Фрагмент для ознакомления
2
Хропанюк В.Н. считает, что государственный режим представляет собой совокупность способов и методов, посредством которых государство осуществляет свою власть . Такая формулировка отражает только содержательную сторону понятия. Здесь наблюдается лишь содержательная сторона, ограниченность данного подхода прослеживается в том, что явление «государственный режим» динамичное, «живое». Таким образом, обобщив взгляды ученых юристов можно сделать вывод о том, что государственный режим представляет собой совокупность методов и средств осуществления власти в государстве.
Итак, государственный режим является важнейшей составной частью более широкого понятия «политический режим», который помимо методов государственного властвования включает в себя характерные способы деятельности негосударственных политических организаций, к ним относятся партии, движения, союзы.
К особенностям государственного режима относится:
- длительность процесса;
- проявление суверенной публичной власти;
- наличие конкретных целей и задач;
- определенная форма правления;
- властный субъект - государственный аппарат;
- наличие определенных способов и принципов для успешной реализации властных отношений.
О том, что государство придерживается определенного вида государственного режима, свидетельствуют разнообразные факторы. К наиболее важным относятся:
- способы и порядок, в соответствии с которыми формируются государственные органы;
- способы и порядок осуществления управления и правосудия;
- в каком порядке распределяется компетенция между органами государственной власти, и какого характера данные взаимоотношения;
- реальны ли права и свободы населения, и в какой степени;
- какую роль играет право в жизни общества и решении государственных дел.
1.2. Формы политико-правового режима
Касаемо видов политико-правового режима, по общему правилу выделяют три основных: демократический, авторитарный, тоталитарный.
Для наглядного представления о том, в чем заключается разница между этими видами режимов, мы будем раскрывать содержание режима, опираясь на вышеуказанные основные факторы.
Согласно этимологии слово «демократия» в переводе с греческого означает «власть народа». Понятие «демократическое государство» в современной научной литературе исследователи определяют следующим образом. М. В. Баглай таким называет «государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Правовед считает демократическое государство важнейшим элементом демократии гражданского общества, основанного на свободе людей, а источником власти и легитимации государственных органов — суверенитет народа» . Наиболее полное определение дал М. А. Краснов. В статье «Конституционно-правовой смысл понятия «демократическое государство»» «под данным государством понимается государство, в котором народ обладает высшим (суверенным) правом и реальными возможностями определять направления политики государства, контролировать деятельность его органов и должностных лиц и выносить оценку политическим объединениям и политическим деятелям, ответственным в данный период за осуществление власти» . Следовательно, недостаточно лишь провозгласить государство демократическим, важно создать правовые институты, способные обеспечить основные права человека, защиту граждан от произвола властей, контроль общества над силовыми структурами. Возникает ряд вопросов, например, каким должно быть государство, чтобы соответствовать демократическим принципам организации деятельности всех субъектов его политической системы, и каким образом соответствующим институтам следует реализовывать защиту достаточно широкого круга прав и свобод граждан, в том числе и права народа на участие в решении государственных дел.
Любое демократическое государство с точки зрения его сущности, в настоящее время должно характеризоваться некоторыми основными чертами, важнейшие из которых связаны с такими терминами, как «правовое государство» и «гражданское общество». А. А. Кондрашев в одной из статей даёт ёмкое определение понятия «правовое государство» — «это организация публичной власти, формируемая обществом на основе принципов свободных выборов, разделения властей, независимости судебной власти в целях реализации и защиты прав и свобод каждого гражданина, подконтрольная институтам гражданского общества» . Права и свободы человека и гражданина могут быть обеспечены лишь в условиях подчинения государства обществу и закону. Гражданское общество должно управлять государством, которое, в свою очередь, является институтом, необходимым для блага всего общества, осуществляет свою деятельность согласно его мандату и в рамках закона. Правовое государство выступает в роли некого социального регулятора в отношении гражданского общества, оно определяет границы его автономии. Обеспечивая потребности саморегулирующегося общества и тем самым господство в обществе права, правовое государство создает гарантии от административного вмешательства в жизнедеятельность общества. Относительно самого термина «гражданское общество» Н. И. Матузовым предложено следующее определение: «это не государственно-политическая, а, главным образом, социально-экономическая и личная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними; это свободное демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, массовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма, справедливости» . Следовательно, существует неразрывная связь между демократией и правами человека.
В ст.1 Конституции зафиксировано, что Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Демократизм проявляется прежде всего в народовластии, поскольку единственным источником власти Конституция признает российский многонациональный народ. Свою власть он реализует в двух формах демократии - представительной и непосредственной.
Суть представительной демократии в том, что народ управляет государственными делами через выбранных им Президента, депутатов Государственной Думы, депутатов представительных органов субъектов Федерации, а также через органы местного самоуправления .
Непосредственная демократия проявляется в непосредственном решении каждым гражданином государственных, общественных, производственных, организационных и иных вопросов путем референдумов, обсуждения законопроектов, собраний учредителей и др.
