Фрагмент для ознакомления
2
С 2019 по 2020 год этот показатель увеличился на 1,18 %, с 2020 по 2021 год снизился на 0,95 %, а с 2021 по 2022 год - на 1,09 %.
Уровень безработицы на конец 2021 года составил 3,73 % и снизился в 2022 году.
В первом квартале 2023 года число безработных снизилось до 2,7 миллиона человек, что на 0,6 миллиона меньше, чем в 2022 году.
Во втором квартале 2023 года оно снизилось на 0,2 % по сравнению с первым кварталом того же года, а в третьем квартале - на 0,2 % по сравнению со вторым кварталом того же года.
Если тенденция к снижению безработицы сохранится, то в IV квартале 2023 года уровень безработицы может составить 2,9 %.
Министерство экономического развития прогнозирует уровень безработицы в 2023 году на уровне 3,3 %.
1.2.Условия признания гражданина безработным
Рассмотрим содержание признаков, по которым гражданин признается безработным, т.е. лицом, не имеющим постоянного места работы и постоянного дохода от нее. Всего таких признаков выделим шесть :
1. трудоспособность, т.е. способность выполнять соответствующую работу в соответствии с ее объемом, в зависимости от возраста, состояния здоровья, уровня образования и квалификации (при необходимости);
2. отсутствие работы - в целом речь идет о том, что гражданин не состоит в трудовых отношениях;
3. отсутствие заработка - гражданин не получает заработную плату и (или) иной вид дохода в связи с отсутствием работы;
4. регистрация в органах государственной службы занятости в целях поиска подходящей работы;
5. самостоятельный поиск работы - действия граждан, зарегистрированных в службе занятости, по осуществлению трудовой деятельности и поиску работы самостоятельно, без помощи службу занятости;
6. готовность приступить к работе - этот признак означает, что гражданин физически, психически и социально готов приступить к работе в любое время. Это означает, что он не отсутствует, не занят уходом за детьми или нетрудоспособными членами семьи, а также что нет обстоятельств, которые могли бы помешать ему работать.
По мнению В.В. Архипова, в таком подходе законодателя "можно найти понимание того, что важен не сам факт заключения трудового договора, а то, что гражданин приступил к работе.
Для целей определения граждан в качестве безработных в качестве среднего заработка не учитываются выходные пособия и выплаты сохраняемого среднего заработка. Выходное пособие - компенсация работнику при расторжении трудового договора по основаниям, определенным Трудовым кодексом РФ .
Средний заработок - средний месячный заработок (включая выходное пособие) работника на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения, исчисленный в соответствии со ст. 139 ТК РФ.
Если работодателем является физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, то трудовой договор с работником может быть расторгнут в связи с прекращением деятельности индивидуального предпринимателя как на основании решения, принятого самостоятельно, так и по решению суда о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) или об отказе в продлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.
Прекращение деятельности может быть связано с тем, что физическое лицо признано несостоятельным (банкротом) по решению суда. Помимо указанных причин, право на осуществление предпринимательской деятельности может быть также аннулировано на определенный срок по решению суда.
Сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
В то же время сокращение штата - это уменьшение численности работников по определенной должности (специальности) в организации без корректировки штатного расписания. Увольнение по сокращению численности возможно только при увольнении работников, работающих за границей.
Территориальные центры занятости населения принимают решение о выплате пособия по безработице одновременно с признанием безработным.
Однако если такая регистрация не подтверждена, территориальные центры занятости не будут рассматривать данное лицо в качестве безработного.
Пособие по безработице выплачивается независимо от причины увольнения. Однако размер и продолжительность выплаты зависят от основания увольнения .
Общий порядок регистрации в службах занятости и получения пособия по безработице следующий:
1.зарегистрироваться в службе занятости для поиска подходящей работы.
Необходимо подать в центр занятости населения по предоставлению государственной услуги по поиску подходящей работы электронное заявление с приложением резюме. В резюме указывается информация о личных рекомендациях, квалификации и опыте работы. В заявлении необходимо указать, обращается ли заявитель за сертификацией по безработице.
Заявление и резюме можно направить в организации службы занятости в электронном виде через единую цифровую платформу занятости и трудовых отношений "Работа в России", Единый портал государственных услуг и региональные порталы государственных услуг.
Заявления и резюме в электронном виде должны быть подписаны простой электронной подписью, усиленной квалифицированной электронной подписью и усиленной неквалифицированной подписью в соответствии с установленными требованиями. Заявителю будет направлено уведомление о приеме заявления и уведомление о регистрации.
Центр занятости населения назначает дату, не позднее 11-го дня после подачи заявления, в которую зарегистрированный гражданин должен явиться для принятия решения о признании его безработным.
В день регистрации в целях поиска подходящей работы вам должны сообщить дату, когда вы должны явиться в центр занятости для регистрации в качестве безработного. При явке в центр занятости заявитель должен предъявить паспорт или другой документ.
Как правило, в рамках межведомственного взаимодействия служба занятости запрашивает и проверяет достоверность необходимой информации, документов и данных, указанных в анкете.
В случае невозможности предоставления подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы, гражданин признается безработным с первого дня подачи данного заявления и при наличии в службе занятости необходимых документов и/или сведений для регистрации безработных граждан .
В некоторых случаях служба занятости может отказать гражданину в регистрации в качестве безработного.
