Фрагмент для ознакомления
2
Все эти меры направлены на профилактику школьной дезадаптации первоклассников и предотвращение ухудшения их физического и психологического здоровья. Согласно Е. М. Мининой, в профилактике школьной дезадаптации первоклассников наиболее важными являются три направления. Во-первых, валеологическая организация учебно-воспитательного процесса, которая учитывает индивидуальные особенности каждого первоклассника и предлагает оптимальное распределение учебной нагрузки и отдыха. Во-вторых, валеология вносит изменения в сами уроки, сокращая их до 35 минут, отменяя домашние задания и добавляя третий урок физкультуры. Все эти меры помогают обеспечить комфортные и благоприятные условия обучения для первоклассников.
2) В рамках оздоровительного цикла приобретают значимость мероприятия, которые способствуют профилактике дезадаптации первоклассников. Основу этих мероприятий составляют здоровьесберегающие технологии, представляющие собой комплекс разнообразных методов, применяемых в учебно-воспитательном процессе у первоклассников. Здоровьесберегающие технологии направлены на предотвращение и коррекцию переутомления, поддержание положительного эмоционального состояния у детей. Для этого используются звуковое, световое и цветовое воздействие. Особенно эффективными считаются методики ароматерапии, музыкотерапии и цветотерапии. Для предотвращения утомления и переутомления рекомендуется проведение физкультминуток, включающих несколько упражнений с музыкальным сопровождением, элементы самомассажа и другие методы, способствующие восстановлению активности. Физкультминутки особенно полезны при первых признаках утомления, невнимательности и заторможенности (1-2 раза в течение урока по 3-4 минуты). [10]
3) Важным аспектом заботы о первоклассниках является обеспечение психологического комфорта и коррекция психологических трудностей. В период адаптации к школьной жизни у детей могут возникать психологические проблемы, обусловленные различными факторами. Это могут быть длительное пребывание в большом коллективе, строгие дисциплинарные правила, ограничение свободной игры, оценочная система, оказывающая негативное воздействие и другие факторы. Современная педагогическая практика активно разрабатывает теоретические основы и конкретные формы организации педагогических условий, которые обеспечивают психологический комфорт первоклассников в школьной среде. В последние годы в образовательных учреждениях внедряется новый подход к оцениванию первоклассников, который позволяет преодолеть негативные моменты, возникающие в процессе обучения.
Таким образом, чтобы понять процесс профилактики дезадаптации первоклассников, необходимо учитывать следующие аспекты: социальную ситуацию развития и жизнедеятельности ребенка, анализ ведущих конфликтов, характер взаимоотношений и реакции на кризисные ситуации, а также важные для личности конфликты. Также следует учитывать факторы, которые провоцируют и углубляют дезадаптацию. Поэтому своевременная диагностика причин дезадаптации первоклассников поможет разработать программу профилактики, которая будет включать комплекс мероприятий для развития учебной мотивации, снижения тревожности в школе и снятия эмоционального напряжения.
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПСИХОПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Организация работы по изучению уровня адаптации обучающихся к школе.
Исследование по изучению актуального состояния уровня адаптации первоклассников к школьному обучению проводилось в два этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Базой для проведения исследования была выбрана МОУ СОШ N 3 п.Дарасун, Карымского района, Забайкальского края.
В исследовании принимали участие 29 детей 1-В класса в возрасте 6-7 лет. Исследование проводилось в пери од с 00.00.000. по 00.00.0000
Характеристика экспериментального 1 «В» класса. В классе 29 человек, на уроки ходят 29чел. Ученики работают по программе УМК «Школа России».
По словам учителя, класс средний по успеваемости и активный в общении, отстающих мало. Иногда возникают проблемы с дисциплиной, но это происходит тогда, когда урок идет в медленном темпе или однообразен. С первых наблюдений стало понятно, что дети действительно активны, слабо заинтересованы в учебе, им нравится урок математики и физкультуры, и они легко идут на контакт с учителем. Учащиеся общительны и дружелюбны, с интересом активно участвуют в различных играх, постановках, проектах. В то же время, если не комбинировать деятельность детей, они начинают отвлекаться и шуметь.
У учащихся слабо развиты познавательные процессы, они не сразу находят правильные ответы, не спешно реагируют на наводящие вопросы. Атмосфера на уроке рабочая, когда что-либо непонятно, дети стараются спрашивать учителя.
Следует сказать, что в группе есть два лидера, Маргарита Н. и Сумая С. Понаблюдав за ними, можно отметить, что это активные дети, часто изъявляют желание ответить на уроке. Практически все дети в классе имеют с ними дружеские отношения.
Основные сложности в обучении детей этого возраста заключались в правильной организации внимания и деятельности на уроке. У младшего школьника преобладает непроизвольное внимание и быстрая переключаемость на другой вид деятельности. Поэтому требовалось включать в урок разные виды деятельности и различные способы организации внимания.
