Фрагмент для ознакомления
2
Социальная политика - политика социального развития и социального обеспечения; система мероприятий, осуществляемых экономическим субъектом (обычно государством) для улучшения качества жизни и стандартов определенных социальных групп [2].
Однако следует иметь в виду, что нет четкого мнения о том, что следует понимать под «социальной политикой»; например, этот термин часто используется в социально-административном смысле, связанном с институционализированными социальными услугами, предоставляемыми государством (то есть установленными на правовом и институциональном уровне). Некоторые авторы считают такое использование термина неправильным [2].
Чаще всего социальная политика в прикладном и практическом смысле понимается как совокупность (системных) мер и конкретных мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, кто является их основным инициатором (субъектом), различают соответствующие виды социальной политики: государственную, региональную, муниципальную, корпоративную и т.д.
С научной точки зрения, это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, обществом всех слоев общества, центральной и главной конечной целью которого является человек, его благополучие, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная защищенность населения в целом [3].
Традиционными областями социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жилищное строительство и социальное обеспечение (включая пенсии и личные социальные услуги) [1]
Как правило, «социальная политика» относится к политике, реализуемой государством, но в качестве основного органа социальной политики может принимать меры не только государство, но и другие субъекты: наднациональные образования (в данном случае социальная политика формируется и реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях). Это целостная система взаимопроникновения и взаимных ограничений, состоящая из взаимодействующих и неделимых объединенных частей, которые представляют собой тройственную социальную политику.
Обычно государство реализует свою социальную политику через местные и региональные органы власти. Социальная политика страны финансируется из национального бюджета. Целью национальной социальной политики обычно является большая социальная группа, которая соответствует текущему идеологическому настрою страны или долгосрочной ценностной ориентации общества [5].
Целью национальной социальной политики является улучшение здоровья населения страны, обеспечение достаточного дохода и социальной поддержки при определенных неблагоприятных условиях жизни и в целом создание благоприятной социальной среды для населения в обществе (рис. 1).
Рисунок 1 – Цели социальной политики
Социальная политика является неотъемлемой частью общей стратегии страны в социальной сфере:
- деятельность, направленная на формулирование и реализацию решений, непосредственно затрагивающих отдельных лиц и их статус в обществе;
- в целях обеспечения их социальной защищенности, с учетом особенностей различных групп населения страны, социальная политика направлена на улучшение и поддержку жизни населения.
Социальная политика реализуется по-разному. Одним из основных способов является предоставление социальных услуг. Объектом социальных услуг могут быть как отдельные социальные группы, осуществляющие социальное управление (обычно с определенными социальными проблемами), так и население в целом [17].
Например, система социальной защиты безработных является неотъемлемой частью государственной политики. Она включает в себя две системы: страхование по безработице, основанное на опыте работы, и страхование, основанное на уровне заработной платы, а также социальное обеспечение для поддержания уровня жизни после проверки средств к существованию. Страхование на случай безработицы - наиболее распространенная государственная программа поддержки доходов, предоставляемая развитыми странами безработным [8].
При формулировании и реализации социальной политики неизбежно возникнет вопрос о социальных приоритетах, то есть социальные задачи, признаваемые обществом на данном этапе его развития, являются наиболее актуальными и неотложными и нуждаются в решении в первоочередном порядке. Приоритеты социальной политики:
- гарантировать людям нормальные условия жизни и развития от рождения до старости;
- создавать условия для функционирования семьи как основной ячейки общества, уделяя особое внимание матери;
- обеспечивать экономическую безопасность и надежную защиту конституционных прав и свобод граждан;
Соответственно, стратегия социальной политики - это общее решение системы социальных проблем страны на данном конкретном историческом этапе ее развития.
1.2 Основные направления социальной политики в России
Направления социальной политики — это сферы государственной деятельности, осуществляемые посредством реализации национальной политики, профессиональными субъектами государственного управления — лицами, занимающими государственные должности, реализуемые для формирования стандартов качества жизни населения (рис. 2).
Рисунок 2 – Направления социальной политики
Статья 7 Конституции Российской Федерации гласит, что Российская Федерация является социальным государством, и ее политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это подтверждает конституционно-правовой статус страны и предполагает, что Конституция гарантирует экономические и социальные права и свободы людей и сограждан, а также соответствующие направления социальной политики [5]:
- охрану труда и здоровья человека;
- установление гарантированной минимальной заработной платы;
- оказание государственной поддержки семьям, матерям, отцам и детям. детей, инвалидов и пожилых граждан;
- развитие системы социального обслуживания;
- установление государственных пенсий, пособий и других гарантий социальной защиты.
