Фрагмент для ознакомления
2
Младший школьный возраст является тем периодом развития ребенка, который характеризуется активным формированием навыков письма, поскольку до этого момента лишь отдельные дети умеют писать буквы и слова.
Письменная речь представляет собой комплекс навыков, которые позволяют облекать результаты собственного мышления в определенные символы, которые составляют компоненты традиционного письма. Письменная речь очень важна для каждого человека, поскольку с помощью нее можно не только передавать, но и хранить информацию, которая предназначена для другого человека [2, 46].
В современной русской орфографии существует несколько принципов, на основе которых организуется письменная речь и формируются определенные правила написания слов. Типология этих принципов представлена на рисунке 1 [22, 56].
Рисунок 1 – Типология принципов письма
Самым простым принципом письма в русском языке является фонетический, т.к. он предполагает написание слова так, как человек его слышит. Однако частое применение данного принципа зачастую приводит к невозможности грамотно писать и излагать свои мысли в соответствии с нормами языка [2, 46].
Морфологический принцип заключается в наличии неизменных форм и частей слов, написание которых не зависит от того, как они звучат, а должно быть объяснено орфографическими правилами русского языка и воспроизводиться в соответствие с ними [22, 57].
Традиционный принцип письма является одним из основных в русской орфографии, наряду с морфологическим и фонетическим. Данный принцип основан на исторически сложившихся представлениях о том, как нужно писать то или иное слово или буквосочетание. В рамках данного принципа выделяется множество правил, которые передаются из поколения в поколение и остаются неизменными, несмотря на проведение различных языковых реформ (в частности, появление новых требований в контексте формирования так называемого современного русского языка) [12, 46].
К подобным традициям является установленное исторически написание буквосочетаний «жи/ши, ча/ща, чу/щу», а также целый ряд словарных слов.
Основой понимания специфики традиционного принципа письма является то, что при изучении правил детям не понятна причина той или иной нормы, т.к. в современном русском языке она уже не является актуальной, поскольку она не имеет под собой реальной социально-культурной основы [26, 105].
Исследователи указывают на то, что возможность выработки способности к овладению традиционным принципом письма у ребенка возникает еще задолго до того, как он начинает учиться писать [17, 70].
В том случае, если к определенному возрасту данная предпосылка не сформировалась в достаточной степени, то в определенный возрастной период ребенок столкнется с рядом педагогических проблем, которые будут оказывать негативное воздействие на его успешное освоение орфографических и иных языковых норм [8, 106].
Фактически именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основные навыки письменной речи, которая является первым предметом для изучения в курсе русского языка в школе.
При этом усвоение традиционного принципа письма выступает в качестве первого этапа формирования данного важного навыка, поскольку запоминание правил, не имеющих объяснения, на данном этапе психофизиологического развития, является самой простой операцией. Это связано, прежде всего, с доминирующим превосходством механической памяти над словесно-логической, в рамках которой можно уже заниматься изучением морфологического принципа, который требует понимания и сопоставления определенных случаев употребления той или иной письменной языковой нормы [24, 88].
Развитие письменной речи в онтогенезе представляет собой сложный процесс, поскольку он обусловлен рядом значимых факторов. Для младшего школьника, который учится правильно и грамотно писать, принципиально важно в процессе обучения иметь комфортное психологическое состояние, хорошее здоровье, высокий уровень мотивации, а также примеры и пособия, которые позволяет ему эффективно усвоить навыки традиционного письма, которые будут необходимы ему в жизни [28, 106].
Онтогенез письменной речи у младших школьников – достаточно сложное явление, которое в научной литературе описывается неоднозначно. В частности, исследователи отмечают, что к началу младшего школьного возраста устная и письменная речь ребенка должна быть наполнена различными понятиями, смысл которых он понимает, однако, не может выразить письменно только по причине недостаточной сформированности данного навыкаю. Однако если ребенок к началу школы уже умеет писать, он обычно может изображать эти понятия в виде слов и словосочетаний.
В первом классе большинство детей изучают буквы и учатся изображать их графически, посредством многократного выписывания их в прописях. В этот момент формируется навык письма, постановка руки для аккуратного почерка, однако, грамотность еще не сформирована, многие дети в первом классе допускают большое количество орфографических ошибок даже в простых словах.
К концу первого класса ситуация в корне меняется, и дети могут писать диктанты из простых слов и словосочетаний, однако ошибки все еще допускаются и это не выходит на пределы возрастной нормы.
Во втором классе младшие школьники уже могут достаточно грамотно писать простые слова и словосочетания, также они получают навык составления и написания предложений с учетом синтаксических и грамматических норм. Орфографических ошибок при правильном обучении и отсутствии дефектов становится меньше, однако, допускаются ошибки в пунктуации.
В третьем-четвертом классе письменная речь уже полностью сформирована, младшие школьники в норме не должны допускать орфографических, грамматических и синтаксических ошибок, однако, такие ситуации достаточно часто встречаются, но уже не являются признаком нормы и требуют коррекции.
