Фрагмент для ознакомления
2
Это означает, что государство служит обществу и стремится устранить или свести к минимуму неоправданные социальные различия.
Впервые социальный характер государства был провозглашен в Основном законе Федеративной Республики Германия в 1949 году.
Конституция Российской Федерации (ст. 7) провозглашает: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". [1]
В соответствии с этим общим положением российское государство выполняет следующие конституционные обязанности:
a) охранять труд и здоровье граждан;
б) устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда;
в) обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидности и старости;
г) обеспечить развитие системы социальных услуг;
д) установить гарантии пенсий, пособий и других видов социальной защиты; к середине XIX века роль социальных функций государства становилась все более очевидной, что обусловило необходимость определения этой новой природы.
В 1850 году Лоренц фон Штейн ввел в научный оборот понятие "социальное государство", включив в него признаки, присущие этому явлению: Определение социального государства, предложенное Л. фон Штейном, содержало ряд фундаментальных положений, расширяющих традиционное понимание обязанностей государства. В частности, он утверждает, что социальное государство должно "утверждать своей властью абсолютное равенство прав всех слоев общества на частную, самоопределяющуюся личность человека". [24]
В конечном счете, развитие одного социального класса является условием развития другого, и именно в этом смысле имеется в виду социальное государство". Действительно, это определение преодолевает социологический взгляд на государство (как на объект классовой борьбы).
Равенство всех людей (индивидов) рассматривается как одна из характеристик социального государства, дихотомия "индивид-государство" заменяет прежнюю "государство-общество", а главной целью государства становится экономический и социальный прогресс. Такую трактовку концепции социального государства поддерживают Й. Офнер, Ф. Науманн и А. Вагнер.
Появление термина "социальное государство", по сути, является признанием меняющейся природы государства. Это понятие отражает переход от "полицейского" государства, "государства общественного договора" и "государства как высшей формы власти" к государству, выполняющему социальные функции.
Иными словами, государство несет ответственность за благосостояние своих граждан, обеспечивает доступ всех членов общества к социальной поддержке, создает национальную систему социального обеспечения и социальной защиты, вводит новые механизмы бюджетного финансирования социальных программ и социальной политики в форме государственного социального страхования и становится доминирующим актором в выполнении социальных функций.
Первые три десятилетия XX века ознаменовались ростом числа социальных законов и включением принципов социального государства в политику многих стран. Австрия, Австралия, Канада, Дания, Франция, Италия, Новая Зеландия, Норвегия, Советский Союз, Швеция и Соединенные Штаты Америки приняли законы о социальном и медицинском страховании, пенсиях, пособиях по безработице, семейных пособиях и страховании от несчастных случаев. Социальное законодательство стало не просто отраслью права и оказало существенное влияние на правовое содержание всей нормативно-правовой базы государства: в 1930 году Г. Геллер ввел понятие "социальная правовая система", в котором подчеркивалось право граждан на получение социального обеспечения от государства. [12]
Определение социального государства как правового государства является основой для определения новой социальной идентичности государства.
Впервые в истории извечный конфликт между свободой и равенством был устранен путем компромисса «на протяжении столетий люди стремились к свободе и равенству как к одним из первичных целей человеческой жизни, но полная свобода для сильных и талантливых несовместима с правом на достойную жизнь для слабых и малоодаренных» - было снято через компромисс, стало возможным ограничение свободы «ради социального благосостояния, чтобы накормить голодных, приютить обездоленных...».
Правовая основа социального государства подтверждает принцип естественных прав человека в обществе. На этой основе возникает совершенно новый правовой конфликт асимметрии между правами и обязанностями. Эта ситуация настолько важна для теории права, что некоторые авторы, например Э. Форстхофф, отрицают возможность сочетания правового государства с социальным или указывают на его принципиальную противоречивость.
Однако именно асимметрия социальных прав и обязанностей индивида создает особое положение государства как единственного субъекта социальной деятельности. Государство становится медиатором всей совокупности прав и обязанностей, делая их равными и соразмерными посредством социальной политики. В этом качестве государство приобретает особое право на перераспределение благ, а значит, и особую функцию фактического обеспечения формального равенства людей.
Второй этап формирования социального государства длился с 1930-х до конца 1940-х годов и поэтому может быть назван этапом правового социального государства.
Следующий этап в развитии идеи социального государства был начат знаменитым докладом У. Бевериджа "Полная занятость в свободном обществе", представленным британскому парламенту в 1942 году. В этом докладе были изложены основные принципы "государства всеобщего благосостояния", впервые была выдвинута идея единой гарантии минимального дохода для всей страны, а также подчеркнута тесная взаимосвязь социальной политики с национальной экономической политикой, направленной на обеспечение полной занятости. [17] С тех пор термин "государство всеобщего благосостояния" (welfare state) стал синонимом социального государства в англоязычном мире.
Одна из особенностей социальных услуг, предоставляемых государством, заключается в том, что они не просто сокращают "разрыв" между материальными возможностями и определенным уровнем жизни, а активно создают условия для реализации последнего. При этом государство несет ответственность за обеспечение равных социальных возможностей для всех социальных групп.
Суть этапа социального обслуживания заключается в переходе государства от пассивной к активной социальной политике.
Хотя понятия "социальное государство" и "государство всеобщего благосостояния" очень близки, оба они претерпели изменения с течением времени.
Период с конца 1950-х до середины 1980-х годов можно обозначить как период государства всеобщего благосостояния. Концепция государства всеобщего благосостояния возникла в 1950-1960-е годы, когда уровень жизни в развитых странах стремительно рос, а системы страхования социальных рисков почти полностью компенсировали неопределенность будущего.
