Фрагмент для ознакомления
2
Дошкольное детство является важным периодом человеческой жизни. Дошкольный возраст - это этап, который в решающей степени определяет дальнейшее развитие человека. Проблемы развития личности детей рассматривали исследователи А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина и др. Именно в раннем дошкольном возрасте происходит первоначальное раскрытие творческих сил ребёнка. Он становится самостоятельным и проявляет свою индивидуальность [4].
Ребёнок развивается всесторонне и игровая деятельность, которая в данном возрасте является ведущей, способствует развитию всех сторон его личности. Включение игры в процесс обучения детей повышает их успешность, поскольку именно игра создает позитивный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению любого материала. Игра непосредственно влияет на коммуникативную активность ребенка и способствует его раскрепощению.
Дошкольное образование может быть рассмотрено как сфера социокультурной человеческой деятельности. Она связана с целенаправленным, специально-организованным процессом становления растущей личности. Социальный заказ государства образованию - это воспитание подрастающего поколения и личностное развитие каждого ребенка. ДОУ призвано это удовлетворить. Ребенок, пребывающий в ДОУ, включается в образовательный процесс и погружается в атмосферу детского сада. ДОУ имеет огромное влияние на личностный рост воспитанников. деятельность каждого ДОУ сегодня регламентируется федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
ФГОС ДО регламентирует содержание основных образовательных программ. В основной образовательной программе ДОУ выделено несколько направлений, среди которых важное место отводится социальной коммуникации. Эти направления включают в себя следующие задачи:
-развитие положительного отношения ребёнка к себе;
-становление самостоятельности ребёнка и стремление к познанию;
-развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
-развитию эмоционального интеллекта ребёнка;
-формирование уважительного отношения к окружающему миру;
-коммуникативная и социальная компетентность детей [6].
Повышение внимания дошкольного образования к проблемам личностного развития связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы развития личности дошкольника диктуется сложившейся практикой работы ДОУ. В ДОУ актуальна разработка программ и методик современных технологий личностного развития дошкольников. Личностное развитие дошкольника предполагает овладение им умениями адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении. Семья и ДОУ выполняют свои особые функции в жизни ребёнка и не могут исключить или заменить друг друга. Они должны всегда взаимодействовать во благо полноценного развития каждого ребенка.
ДОУ, устанавливая взаимоотношения с семьей, создает условия для наиболее полноценного целенаправленного процесса формирования личности ребенка-дошкольника. Согласно требованиям ФГОС ДО, необходимо активно вовлекать родителей в общую жизнь образовательной организации, на благо ребёнка и его дальнейшей социализации в социуме [14].
Именно педагоги ДОУ создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми. Они поощряют совместные игры детей, организуют их и направляют их совместную деятельность. Педагоги заботятся об эмоциональном благополучии ребенка, поддерживают его, подбадривают и помогают поверить в свои силы. Взрослые уважают и ценят ребёнка независимо от его достижений, достоинств и недостатков. Личностное развитие дошкольника - это открытая система. Эффективность её развития определяется не только системными качествами, но и условиями среды. Эта среда постоянно изменяется. Детская личность целостна и ее качества, и характеристики нельзя формировать частями. При этом, каждый ребенок уникален. Его развитие неотделимо от саморазвития. Развиваясь как личность, ребенок присваивает предметы культуры.
Личностные качества и специфические человеческие способности не даются человеку от рождения в готовом виде. Спонтанное развитие врожденных задатков ребенка, без руководства взрослого, не может привести к их оптимальному формированию [18]. Каждый здоровый ребенок в первые три года жизни имеет высокую степень ориентировочных реакций на все окружающее. Психологами доказано, что, если дети ограничены в получении информации, и её переработке, в соответствии с возрастными возможностями, их темп развития становится замедленным. Необходимо всегда пытаться разнообразить жизнь ребёнка новыми впечатлениями.
В раннем возрасте у ребенка начинают формироваться сложные функции мозга. У них достаточно быстро развивается речь и происходит совершенствование высшей нервной деятельности, за счет увеличения ее работоспособности. Н.М. Аксарина пишет о том, что в раннем детстве психическое развитие ребенка осуществляется более быстрыми темпами, чем в любом другом возрасте.
