Фрагмент для ознакомления
2
В начале 2022 года ситуация с экономической деятельностью в России изменилась в результате введенных против страны санкций, что повысило актуальность комплексной модернизации национальной экономики, производства и эффективного освоения научных знаний, разработки и внедрения современного оборудования и технологий, основанных на научных знаниях. В настоящее время Россия в значительной степени зависит от иностранных поставщиков большинства оборудования и высокотехнологичной продукции. Исследование проблем и противоречий научно-технологического развития регионов Российской Федерации показывает, что научно-технологический потенциал российских регионов сдерживается рядом препятствий для их активного участия в решении проблем технологической независимости. - Несоответствие между состоянием научно-технологического потенциала и масштабами проблем технологической независимости - Низкий уровень готовности и структурный дисбаланс в реализации научно-технологического потенциала –
Неэффективная система научно-технологического управления и недостаточное финансирование НИОКР - Технологическая неэффективность системы научных исследований и разработок - Неэффективная система НИОКР - Неэффективный научно-технологический потенциал регионов России. Следует также обратить внимание на проблему так называемой «утечки мозгов»: с февраля 2022 года Россию покинули десятки тысяч российских специалистов в различных отраслях и иностранных компаниях. Западные санкции нанесли ощутимый удар по IT-отрасли, импортное оборудование и высокотехнологичная продукция стали недоступны, а поколение молодых свободных программистов оказалось в изоляции и не готово к работе. В результате для большинства российских ИТ-специалистов отъезд из России - единственный способ защитить свои доходы, работу и, самое главное, перспективы на будущее .
Наиболее популярными направлениями являются Армения, Грузия, Казахстан, Турция и Израиль. В отличие от кадровых ресурсов, финансирование науки в России растет с каждым годом. Например, с 2010 года внутренние расходы на исследования и разработки увеличились более чем в два раза и растут в среднем на 8,5 % в год. На рисунке 1 представлено региональное распределение внутренних расходов на научные исследования и разработки в России. С точки зрения распределения расходов на 1 000 жителей, распределение основных тем схоже по обоим показателям. Доминируют Москва, Нижний Новгород, Санкт-Петербург и Московская область. Внутренние расходы на НИОКР растут в большинстве регионов. Исключение составляют Калужская область (снижение финансирования в 2020 году на 9,7 % по сравнению с 2010 годом) и Ненецкий автономный округ (снижение на 19,6 %).
Однако стоит отметить, что распределение научно-технического потенциала между субъектами Российской Федерации неравномерно. В частности, к 2020 году на три субъекта (Москва, Московская область и Санкт-Петербург) будет приходиться 54,3 % общей численности занятых в сфере научных исследований и разработок и 58,1 % текущего объема внутренних затрат на научные исследования и разработки. На остальные 82 субъекта РФ придется 45,7 % персонала и 41,9 % внутренних затрат. Прогнозы Минэкономразвития России на 2030 год включают три варианта научно-технологического развития. Инерционный, импортоориентированный вариант научно-технологического развития. Согласно этому сценарию, к 2030 году расходы на эту сферу будут стагнировать, а наукоемкость вырастет всего до 1,3 процента ВВП России. Программа догоняющего развития и технологической конкурентоспособности регионов соответствует инновационной программе в прогнозах Министерства экономического развития РФ. В рамках этой программы к 2030 году доля расходов увеличится. До 2,5 % ВВП России .
Смещение лидерства в ключевых научно-технических областях и фундаментальных исследованиях. Равнозначно обязательному сценарию в прогнозах Минэкономразвития России. Увеличение расходов до 3 % ВВП РФ. Подводя итог, можно сделать вывод, что научно-технический потенциал является важнейшим фактором роста экономической конкурентоспособности любой страны и условием обеспечения национальной безопасности. Сегодня наука играет важную роль в решении масштабных национальных задач. За последние несколько лет общее число ученых и технических специалистов, занятых в сфере исследований и разработок в России, неуклонно снижается. Для того чтобы вывести страну на инновационный путь развития, необходимо, прежде всего, восстановить научно-технический потенциал за счет адекватного государственного финансирования науки и создать условия для повышения роли венчурного бизнеса как важного механизма реализации инноваций.
