Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Глава 1. Правотворчество: понятие и виды 7
1.1. Понятие и сущность правотворчества 7
1.2. Виды правотворчества 10
1.3. Два подхода к пониманию правотворчества 15
Глава 2. Принципы правотворческой деятельности 15
2.1. Принцип законности 21
2.2. Принцип демократизма 23
2.3 Принцип гласности 24
2.4 Принцип научности 25
2.5 Принцип профессионализма 28
2.6 Принцип оперативности 30
Заключение 32
Список использованных нормативных правовых актов, материалов юридической практики и специальной литературы 35
Фрагмент для ознакомления
2
Правотворчество выступает завершающим этапом правообразования. Правообразования, включает в себя кроме непосредственного создания и изменения правовых норм, анализ предпосылок возникновения правотворчества, критерии и ориентиры, правовую культуру и юридическую технику. Правотворчество – это завершающая стадия правообразования.
Правотворчество представляет собой активную целенаправленную деятельность, связанную с создание правил поведения для регулирования общественных отношений.
Принципами правотворчества выступают:
- законность;
- демократия;
- гласность;
- научность;
- профессионализм;
- оперативность.
Исследованию содержания указанных принципов посвящена вторая глава.
Принципы правотворчества являются основными идеями, ориентирами и исходными положениями для деятельности, связанной с принятием, отменой и заменой правовых норм, и служат руководством для правотворческих органов.
Правотворчество – довольно сложный и неоднородный правовой институт.
Конституция Российской Федерации предусматривает наличие у субъектов Федерации, прав вне пределов ведения Российской Федерации. В совместном ведении Федерации и ее субъектов находится осуществление правового регулирования Федерации и ее субъектов, включая принятие законов и иных нормативных актов.
В связи с этим правое регулирование правоотношений в самом субъекта федерации осуществляется в рамках процедур, предусмотренных Уставами регионов, Конституциями Республик и иными законами субъекта федерации.
Далее рассмотрим особенности правотворчества в регионах:
Особенности правотворчества субъектов Российской Федерации заключаются в следующем:
- расширяется перечень вопросов, по которым субъекты вправе самостоятельно принимать законы, это олицетворяет реализацию принципа децентрализации российского государства и укреплению подлинно федерального принципа;
- договоры соглашения между субъектами, в первую очередь в социально-культурной и экономической области стали активно заключатся в последнее время;
- отличается достаточно большой степенью своеобразия, отражающей их региональные особенности и статус;
правотворчество субъектов Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом и Федеральным законом;
принятие нормативных актов разнообразными отделами и органами, в том числе органами местного самоуправления, непосредственно в границах субъекта федерации.
Итак, правотворчество представляет собой деятельность специально уполномоченных субъектов, связанную с принятием, изменением и отменой правовых предписаний, в четно установленном порядке и в соответствии с действующими законами. Субъектами правотворчества являются государственные органы, органы местного самоуправления, граждане и общественные объединения.
1.2. Виды правотворчества
Существует достаточно широкий перечень классификации правотворчества.
Самым распространённым видом правотворчества выступает законотворчество, которое представляет собой принятие закона представительном органов власти, в соответствии с предусмотренным регламентом, а так же опубликование и вступление в силу закона.
Подчиненное правотворчество выполняется административными органами. Это относится к принятию нормативных актов в области административного регулирования, или в иных областях, требующих разработку такого нормативного акта, который регламентирует все особенности реализации мероприятий.
Прямое правотворчество это принятие закон непосредственно назеленим в виде референдума.
Референдум обладает своими особенностями, это и перечень вопросов, и порядок проведения, и особенности вступления в силу результатов голосования на референдуме.
Делегированное правотворчество представляет собой передачу полномочий от одних органов к другим, направленнее на реализацию правотворчества.
Например, в других странах, парламент передает правительств полномочие на принятие законов в социально экономической области под своим контролем. А Правительство не вправе передать указанные полномочия другому органу.
В России делегированное правотворчество не получило свое развитие и применение.
Следующий вид это чрезвычайное правотворчество предусматривает принятие нормативного акта во время экстремального положения, стихийного бедствия в государстве.
В Российской Федерации действует широкий круг актов, регулирующих вопросы чрезвычайного правотворчества, например федеральные законы от 26 февраля 1997 г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации»; от 22 августа 1995г. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»; от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и др.
Традиционного угрозы при чрезвычайном положении делятся на три вида:
- угроза безопасности государства;
- социальным интересам;
- угроза экологии и населению, технологические катастрофы.
В связи с этим правотворчество в этой области отличится следующими чертами:
Акт принятия закона о чрезвычайном положении характеризуется следующими признаками:
- устанавливаются цели, обычно связанные с минимизацией вредных последствий;
- приводится список мер, которые применяются в данном случае;- содержат запреты и ограничения
- предусматривают меры ответственности более жёсткие, чем обычно для организаций и граждан;
- ограничен по времени и местности (пространство).