Психическое развитие ребенка раннего возраста происходит неравномерно и скачкообразно. На разных возрастных этапах жизни ребенка существенно различается темп и значение психического развития и это происходит практически до старшего дошкольного возраста.
Практически все многообразие форм поведения, как положительных, так и отрицательных, складывается в процессе взаимодействия ребёнка с социальной средой. Взаимосвязь физического и нервно-психического развития является важной особенностью дошкольного детства. От психического развития ребёнка во многом зависит состояние его соматического здоровья.
В дошкольном возрасте у ребёнка активно развивается всё, в том числе и мотивационная сфера. При этом, его ведущей деятельностью продолжает оставаться игровая деятельность. Ведущими у ребёнка становятся познавательные потребности и задача педагога – всё это совместить при реализации всех видов деятельности в ДОУ, в том числе и в игровой [6]. Возможности использования развивающих игр в процессе развития личности старшего дошкольника достаточно большие. Любая продуктивная игра является игровым и обучающим методом развития личности у детей дошкольного возраста. Игры всегда служат средством всестороннего развития личности ребенка.
В педагогическом процессе ДОУ игра выступает как самостоятельная игровая деятельность детей, которая является предпосылкой развития личности дошкольника. В разных возрастных группах дошкольников педагогическое руководство при работе с играми имеет свою специфику. Прежде всего, должны быть учтены возрастные особенности детей, в соответствии с их психофизиологическими особенностями. При этом существуют общие единые условия и правила, которые педагог всегда должен учитывать в своей работе:
1. Необходимо создать соответствующие условия для игры.
2. Необходимо учить детей бережно обращаться с игрушками, играми и аккуратно их складывать по окончании деятельности.
3. Необходимо заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей.
Воспитатель всегда сам подбирает соответствующий дидактический материал и дидактические игры. Прежде чем дети приступят к игре, задача педагога заключается в том, чтобы продумать, как должен быть размещён дидактический материал в пространстве, чтобы детям было удобно им пользоваться. Особого внимания педагога требуют настольно - печатные игры, из которых легко теряются фишки, кубики, карточки и другие элементы. Педагогу следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей, поскольку именно игра позволяет ребёнку творчески подходить к любому процессу. Для этого педагогу целесообразно проводить обучение игровым действиям, выполняя иногда эти действия вместе с ребенком. Не исключены ситуации взаимообучения детей друг с другом.
Новые дидактические игры желательно привносить постепенно. Дети не должны терять интерес к старым играм, поскольку их фантазия развивается тогда, когда ребёнок часто повторяет уже знакомые ему действия, но здесь важно следить за тем, чтобы ребёнок не терял интереса к знакомой игре. При дидактических играх всегда имеется возможность вводить усложненные варианты игры. Может быть изменена игровая задача, или могут быть включены новые персонажи.
Педагог на своё усмотрение может изменять правила игры, или вводить в игру новые действия. При этом достаточно важно наблюдать за тем, чтобы дети не теряли интереса к игре, поскольку в этом случае не произойдёт решения каких-либо задач. Такая игра не будет являться дидактической. В поле зрения педагога всегда должны оставаться задачи развития у детей самостоятельности, навыков самоорганизации, творческого отношения к игре. Именно всё это. в совокупности обеспечит комплексное развитие творческих способностей детей [7].
Достаточно сложно бывает в процессе игры усложнять игровые действия детей и вызывать активность их мыслительных процессов. В любом случае педагогу следует поддерживать интерес ребенка к игре, одобряя удачные и умелые игровые действия. Ребёнка можно похвалить за выразительность исполнения роли, проявления взаимопомощи и взаимовыручки и др.
Руководство любой игрой обусловлено:
- требованиями образовательной программы;
-особенностями игры;
- возрастными особенностями детей.
Всё это требует от педагога большого педагогического мастерства. Для педагога важно не только организовать проведение игры. Ему необходимо делать анализ игры. С одной стороны, игра должна проходить таким образом, чтобы у детей возникало бодрое и радостное настроение. Дети в процессе игры не должны мешать друг другу, а наоборот, учиться различным коммуникациям друг с другом и способствовать работе в группе и в команде. В ходе игры дети не только сами выполняют определённого рода действия. Они наблюдают за другими детьми и при необходимости, помогают им справиться с поставленной задачей.