3.2. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники
Во-первых, использование новой техники, технологии и информационных систем в производстве является важным фактором повышения эффективности использования экономических ресурсов. Во-вторых, НТП оказывает положительное влияние на совершенствование структуры экономики, снижая долю живого труда в составе производственных затрат и одновременно увеличивая долю средств и предметов труда.
НТП является эндогенным фактором экономического развития и характеризуется сильным влиянием науки и техники на развитие производства.
Основными приоритетными направлениями национальной научно-технической политики являются государственная поддержка отечественной науки, стимулирование развития приоритетных отраслей национального значения и создание условий для внедрения и эффективного использования научных результатов в производственной сфере .
Конечной (стратегической) целью научно-технической политики является обеспечение экономического роста, конкурентоспособности страны на мировом рынке и национальной социально-экономической безопасности.
НТП состоит из двух параллельных процессов: научного прогресса (обновление знаний) и технологического прогресса (изменения в реальном использовании машин и оборудования).
В зависимости от формы развития НТП можно разделить на эволюционный (поступательное научно-техническое развитие) и революционный (научно-техническая революция).
Научно-техническая революция - это качественное изменение в научно-технической сфере, основанное на использовании фундаментальных научных открытий, которое коренным образом меняет все или отдельные сферы деятельности (науку, технику, производство, управление и социальную инфраструктуру).
Типы национальной научно-технической политики:
- Позитивная, умеренная и негативная;
- Защитная по отношению к отечественному научно-техническому комплексу и предельно открытая для зарубежной науки и техники;
- Опора на собственный научный потенциал и заимствование зарубежных идей и технологий;
- Приоритет отдается фундаментальным исследованиям и стратегическим прикладным исследованиям или прикладным исследованиям и разработкам, а также работам по внедрению.
Закон «Об основах государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности» определяет научно-техническую политику государства как элемент социально-экономической политики государства и устанавливает основные цели, направления, принципы, формы и методы деятельности государства в сфере науки и техники .
Реализация научно-технической политики осуществляется государством через механизмы прямого и косвенного регулирования.
Способы прямого воздействия на НТП включают:
1. определение национальных приоритетов в развитии науки и технологий. Это первый этап формирования научно-технической политики. В зависимости от направления приоритетов разрабатывается система мер, реализуемых всеми методами государственного регулирования.
2. разработка и реализация национальной научно-технической программы. Государственная научно-техническая программа носит индикативный характер и включает плановые задания для государственных учреждений, заказы для частных научно-исследовательских и проектных организаций и прогнозы развития научно-исследовательских и проектных работ в частном секторе экономики.
3. государственный заказ в области науки и техники Государственный заказ в области науки и техники обеспечивает экономически благоприятные условия для развития фундаментальных исследований и участия научных, исследовательских и проектных организаций в разработке и получении принципиально новых технологий и продукции.
4. национальная научно-техническая экспертиза. Научно-технологическая экспертиза проводится для обеспечения научной обоснованности структуры и содержания приоритетных направлений и программ научно-технологического развития, определения социально-экономических и экологических последствий научно-технологической деятельности, анализа эффективности использования научно-технологического потенциала, определения качественного уровня исследований и их результатов. Результаты национальной экспертизы также используются для обоснования предоставления налоговых и кредитных льгот .
5. бюджетирование исследований и проектов Финансируются исследования, проводимые в рамках приоритетных направлений научно-технологического развития. В принципе, бюджетирование научно-технической деятельности относится к фундаментальным исследованиям и разработкам, приоритетным направлениям научно-технического развития, прикладным научно-техническим разработкам национального значения, научно-техническим исследованиям и работам, связанным с научно-техническим сотрудничеством в рамках международных соглашений.