Как уже говорилось, принятие органами местного самоуправления собственного законодательства можно назвать делегированным правотворчеством. Государство своим законодательством наделяет представительные органы местного самоуправления и муниципальных служащих правом принимать нормативные правовые акты по вопросам местного значения. Эти акты обязательны для исполнения всеми субъектами на территории данного муниципального образования, но могут быть обжалованы в суд.
Договорное правотворчество формируется на основе соглашений нормативного содержания, таких как конституции, внутри федеральные соглашения и соглашения об управлении. Эти соглашения добровольно заключаются между различными государственными органами и служат основой для принятия других правовых актов и правовых мер.
Коллективные договоры и соглашения, заключаемые между работодателями и работниками в целях регулирования социально-трудовых отношений, например форм, систем и размеров оплаты труда, условий труда, охраны труда, рабочего времени и времени отдыха, представляют собой еще один вид нормативных правовых актов договорного права. Нормативные акты договорного права относятся к подзаконному типу.
Местные правовые акты – это реализация права на издание нормативных правовых актов отдельными учреждениями, коммерческими или иными организациями хозяйственного или иного характера. Эти законы регулируют конкретные производственные или иные административные задачи. Местные законы издаются руководителем организации и имеют ограниченную силу. То есть они обязательны только для самой организации, ее структурных подчиненных органов и работников. Этот вид права часто издается в форме уставов, положений, приказов или инструкций. Для того чтобы приказ имел юридическую силу, он должен быть зарегистрирован в соответствующем государственном органе.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андриченко, Л. В. Концепции развития российского законодательства / Л.В. Андриченко, О.А. Акопян, В.И. Васильев. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 128 с.
2. Арзамасов, Юрий Мониторинг в правотворчестве. Теория и методология: моногр. / Юрий Арзамасов. - Москва: Огни, 2019. - 727 c.
3. Бабаев, В.К. Теория государства и права: учебник/под ред. Бабаева В.К. - М., 2003. С. 320-333
4. Баранов, В. М. Очерки техники правотворчества. Избранные труды / В.М. Баранов. - М.: КноРус, 2017. - 143 c.
5. Венгеров, А. Б. Теория государства и права/А. Б. Венгеров. -М.: Омега-Л, 2017. - 608 с.
6. Ковачев, Д.А. Механизм правотворчества / Д.А. Ковачев - М.: Юрий. Л., 2009. С.58
7. Лазарев, В.В., Липень С.В. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. - М., Спартак. 2010. - С.448
8. Лафитский, В. И. Поэзия права. Страницы правотворчества от древности до наших дней: моногр. / В.И. Лафитский. - М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2019. - 384 c.
9. Лукич, Р. Методология права / Р. Лукич - М.: Прогресс. 2009. С.215
10. Любимов, Н.А. Правотворчество в Российской Федерации: проблемы теории и практики. Конспект лекций / Н.А. Любимов. - М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), 2017. - 213 c.
11. Макуев, Р.Х. Теория государства и права: Учебник / Р. Х. Макуев. – Москва-Орел: Изд-во ОРАГС, 2005
12. Малько, А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие /Малько А.В. – М.: ЮРИСТ, 2006
13. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник / М.Н. Марченко - М., 2007. С. 664.
14. Марченко, М. Н. Источники права: Учебное пособие / М.Н. Марченко. — 2-e изд., перераб. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 672 с.
15. Нашиц, А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М.: Слово. 2009
16. Нематов, Акмал Правотворчество в Республике Таджикистан / Акмал Нематов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 420 c.
17. Нестеренко, И. А. Правотворчество в Российской Федерации / И.А. Нестеренко. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2016. - 272 c.
18. Общая теория права. Курс лекций. / Под ред. Бабаева В.К. - Нижний Новгород. 2009. С.304
19. Осипов, М.Ю. Понятие и соотношение правового регулирования и правотворчества: монография / М.Ю. Осипов. — М.: РИОР, 2017. — 219 с
20. Придворов, Н. А. Правообразование и правообразующие факторы в праве: Монография / Н.А. Придворов, В.В. Трофимов. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 400 с
21. Рассказов, Л. П. Теория государства и права. Углубленный курс: Учебник/Рассказов Л. П. — М.: РИОР, ИЦ РИОР, 2019. — 560 с.
22. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. – М.: ЮРИСТ, 2001. С. – 412-429
23. Хабибулин, А. Г. Теория государства и права: Учебник/ Под ред. Хабибулина А. Г., Лазарева В. В., 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 512 с.
24. Шувалов, И.И. Правотворчество в механизме управления обществом: необходимость комплексного исследования / И.И. Шувалов. - М.: Норма, 2017. - 639 c.
25. Ярославцев, В. Г. Нравственное правосудие и судейское правотворчество / В.Г. Ярославцев. - М.: Юстицинформ, 2017. - 728 c.