своей одежде кресты. Членов этих походов начали называть "крестоносцами", а сам процесс отправления их в походы – "крестовыми походами".
Крестовые походы ориентированы на следующие цели:
Освобождение Святой земли;
Распространение влияния католической Церкви на Восток;
Вызревшим в результате экономического кризиса и демографических проблем неудовлетворенным положением в Европе.
Перед первым Крестовым походом шел так называемый "Крестовый поход бедноты", так как в него в основном отправились бедные крестьяне и рыцари. Папа обещал участникам похода прощение всех грехов, и поэтому в ходе пути в Святую землю крестоносцы занимались грабежами и разбоем. Более того, обеспечение 80 тысяч человек продовольствием и всем необходимым оказалось невозможным [8].
В Константинополь не добралось только около 40 тысяч человек. Византийский император Алексей I Комнин не был восхищен неорганизованной толпой, понимая, что она не может противостоять туркам-сельджукам. Поскольку крестоносцы занимались грабежом в городе, он переправил их через Босфор. Вскоре крестоносцев разгромили напавшие на них турки-сельджуки. По некоторым данным, спаслось всего около тысячи человек, включая французского священника Петра Пустынника, который своими проповедями перед походом подвиг на поднятие духа многих людей.
Первый Крестовый поход (1096-1099 гг.). Если первые крестоносцы составляли стихийную толпу, то следующий поход, начавшийся в 1096 году, был гораздо лучше организован.
Гуго Великий предводительствовал над северо-французским войском, в то время как центральную Францию вели Готфрид Бульонский и Боэмунд Тарентский, командующие войсками из Италии. Раймунд IV вел крестоносцев южной Франции, а Роберт Нормандский был предводителем северо-западного французского войска.
Под Константинополем силы этих армий объединились. Крестоносцы Первого Крестового похода были хорошо вооружены и организованы, благодаря чему смогли отбить большую часть Палестины. В 1099 году они захватили Иерусалим.
Первый Крестовый поход достиг своей главной цели - возврата Святой земли и освобождения Гроба Господня. Из этого похода возникло Иерусалимское королевство, а также другие государства, в которых были осуществлены подобные реформы, характерные для европейского средневекового общества. Турки-сельджуки, желавшие возобновить свои потерянные территории, в 1144 году отвоевали графство Эдесское, что послужило началом Второго Крестового похода [11].
Второй Крестовый поход (1147-1149 гг.) возглавляли французский король Людовик VII и германский император Конрад III Гогенштауфен. Но на пути к Иерусалиму войско значительно ослабло из-за некачественного продовольствия и заболеваний. Поход оказался неудачным, и крестоносцы были вынуждены вернуться домой.
В 1173 году на территории Египта возникло новое государство, которым правил султан Салах ад-Дин (Саладин). Он начал войну против Иерусалимского королевства и в 1187 году крестоносцы были разгромлены в битве при Хаттине. Иерусалим был взят в осаду и вскоре пал. Таким образом, Иерусалимское королевство прекратило свое существование.
Третий Крестовый поход (1189-1192 гг.) начался с целью освобождения Святой земли. Под предводительством короля Англии Ричарда «Львиное сердце», французского короля Филиппа II Августа и немецкого императора Фридриха Барбароссы, армии британцев, французов и немцев отправились в поход.
Однако и третий поход оказался неудачным. Во время переправы через реку Селиф Фридрих Барбаросса погиб. Оставшаяся часть немецких крестоносцев решила вернуться домой, в то время как английцы и французы, вместо освобождения Иерусалима, захватили крепость Акра. Осада продолжалась два года, после чего французский король вернулся домой, оставив Ричарда под Акрой в окружении армии Саладина.
Не смотря на то, что английский король все-таки взял Акру и даже одержал победу над войсками Саладина в битве при Арсуфе, конфликт разрешился мирными переговорами. Ричарду необходимо было срочно вернуться домой, ведь пока он отсутствовал, французский король Филипп успел захватить почти все владения Англии на материке.
В результате Третьего Крестового похода наблюдались скромные успехи. Христианским паломникам разрешили свободно посещать Иерусалим, хотя город по-прежнему оставался в руках мусульман. Акра и небольшой кусок побережья от Тира до Яффо остались у крестоносцев.