Количество новых игровых материалов для дошкольников стремительно пополняется. Нельзя при этом не вспомнить о современных средствах ИКТ, мультимедиа и цифровых образовательных ресурсах. Современные педагоги достаточно глубоко погружены в эти процессы и многие сегодня в ходе игр всё это успешно применяют для развития личности каждого ребёнка, в том числе, его творческих способностей.
1.2. Формы и виды игры как средства развития личности дошкольника
Стремительный рост развития информационного общества и технологий обуславливает необходимость развития и воспитания людей, которые обладают творческими способностями и креативным мышлением. Именно такие люди способны к творческому разрешению проблем. Свой творческий потенциал дети могут реализовать в любом виде деятельности. Рисуя или сооружая конструкцию, выполняя действия с игрушками или увлекаясь сюжетно-ролевой игрой. При этом дети всегда опираются на свой творческий замысел. Особенно успешно дошкольники реализуют все свои способности в игровой деятельности
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в нравственном воспитании и развитии младших школьников [Текст] / Г.М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2017. – No 10. – С.299-303.
2. Алексеенкова, Е.Г. Механизмы решения творческих задач детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.Г. Алексеенкова. – М.: Компания спутник. - 2004. – 49 с.
3. Анистратова, А.А. Развиваем творческие способности [Текст] / А.А. Анистратова, Н.И. Гришина. – М.: Оникс, 2008. – 64 с.
4. Артемьева, Т.И. Методический аспект проблемы способностей [Текст] / Т.И. Артемьева. - М.: Лига Пресс, 2008. – 162 с.
5. Афонькина, Ю.А. Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников 3-7 лет. Модель инновационной деятельности [Текст] / Ю.А. Афонькина, З.Ф. Себрукович. – М.: Учитель, 2018. – 92 с.
6. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду [Текст] / В.Н. Аванесова. - под ред. Подъякова Н.Н. М.: Просвещение, 2009. – 366 с.
7. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2008. – 213 с.
8. Белошистая, А.В. Волшебные краски 5-6 лет [Текст] / А.В. Белошистая, А.Г. Жукова. - Пособие для занятий с детьми. - М.: АРКТИ, 2009. – 32 с.
9. Белошистая, А.В. Волшебные ниточки [Текст] / А.В. Белошистая, А.Г. Жукова. - Пособие для занятий с детьми. - М. - АРКТИ, 2008. – 32 с.
10. Борзова, В.А. Развитие творческих способностей у детей. [Текст] / В. А. Борзова, А.А. Борзов. – Самара: Самарский дом печати, 2008. – 314 с.
11. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2009, No 6. – С. 34-39.
12. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности детей / А.Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 30.01.2024).
13. Дубова, И.А. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников / И.А. Дубова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (дата обращения: 30.01.2024).
14. Давыдова, М.М. Развивающие игры для детей [Текст] / М.М. Давыдова. – М.: Аквариум, 2007. – 123 с.
15. Захарова, О.Г. Определение понятия «креативность» в научной литературе / О.Г. Захарова. — Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12734/ (дата обращения: 30.01.2024).
16. Иванова, О.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр / О.В. Иванова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа: Лето, 2013. — С. 48-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4370/ (дата обращения: 30.01.2024).
17. Клепалова, Ю.А. Определение понятий творчества и креативности в психологии [Текст] / Ю.А. Клепалова. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2018. – 256 с.
18. Котова, Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников [Текст] / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова // Методическое пособие. - Т.А. Романова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
19. Копылова, В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 30.01.2024).
20. Коршикова, С. Г. Игра как средство развития личности ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы) / С. Г. Коршикова, В. А. Астапова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 34 (168). — С. 103-106. — URL: https://moluch.ru/archive/168/45464/ (дата обращения: 30.01.2024).
21. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2018 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2018. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 30.01.2024).
22. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д.В. Менджерицкая. – М.: Академия, 2017. – 361 с.
23. Первова, Г.М. Дидактическая игра: как метод обучения на переходном этапе от азбуки к хрестоматии для чтения [Текст] / Г.М. Первова // Вестник Тамбовского университета. – 2012. – No 7. – С. 208-212.
24. Пугачев, А.С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения / А.С. Пугачев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5703/ (дата обращения: 30.01.2024).
25. Хозиев, В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] / В.Б. Хозиев. – М.: Академия, 2015. – 272 с.