Таким образом, письменная речь является сложным структурным образованием, которое в младшем школьном возрасте формируется и проходит несколько стадий развития. Высокий уровень сформированности письменной речи в младшем школьном возрасте зависит не только от нормотипичности детей, но и от правильного обучения в рамках школы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдрахманова Э.Р. Особенности навыков письма у школьников с ДЦП // Логопед. – 2014. – № 2. – С. 14-20.
2. Абрахамова Е.П., Филонова А.А. Современные принципы письма: проблемы усвоения // Педагогический вестник. – 2022. – № 10. – С. 46-58.
3. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М.: Просвещение, 1989. – 80 с.
4. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи. – Киев: Здоров'я, 1988. – 328 с.
5. Баранова Ю.В., Устинова Г.В. Современные подходы к обучению школьников с нарушениями речи // Вестник Воронежского государственного университета. – 2019. – № 12. – С. 105-120.
6. Батышева Т.Т., Быкова О.В., Виноградов А.В. Детский церебральный паралич – современные представления о проблеме (обзор литературы) // Русский медицинский журнал. – 2012. – № 8. – С. 16. – [Электронный ресурс] URL: https://www.rmj.ru/articles/nevrologiya/Detskiy_cerebralynyy_paralich__sovremennye_predstavleniya_o_probleme_obzor_literatury/#ixzz8RzwS8d59 (дата обращения: 15.02.2024).
7. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1993. – 258 с.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Педагогика, 1961. – 650 с.
9. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. – М.: Медицина, 1977. – 96 с.
10. Дуда И.В., Дударева О.Е. Особенности развития регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи // Молодой ученый. – 2022. – № 19 (414). – С. 450–453.
11. Иваницкая И.Н. Детский церебральный паралич. – СПб.: Дидактика Плюс, 2003. – 101 с.
12. Иванова А.М. Русская орфография. – М.: Педагогика, 2019. – 338 с.
13. Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М.: Просвещение, 1985. – 203 с.
14. Макаров И.В., Емелина Д.А. Нарушения речевого развития у детей // Социальная и клиническая психиатрия. – 2017. – Т. 24. – № 4. – С. 101–105.
15. Морозова М.С. Нарушения речи у детей. – Норильск: Сфера, 2022. – 324 с.
16. Насибуллина А.Д. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 5 – С. 138–141. – [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-regulyativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-u-mladshih-shkolnikov-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi-na-logopedicheskih (дата обращения: 20.01.2024).
17. Ольшанская Е.Н., Логинова О.В., Саморезова Г.В. Этапы усвоения письменной речи младшими школьниками: теоретические и методологические вопросы // Известия Ростовского государственного университета. – 2023. – № 2 (56). – С. 70–82.
18. Правдина-Винарская Е.Н., Эйдинова М.Б. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. – М.: АПН РСФСР, 1959. – 187 с.
19. Пханаева С.Н., Хамукова Б.Х. Психолого-педагогический аспект работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – Т. 8. № 5/3 – С. 24 – [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskiy-aspekt-raboty-s-detmi-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi-v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения: 20.01.2024).
20. Сидоренкова А.В., Сидоренкова В.В. Формирование социального опыта младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в инклюзивной группе образовательной организации // Материалы XIII международной студенческой научной конференции «Студенческий форум». – 2021. – С. 19-21. – [Электронный ресурс]. – URL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018027052 (дата обращения: 20.01.2024).
21. Спирова Л.Ф. Особенности обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Педагогика, 1968. – С. 50–90.
22. Тихомирова Е.Н., Завадская А.Ю., Смирнова Ю.Е. Педагогические подходы к формированию у младших школьников представлений о традиционном принципе письма: методологические аспекты исследования // Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы изучения русского языка в общеобразовательной и коррекционной школах». – Ярославль: Ярославский педагогический институт, 2023. – С. 56–70.
23. Ткаченко Е.С., Голева О.П., Щербаков Д.В., Халикова А.Р. Детский церебральный паралич: состояние изученности проблемы (обзор) // Мать и дитя в Кузбассе. – 2019. – № 2 (77). – С. 4–8. – [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskiy-tserebralnyy-paralich-sostoyanie-izuchennosti-problemy-obzor?ysclid=lsq0xkvoaa9658862 (дата обращения: 15.02.2024).
24. Филиппова И.М., Суркова Н.Е., Милованова О.Г. Современные аспекты формирования у младших школьников способности к усвоению письменной речи // Сборник статей Мурманского государственного педагогического института. – Вып. – 8. Русский язык. – Мурманск: Издательство Мурманского государственного педагогического института, 2021. – С. 88–99.
25. Штайнепрас Е.А. Специфика инклюзивного образования учащихся с тяжелыми нарушениями речи // Педагогический опыт. Всероссийский журнал. – 2018. – № 7. – С. 24-28. – [Электронный ресурс]. URL: https://www.pedopyt.ru/categories/10/articles/1709 (дата обращения: 20.01.2024).
26. Яковлева А.А., Пестоцкая Е.Н. Проблемы формирования способности младших школьников к усвоению принципов письма: теория и методика // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной педагогики: российский и зарубежный опыт». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2023. – С. 105–120.