3.посещать службу занятости в установленные сроки.
Даты явки (не чаще двух раз в месяц) для перерегистрации безработных устанавливаются службой занятости. Дата первой перерегистрации устанавливается в день постановки безработного на учет в качестве безработного, даты последующих перерегистраций - в день перерегистрации безработного. О дате следующего посещения службы занятости сообщается.
4.получение пособия по безработице.
Как правило, пособие по безработице выплачивается с первого дня признания человека безработным. Уведомление центра занятости о признании безработным, выплате пособия по безработице, размере и сроках выплаты пособия должно быть направлено в центр занятости не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа.
Пособие по безработице рассчитывается в зависимости от фактического количества дней безработицы.
Пособие по безработице не выплачивается авансом, а начисляется за фактическое количество дней безработицы с даты регистрации заявления в органах государственной службы содействия занятости населения о поиске подходящей работы до даты признания гражданина безработным.
Таким образом, последующие выплаты начисляются за фактическое количество дней безработицы вместе с датой последней перерегистрации.
Пособие по безработице исчисляется в зависимости от среднего заработка по последнему месту работы (месту службы), рассчитанного в порядке, установленном Правительством РФ (как правило, за три календарных месяца, предшествующих месяцу увольнения), следующим образом:
-75% за первые три месяца;
-60% за последующие три месяца.
В частности, более короткие сроки выплаты пособия (не более трех месяцев суммарно в течение 12 месяцев) предусмотрены для:
-граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших);
-гражданам, не имеющим сведений о среднем заработке по последнему месту работы
-граждане, уволенные за нарушение трудовой дисциплины или совершение иного виновного действия, предусмотренного законодательством Российской Федерации; граждане, уволенные по любым причинам в течение 12 месяцев до начала безработицы и состоявшие в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель;
-граждане, прекратившие в установленном законом порядке индивидуальную предпринимательскую деятельность;
-граждане, направленные на профессиональное обучение и отчисленные за совершение уголовных преступлений.
Выплата пособия по безработице осуществляется с использованием карты "Мир". Также выплата может производиться путем перечисления на банковские счета, не поддерживающие операции с использованием платежных карт, или наличными, в том числе почтовыми переводами.
Способ получения пособия должен быть указан в заявлении о предоставлении государственной услуги по поиску подходящей работы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
I.Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
3. Федеральный закон от 12.12.2023 № 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 18.12.2023, № 51, ст. 9138
4. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 25.12.2023) "О занятости населения в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, № 17, 22.04.1996, ст. 1915
II.Учебная и научная литература
5. Алехин, Б. И. Рождаемость и женская безработица в российских регионах / Б. И. Алехин // Пространственная экономика. – 2023. – Т. 19, № 1. – С. 20-51.
6. Арапиев, И. Р. Проблема занятости населения, безработица, причины и последствия / И. Р. Арапиев, М. Г. Гойгова // Коррекционно-педагогическое образование: электронный журнал. – 2022. – № 2(32). – С. 65-69.
7. Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. - М: Проспект, 2020. - С102.
8. Бурковский, П. Безработица и ее типы. Проблемы безработицы в России / П. Бурковский, С. А. Мамий, Т. А. Бочкова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2023. – № 12(138).
9. Васьковский, А. Н. Безработица и инфляция в современной России: проблемы и методы регулирования / А. Н. Васьковский // Вестник науки. – 2023. – Т. 4, № 6(63). – С. 90-93.
10. Вешкурова, А. Б. Цифровая трансформация и безработица: пути совмещения технологического прогресса и обеспечения занятости населения / А. Б. Вешкурова, Я. К. Терганов // Экономика труда. – 2023. – Т. 10, № 5. – С. 665-684.
11. Гайнутдинова, К. И. Молодежная безработица в России / К. И. Гайнутдинова, А. Д. Мерзлякова // Интернаука. – 2022. – № 47-4(270). – С. 55-57.
12. Жуплей, И. В. Безработица в России: современное состояние, механизм контроля, проблемы и пути решения / И. В. Жуплей, Ю. И. Шмидт // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 10(147). – С. 127-133.
13. Кордонов, Е. В. Безработица в России в современных условиях / Е. В. Кордонов // Учет и контроль. – 2023. – № 5. – С. 22-25.
14. Купрещенко, Н. П. Безработица как внутренняя угроза экономического развития и повышения качества жизни граждан России / Н. П. Купрещенко // Вестник экономической безопасности. – 2022. – № 6. – С. 292-298.
15. Марков, В. А. Безработица в регионах России: анализ дифференциации, конвергенции и выявление гистерезиса / В. А. Марков, М. Н. Толмачев // Экономические науки. – 2022. – № 215. – С. 228-233.
16. Мороз, О. Н. Безработица как динамический индикатор рынка труда России в условиях глобального кризиса / О. Н. Мороз, И. В. Нитяго // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. – 2022. – № 4(42). – С. 16-28.
17. Право социального обеспечения: учебник / под ред. В.Ш. Шайхатдинова. М.: Юстиция, 2019. - С.104.
18. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. - М: Проспект, 2020. 480 с.
19. Шаталова, С. С. Безработица в современной России и пути её решения / С. С. Шаталова // Инновационная наука. – 2023. – № 6-1. – С. 118-120.