Фрагмент для ознакомления
2
Знакомство детей с разными оттенками цвета значительно обогащает их речь при описании предметов. Однако следует отметить, что в активной речи при описании предметов и явлений дети все еще испытывают трудности с подбором точных слов.
Особенно большие трудности вызывает у детей интеллектуальная операция сравнения. Дети не понимают, что значит сравнивать два предмета. Сначала они говорят об одном из сравниваемых объектов, выделяя на нем яркие признаки, затем переходят к описанию второго объекта, не сравнивая его признаки с аналогами первого.
Коррекционная работа по совершенствованию интеллектуальных способностей в сравнении с предметами и явлениями должна быть направлена на накопление у ребенка конкретных представлений об окружающем мире и, прежде всего, о его существенных особенностях. Для этого необходимо учить детей обобщать и группировать предметы, которые имеют общую черту. Дети с готовностью объединяют игрушки, рождественские украшения, развивающие предметы вместе, поскольку у них разные сторонние знания по этим темам. Только после этого необходимо учить детей различать самые смешиваемые понятия: например, овощи, фрукты, ягоды [13].
Во-первых, для успешной учебной деятельности этих детей необходимо развивать внимание:
- Посмотри и скажи мне, что случилось.
- Следуйте за мной снова.
- Узнай свое имя.
В развитии памяти очень хороший результат дает использование в учебном процессе скорочтения: говорения, чистописания, заучивания любого материала, описания предметов наизусть.
2.2 Коррекционно-развивающие приемы обучения учащихся с ЗПР на уроках русского языка в начальной школе
При обучении дети с ЗПР испытывают значительные трудности на уроках русского языка. Они совершают огромное количество ошибок, не помнят правил, не обращают внимания на уроках. Для этого вы можете использовать следующие методы. Которые, привлекают внимание ребенка, стимулируют его на уроке.
В каждом классе моделируются проблемные ситуации, которые дети должны решать: сравнивая, сопоставляя звуки, слова, предметы, находя их общие и отличительные свойства. Можно использовать такие задания на таких этапах урока, как актуализация знаний, самоопределение деятельности, а также при обобщении усвоенного на уроке материала [13].
По завершении темы "Антонимы, синонимы" дети могут выполнить следующие задания:
Прием: Письмо с "дырочками". Учитель диктует слово, ученики при написании этого слова опускают букву гласного звука без ударения, например, Л. С, Р. СА, ГОЛ. С, таким образом, ученики учатся определять "опасные места" в слове, то есть ставить орфографическую задачу.
Для развития логического мышления вы можете использовать различные упражнения:
1. "Восстанови историю". Упражнение состоит в том, чтобы придумать недостающие части истории, когда одна из них (начало события, середина или конец) теряется. Составление рассказов чрезвычайно важно для развития речи, обогащения словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию.
2. "Сделай предложение". Цель упражнения – развить у детей способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совершенно неожиданные связи между выбранными объектами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных и разрозненных элементов.
Детям предлагается придумать три слова, которые не имеют родственного значения, например "озеро", "карандаш" и "медведь". Затем дается задание составить как можно больше предложений, которые обязательно будут включать эти три слова (можно изменить падеж и использовать другие слова).
3. "Уберите лишнее". Задача, которую должен выполнить ребенок, состоит в том, чтобы исключить объект, который не имеет каких-либо общих черт с другими.
Возьмите, например, три слова: "собака", "помидор", "солнце". Необходимо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные объекты, и исключить одно слово - "лишнее", не имеющее этой общей черты. Необходимо найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше знаков, сочетающих в себе пару оставшихся слов и не присущих исключенному лишнему [9].
4. "Методы применения объектов". Называется хорошо известный объект, например, "тетрадь". Задача ребенка – назвать как можно больше различных способов его применения.
При задержке психического развития наблюдается недостаточный уровень внимания - одна из существенных и примечательных особенностей познавательной деятельности.
Рассеянность, снижение уровня их концентрации наблюдается при утомлении детей. Они перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы.
Выполнение коррекционно-развивающих заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении детьми с ЗПР письменных заданий.
Ребенку предлагается найти и зачеркнуть определенные буквы в печатном тексте. Перед началом заданий учитель дает соответствующие правила. Например: "Вот вам шифр, вы разведчик и должны как можно быстрее вычеркнуть отдельные буквы. Многое зависит от результата вашей работы. После быстрого выполнения задания вы должны передать эту форму своему партнеру, и он должен быстро найти допущенные ошибки". Такая установка оптимизирует процесс работы ребенка, дает ему возможность развить состояние внутренней сосредоточенности.
Показать больше