6. подготовка научно-технических кадров Государство обеспечивает подготовку и переподготовку научно-технических кадров в национальных научных учреждениях и учебных заведениях, выделяет на эти цели необходимые бюджетные ассигнования и материальные ресурсы, обеспечивает равные правовые условия для функционирования организационных структур различных форм собственности, осуществляющих подготовку и повышение квалификации кадров. Государство устанавливает нормативные минимальные стандарты научно-технических знаний на всех уровнях образования. В целях подготовки научных кадров государство ввело систему сертификации преподавателей естественных наук и поощряет признание международной эквивалентности дипломов о высшем образовании и ученых степеней. За высокие достижения в области науки и техники государство присуждает премии и почетные звания тем, кто внес значительный вклад в развитие науки.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Глазьев С.Ю. О создании систем стратегического планирования и управления научно-технологическим развитием // Инновации. – 2020. – № 2(256). – c. 14-23.
2. Государственное управление научно-технологическим развитием: вопросы теории и практики. / Монография / под. ред. Г.П. Белякова. - М.: Доброе слово, 2019. – 384 c.
3. Государственное управление научно-технологическим развитием: вопросы теории и практики. / Монография / под редакцией Г.П. Белякова. Издание второе. - М.: Изд. «Доброе слово и Ко», 2020. – 368 c.
4. Департамент стратегического развития и инноваций. Минэкономразвитие. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d01/ (дата обращения: 02.02.2022).
5. Ерохина Е.В., Гретченко А.И. Влияние показателей старения населения на экономическую безопасность Российской Федерации в период до и после пандемии // Наука и практика. – 2021. – № 4(44). – c. 17-26.
6. Индикаторы науки: 2023: статистический сборник / В. В. Власова, Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2023. — 416 с
7. Караваева И. В., Лев М.Ю. Итоги проведения V Международной научно-практической конференции «Сенчаговские чтения» «Новые вызовы и угрозы экономике и социуму России» // Экономическая безопасность. – 2021. – № 3. – c. 853-887.
8. Корнилов М. Я. Экономическая безопасность Российской Федерации: учебное пособие. Изд-е 2-е, перераб. и доп. / М. Я. Корнилов // БФ РАНХиГС. – Брянск.: - 2015. – 268 с.
9. Ладынин А.И. Система индикаторов научно-технологической безопасности России. Мир экономики и управления. 2022;22(2):23-35. https://doi.org/10.25205/2542-0429-2022-22-2-23-35
10. Лепеш Г.В. Научно-техническая и технологическая безопасность Российской Федерации // Технико-технологические проблемы сервиса. – 2019. – № 2(48). – c. 3-8.
11. Лещенко Ю. Г. Инновационный вектор в системе экономической безопасности России // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 2. – c. 301-316.
12. Мацкевич Д. А. Влияние национальной инновационной системы на обеспечение экономической безопасности. / Д. А. Мацкевич // Научный вестник МГТУ ГА. – М. – 2011. № 2. С.168-171
13. Министерство экономического развития. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/
14. Никулин Л.Ф., Гретченко А.И. Менеджмент: что делать?. / монография. - Москва: РУСАЙНС, 2018. – 270 c.
15. Назаров В.П. Анализ опыта стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности (российская и зарубежная практика).М.: – Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016.–88 с.
16. Никулин Л.Ф., Гретченко А.И. Менеджмент: что делать?. / монография. - Москва: РУСАЙНС, 2018. – 270 c.
17. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России. / 2-е изд. - М.: Дело, 2005. – 896 c.
18. Сенчагов В.К., Митяков С.Н. Использование индексного метода для оценки уровня экономической безопасности // Вестник Академии. – 2011. – № 5. – c. 41-49.
19. Формирование и развитие научно-технологического комплекса России. / Монография / Г.П. Беляков, С.А. Беляков, А.А. Рыжая, А.С. Шпак; под редакцией д.э.н., профессора Г.П. Белякова. - СПб.: «Литера-Принт», 2021. – 328 c
20. Эстерле, Т. А. Проблемы и перспективы развития научно-технического потенциала России, обеспечение конкурентоспособности страны на международном рынке технологий / Т. А. Эстерле. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 227-229. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103683/ (дата обращения: 26.01.2024).