Демократизм проявляется также: в разделении властей, политическом многообразии, нормативном закреплении прав и свобод граждан, наличии местного самоуправления.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Рос. газ. – 2020. – 04 июля.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Российская газета. ‒ 2003. ‒ 8 окт.
II. Специальная литература
3. Авралев Н. В. Законодательные органы власти субъектов Российской Федерации в системе региональных политических режимов : дисс... канд. политич. наук. – Нижний Новгород, 2006. – 178 с.
4. Акопян О.С. Проблемы и перспективы построения демократического государства в России // В сборнике: Будущее науки - 2019. сборник научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции. ‒ 2019. ‒ С. 12-14.
5. Алмонд Г. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор / Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К. Стром, Р. Далтон. – М., 2002. – 452 с.
6. Апольский Е.А., Мордовцев А.Ю., Хоменко С.М. Политико–правовой режим в сущностном и национальном измерении // Сер. Теория и история государства и права. – Москва, 2021. – 432 с.
7. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник/. – 12– е изд., изм. и доп. – Москва : Норма: ИНФРА– М, 2017.– 561 с.
8. Березкина О. С. «Тоталитарные режимы»: некоторые аспекты сопоставления // Россия и Германия: история и современность сборник научных статей международного круглого стола. ГОУ ВО МО «Государственный социально–гуманитарный университет». – 2018. – С. 22–32.
9. Боголюбова И. Ю.. Формирование региональных политических режимов в России : Дис. ... канд. полит. наук. – Ставрополь, 2004. – 186 c.
10. Иванов А.О. Развитие доктринальных подходов к понятиям «тоталитаризм» и «авторитаризм» // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. – 2020. № 2 (38). – С. 119–126.
11. Иванова К.В., Павлов Е.В. Современные государственные (политические) режимы // В сборнике: Молодая инновационная Чувашия: творчество и активность. Сборник трудов XIX Международной Открытой научной конференции молодежи и студентов. – Чебоксары, 2022. – С. 472–475.
12. Калужина М.А., Краева Е.В. Политический режим как элемент формы государства // Очерки новейшей камералистики. – 2023. – № 3. – С. 18–20.
13. Кожухов К.В., Мамышева Н.Г. Государственный режим: понятие и виды // В сборнике: Инновационный дискурс развития современной науки. Сборник статей Х Международной научно–практической конференции. – Петрозаводск, 2022. – С. 80–85.
14. Кондрашев А. А. Идея правового государства в России: конституционная мифология и правовая реальность //Исследование Российской государственности. – Москва : Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина (МГЮА). – 2017. – №3 (124). – С. 74– 88.
15. Краснов М. А. Конституционно–правовой смысл понятия «демократическое государство» // Судьбы конституционализма в России и современном мире : сборник статей / [Под ред. М. А. Краснова]. – Вып. 7. – Москва : Юрист, 2012. – С. 4– 38.
16. Линц Х.Тоталитарные и авторитарные режимы // Неприкосновенный запас. – 2018. – № 4. – С. 16–62.
17. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. – М., 2004. – 529 с.
18. Матузов Н. И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. – 1995. – № 3. – С. 83– 93.
19. Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства. – М.: Норма, 2004. – 832 с.
20. Озерский М.С. Политические режимы: теоретические и историко–правовые аспекты // В сборнике: Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров. Материалы ХХIII национальной научной конференции (с международным участием). – Таганрог, 2022. – С. 583–585.
21. Политика. Толковый словарь ; под ред. А. Маклина. – М., 2001. – 562 с.
22. Попов Е.В. Авторитарный политический режим // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XXVIII Международной научно–практической конференции. – 2020. – С. 13–15.
23. Саидова К.В. Россия - демократическое правовое федеративное государство // В сборнике: Проблемы совершенствования законодательства. Сборник научных статей студентов юридического факультета. – Махачкала, 2019. – С. 254-255.
24. Слинько А.А. Политические особенности кризисного этапа мирового развития: проблемы и противоречия // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. – 2013. – №2 – С. 184–186.
25. Степанов В.Е. Некоторые аспекты правового регулирования деятельности авторитарных политических режимов // Инновационные проекты и технологии в образовании, промышленности и на транспорте. Материалы научной конференции, посвященной Дню Российской науки. – 2020. – С. 293–299.
26. Хазов A.M. Переходные состояния политического режима в современной России и перспективы его развития: Дис. . канд. полит, наук. – М., 2011. – С.45.
27. Хамаганов А.Н. Политический режим государства // В сборнике: Развитие науки, образования и технологий: механизм отбора и реализация приоритетов. Сборник статей по результатам Международная научно–практическая конференция. – Стерлитамак, 2023. – С. 52–53.
28. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: Омега–Л, 2008. –365 с.
29. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. – М., 1995. – 304 с.
30. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. – М.: Интерпракс, 1995. – 296 с.
31. Эндрейн Ч. Сравнительный анализ политических систем. – М., 2000. – 278 с.
32. Riggs F.W. Fragility of the Third World's regimes. International Social Science Journal. Vol. XLV, № 2, 1993.