Развитие социальной политики страны определяется политикой страны, основанной на многих факторах, таких как: экономика, население, экологическое состояние страны и т.д. Данное развитие также связано с удовлетворением насущных потребностей в жилье, продовольствии, одежде, образовании и медицинском обслуживании, культурном досуге, спорте и физкультуре.
Одним из способов сохранения социально значимых сфер в Российской Федерации являются методы налогового надзора, такие как налоговые льготы. Основой налоговых льгот являются низкие налоги, оптимизация состава и структуры налоговой системы, уровня налоговой нагрузки и ставок налога на доходы физических лиц, а также использование налоговых льгот (налоговые льготы и концессии).
В литературе и официальных документах интерпретация социального поля имеет два основных значения. В узком смысле это относится ко всем формам деятельности, в которых люди удовлетворяют материальные потребности. В самом широком смысле социальная сфера - это сфера, которая отвечает жизненным интересам всех людей, включая потребности духовной жизни [18].
Существование человека как биологического общества требует знаний, морали, искусства, игр, красоты и т.д. Обычно под ним понимают группу непроизводственных учреждений и систем, включающих здравоохранение, образование, культуру и т.д. В других отношениях социальная сфера включает в себя ряд услуг, предоставляемых социальным сектором: здравоохранение, спортивная культура, социальное обеспечение, образование, культура и искусство.
Источник надзора лишь определяет права граждан на определенные виды социального обеспечения, отражает предоставляемые ими требования и условия, а также регулирует организационные и юридические процедуры реализации соответствующих нормативных актов (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Основы деятельности служб гражданского общества Российской Федерации» в редакции от 21.07.2014).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абалдуев, В.А. Государственная политика содействия занятости: проблемы ее формирования и реализации в правовой системе России // Занятость и трудоустройство в современной России: проблемы правового регулирования. М.: Наука, 2021. - С. 29-54.
2. Айбатов, М.М. Влияние социальных факторов на процесс становления правового государства // Юридический вестник ДГУ. - 2022. - №2. - С. 74.
3. Асланова, С. Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования // Молодой ученый. — 2022. — № 9 (89). — С. 511-514.
4. Ахмадеев, А. С. Генезис социального государства в постсоветской России: опыт региональной практики / А.С. Ахмадеев. - Казань, 2020. – 517 с.
5. Байтин, М. И. Сущность и основные функции социалистического государства: монография / М.И. Байтин. - Саратов, 2020. – 517 с.
6. Беляева, Ю.Н. О социальных функциях государства // Журнал Российского права: Государство и право в современном мире: проблемы теории и истории. – 2020. – С. 55-78.
7. Власенко, Н. А. Теория государства и права: науч.-практ. пособие / Н.А. Власенко. - М.: Кнорус, 2020. – 502 с.
8. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. – 2020. – С. 12-26.
9. Денисов, А. И. Сущность и формы государства / А.И. Денисов. – М: Кнорус, 2020. – 214 с.
10. Загайнов, Л. И. Социалистическое государство и законы экономики / Л.И. Загайнов. – М.: Наука, 2020. – 517 с.
11. Иваненко, В. А., Иваненко В. С. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты / В.А. Иваненко. – М.: Логос, 2020. – 520 с.
12. Калашников, С. В. Функциональная структура социального государства // Человек и труд. - 2022. - № 6. – С. 102-154.
13. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.).
14. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей // Советский журнал международного права. - 1991. - № 3. - С. 136 - 172.
15. Морозова, Л. А. Современная российская государственность: проблемы теории и практики // Общая теория государства и права: государство. – 2020. – С. 88-96.
16. Постановление Государственной Думы ФС РФ от 11.06.2003 № 4178-III ГД «О проекте Федерального закона № 209727-3 «О минимальных государственных социальных стандартах»» // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 25. - Ст. 2477.
17. Постановление Верховного суда РФ от 03.06.1993 № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 25. - Ст. 903.
18. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2008. - № 47. - Ст. 5489.
19. Социальная сфера [Электронный ресурс]. http: //tisbi.ru/science/vestnik
20. Стратегии и программы социального прогресса [Электронный ресурс]. http: // www.government.ru
21. Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 769 «Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 22. - Ст. 2666.
22. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях организации государственной социальной политики» // Российская газета. — 2012. — № 5775.
23. Улучшение ключевых показателей социального прогресса [Электронный ресурс]. http: // www.rian.ru