Класс неоднозначный. У большинства учащихся уровень знаний хороший, хорошее знание грамматики и неплохой лексический запас, что сочетается с низким уровнем сформированности фонетических навыков. Вероятно, на предыдущем этапе учитель уделял большее внимание развитию других навыков речи учащихся. В классе можно выделить 5 успевающих: навыки этих учеников находятся на хорошем для данного этапа уровня, но и у них фонетические навыки развиты не на должном уровне. Есть в классе и отстающие. Два ученика нетвердо знают грамматические правила и не могут выполнять задания наравне с одноклассниками. К ним требуется индивидуальный подход, который будет выражаться в дополнительных заданиях на уроке и дома, менее сложных, чем для остальных.
В целом можно сказать, что все остальные ученики находятся на среднем уровне.
Наблюдения показали, что основным пробелом в знаниях в данном классе являются не выполнение домашнего задания по новой теме (не учат правила, не в полном объеме выполняют задания в упражнениях), что создает благоприятные условия для проведения эксперимента и требует большой работы по их развитию.
Цель исследования: выявить уровень адаптации первоклассников к школьном уобучению.
Для этого использовались диагностики:
На констатирующем этапе были подобранны диагностические методики, проведена диагностика выявления уровень адаптации первоклассников к школьному обучению.
В теоретическом исследовании были определены критерии и показатели успешной адаптации первоклассника к школьному обучении.. (Таблица 1)
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников [Текст]: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. — М. : Академия, 2002. — 208с.
2. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе [Текст] / Н. П. Аникеева. — М. : Просвещение, 2019. — 223 с.
3. Антонова, Г.П. Обучаемость и внушаемость младших школьников [Текст] / Г.П. Антонова, И.П. Антонова // Вопр. психологии. — (Психология и практика). — 2011. — № 4. — С. 42-50.
4. Баданина, Л.П. Адаптация первоклассника: комплексный подход / Л.П. Баданина // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - № 2. - С. 59- 62
5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. - Москва; 2014г., 432 с.
6. Венгер, Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе [Текст] / Л.А. Венгер. — М. : Просвещение, 2012. – 289 с.
7. Баданина, Л.П. Адаптация первоклассника: комплексный подход [Текст] / Л.П. Баданина // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - № 2. - С. 59- 62
8. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием [Текст] / Н.И. Гуткина // Психол. наука и образование. — (Ребенок на пороге школы). — 2010. — № 3. — С. 106-115.
9. Ильина М. Н. Подготовка к школе : развивающие тесты и упражнения[Текст] : Санкт-Петербург : Питер, 2008 204 с./
10. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация первоклассников / Т.В. Костяк. - Москва: Академия, 2008. - 232 с
11. Кравцова, Е.Е., Кравцов Г.Г., Готовность к школе. Дошкольное воспитание / Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов. - Москва, 2011. – № 7. – С. 81-84
12. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – Москва, 2013.
13. Кравцов, Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – Москва: Знание, 2017. – С. 121.
14. Кулагина, И.Ю. Школьная дезадаптация и невротические реакции в начальных классах [Текст] / И.Ю. Кулагина // Справочник педагога-психолога. Школа. — 2013. — № 9. — С. 20-28.
15. Кумарина, Г. Школьная дезадаптация : признаки и способы предупреждения [Текст] / Г. Кумарина // Нар.образование. — 2002. — №1. — С.111-122.
16. 18. Мухина, В.С. Психология детства и отрочества [Текст] : учебник для студентов психолого-педагогических факультетов / В. С. Мухина ; Москов. психолого-социал. ин-т. — Москва. : Институт практической психологии, 2018. — 488 с. 49.
17. Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе [Текст] / В.С. Мухина. : Кн. для учителя. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Просвещение, 2010.
18. Налчаджян, А.А. Психологическая адаптация / А. А. Налчаджян. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с
19. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. / Л.Ф. Обухова. - Москва: Тривола, 2006, с. 22-28.
20. Петрова, Л.И. Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире [Текст] / Л.И. Петрова. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 335 с.
21. Савина, Н.Н. Школьная дезадаптация: природа, структура, причины [Текст] / Н.Н. Савина // Наука и Шк. — (Вопросы психологии и воспитания). — 2010. — № 3. — С. 118-120.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 63.
23. Хрипкова, А.Г. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам [Текст] : [монография] / под ред. А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. — М. : Педагогика, 2012. — 240 с.
24. Цыба, Н.В. Система адаптации первоклассников как педагогическая технология / Н. В. Цыба. // Завуч начальной школы. - 2012. - № 5. - С. 68-88
25. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь [Текст] : Программа адаптации детей к шк. жизни / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. — 2-е изд., испр. — М. : Генезис, 2003. — 128с.