Государство всеобщего благосостояния - лучшая гарантия социальной сплоченности и реализации основных социальных принципов. Государство взяло на себя новую функцию - гарантировать высокий уровень жизни для всех членов общества, совершенно новую по сравнению с предыдущими периодами.
Стоит отметить, что высокая степень универсализации социального страхования в этот период привела к существенным изменениям в других социальных функциях, таких как страхование от безработицы, медицинское страхование и пенсионные выплаты.
К концу 1980-х годов большинство стран "отошли" от индивидуального договорного страхования рисков и перешли к социальной помощи, в том числе тем социальным группам, которые не платили взносы в фонд социального страхования.
Если этот этап позиционируется как период наибольшего развития принципов страхования, то следует подчеркнуть, что принцип солидарности стал определяющим принципом государства всеобщего благосостояния.
Этим объясняется универсальность социальной помощи, ее ориентация на универсальные показатели качества жизни и преимущественное использование механизмов финансирования страхования рисков на основе солидарности.
Акцент на либеральных ценностях протестантской морали и абсолютизация гражданских прав и свобод как исторического условия привели к примату принципа возмещения ущерба над принципом солидарности. В этом контексте справедливость понимается как возмещение и компенсация, а социальный риск заменяется понятием "жертва".
Только если человек признан жертвой, он имеет право на возмещение ущерба.
Практическое применение этого принципа привело к появлению тенденции к адаптации индивидуального подхода к коллективному подходу в социальной помощи.
Отдельные социальные группы заявляют о себе как о жертвах и обращаются за социальной поддержкой и бюджетными трансфертами. В то же время распространенной практикой является более широкое осознание вреда, в том числе несправедливости предыдущих поколений.
С 1989 года этот принцип стал широко внедряться в российское социальное законодательство, создавая сложные коллизии и подрывая систему социального обеспечения, основанную на принципе солидарности.
Что касается функций государства, то и принцип солидарности, и принцип компенсации в равной степени реализуются через принятие государством на себя определенных социальных обязательств.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации. Принятая всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022). // "Российская газета" от 8.12.1994 г.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020) // Собрание законодательства РФ.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 02.11.2023) // Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52, ст. 4921.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023) // Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 17.02.2023). // "Российская газета", N 220, 20.11.2002 г.
Специальная литература
7. Антонова Н. В., Еремина О. Ю. Социальные функции государства: новые векторы развития //Журнал российского права. – 2020. – №. 12. – С. 89-102.
8. Апостолова Т., Косевич Н. Социальная политика Российской Федерации и правовой механизм ее реализации: учебник для вузов. – Litres, 2022.
9. Аристов Е. Правовая парадигма социальности государства. – Litres, 2022.
10. Батеева Е. В., Заикина И. В., Питерская А. Л. Социальное государство в парадигме реализации принципов правового государства //Юридический мир. – 2020. – №. 9. – С. 13-16.
11. Габрелян Э. В. Актуальные проблемы теории государства. Учебное пособие. – " Издательство"" Проспект""", 2020.
12. Гайдар Е. Государство и эволюция. – Litres, 2022.
13. Долженкова, Е. В., Ларина, О. Г., Емельянов, А. С., Картамыщева, Н. В., Кузнецова, Т. Л., Малогорская, И. О., ... & Шишкарева, Т. Н. (2019). Основы социального государства.
14. Замараева З. Социальная защита и социальное обслуживание населения. – Litres, 2022.
15. Ильин В., Поварова А., Морев М. Социальное государство в России. Проблемы и перспективы. – Litres, 2022.
16. Клишас А. А. Юридический код государства //М.: Международные отношения. – 2019.
17. Козлов С. Д. Россия как социальное государство: обоснованная конституционная задача и разрушительная политическая практика //Кронос. – 2019. – №. 7 (34). – С. 5-10.
18. Козлов С. Д. Россия как социальное государство: обоснованная конституционная задача и разрушительная политическая практика //Кронос. – 2019. – №. 7 (34). – С. 5-10.
19. Кутырев В. А. О судьбе управления и права в цифровом обществе //Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2019. – №. 1 (45). – С. 278-281.
20. Лапин Н. И., Ильин В. А., Морев М. В. Экстремальные неравенства и социальное государство (часть 1) //Социологические исследования. – 2020. – №. 1. – С. 4-17.
21. Левашов В. К., Гребняк О. В. Цифровая культура российского общества и государства //Социологические исследования. – 2020. – №. 5. – С. 79-89.
22. Маргулян, Я. А. Основы социального государства: учебное пособие для вузов / Я. А. Маргулян. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 178 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07234-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512700 (дата обращения: 21.01.2024).
23. Маргулян, Я. А. Основы социального государства: учебное пособие для среднего профессионального образования / Я. А. Маргулян. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 178 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08825-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513231 (дата обращения: 21.01.2024).
24. Мельников В. Ю. Обеспечение государством социальных прав человека. – Общество с ограниченной ответственностью «Фонд науки и образования», 2020.
25. Мухаев, Р. Т. Теория государства и права: учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 555 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17484-7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533182 (дата обращения: 21.01.2024).
26. Носов С. И. Конституция Российской Федерации: проблемы реализации //Право и современные государства. – 2019. – №. 1. – С. 9-17.
27. Раянов Ф. Правовое государство и современный мир. – Litres, 2022.
28. Роик, В. Д. Социальная политика государства: социальная сплоченность: учебное пособие для вузов / В. Д. Роик. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 468 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12613-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518964 (дата обращения: 21.01.2024).
29. Роик, В. Д. Социальная политика. Теория и история: учебник для вузов / В. Д. Роик. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 436 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13439-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519478 (дата обращения: 20.01.2024).
30. Сидорина Т. Государство всеобщего благосостояния. – Litres, 2022.
31. Шарков Ф. Основы социального государства. – Litres, 2022.