Четвёртый Крестовый поход (1202-1204 гг.) сильно отличался от предыдущих. Идея была совершить морской поход, однако крестоносцы не смогли оплатить услуги венецианских торговцев за корабли. Те уговорили рыцарей отправиться в столицу Византии, вместо того чтобы идти в Святую землю [15].
Константинополь был осаждён крестоносцами, которые потребовали деньги за "защиту от неверных". После отказа, рыцари захватили город и устроили массовое разграбление.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Адоньева, И. Г. История. История России, всеобщая история : учебное пособие / И. Г. Адоньева, Н. Н. Бессонова. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2020. - 79 с. - ISBN 978-5-7782-4098-8. - Текст непосредственный
2.Барамба С.А. Крестовый поход / Барамба С.А.. - Москва: ДМК Пресс, 2020. - 159 c. - ISBN 978-5-93700-033-0. - Текст непосредственный
3.Вигасин А.А. Всеобщая история: учеб. для общеобразоват. орг. / А. А. Вигасин. – М.: Просвещение, 2020. – 303 с. – ISBN 978-5-09-032172-3. - Текст : непосредственный
4.Джонс, Д. Тамплиеры: рождение и гибель великого ордена / Д. Джонс, пер. с англ. Н. Нарциссовой. - Москва : Альпина нон-фикшн, 2020. - 396 с. - ISBN 978-5-00139-002-2. - Текст непосредственный
5.Дуров В.А. Ордена Российской империи / Дуров В.А.. - Москва : Белый город, 2022. - 224 c. - ISBN 5-7793-0515-3. - Текст непосредственный
6.Забзалюк, Д. Е. Орден тамплиеров в крестоносном движении: историко-правовой аспект / Д. Е. Забзалюк. // Право - 2023. - С. 24-28. - Текст : непосредственный
7.Кущенко, С. В. История России. Всеобщая история (IX-XIX вв.) : учебное пособие / С. В. Кущенко. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2021. - 103 с. - ISBN 978-5-7782-4068-1. - Текст непосредственный
8.Мединский, В. Р. История. Всеобщая история: учебник / В. Р. Мединский. – М.: Наука, 2023. - 257 с. - ISBN 978-5-09-109830-3. - Текст : непосредственный
9.Мишо Г. История крестовых походов / Мишо Г.. - Москва : Новый Акрополь, 2023. - 366 c. - ISBN 978-5-91896-115-5. - Текст непосредственный
10.Насонов А. А. Всеобщая история / А.А. Насонов. - Кемерово : Наука, 2021. - 100 с. - ISBN KemGuki_97. - Текст непосредственный
11.Никодимов, И. Ю. Постоянный поход на Восток, или 44 Крестовых похода против славян : монография / И. Ю. Никодимов. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2022. - 314 с. - ISBN 978-5-394-05024-4. - Текст непосредственный
12.Савин А.П. Всеобщая история : учебное пособие / Савин А.П., Чёрный С.П.. - Железногорск : Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2021. - 303 c. - Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/119068.html
13.Сбитнева, Е.М. Тайны крестовых походов и рыцарские ордена / Е. Сбитнева. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2020 – 429 с. - ISBN 5-7905-1746-3 - Текст : непосредственный
14.Сороко-Цюпа, О. С. История. Всеобщая история. Новейшая история: учебник / О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа. - М.: Просвещение, 2023. - 384 c. - ISBN 978-5-09-107217-4. - Текст : непосредственный
15.Улунян, А.А.. История. Всеобщая история: Учебник / А.А. Улунян, Е.Ю. Сергеев; под. ред. А.О. Чубарьян - Москва : Просвещение, 2022. - 320 с. - ISBN 978-5-09-108875-5. - Текст : непосредственный
16.Хилленбранд, Кэрол. Крестовые походы: мусульманская перспектива: [пер. с англ.]. Взгляд с Востока / Кэрол Хилленбранд. - СПб.: Диля, 2020. – 670 с. - ISBN 978-5-88503-623-8 - Текст : непосредственный
17.Чёрный, С. П. Всеобщая история : учебное пособие / С. П. Чёрный, А. П. Савин. - Железногорск : ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС РФ, 2021. - 262 с. - Текст непосредственный
18.Шишкин, А. А. События IV Крестового похода в оценке его участников / А. А. Шишкин. // Молодой ученый. - 2013. - № 7 (54). - С. 333-337. - Текст : непосредственный