Фрагмент для ознакомления
2
Взаимодействие следователя с органами дознания при расследовании преступлений, в том числе убийств и изнасилований, строится на основании идей и руководящих начал, то есть на свойственных ей принципах, с учетом возможностей каждого субъекта взаимодействия. А.Н. Мещаров в качестве принципов такого взаимодействия выделяет: «1) Соответствие совместной деятельности требованиям закона; 2) Организующая роль и ответственность следователя за своевременное и качественное расследование преступлений,
его процессуальная самостоятельность в приятии решений;
3) Самостоятельность органов дознания в выборе в рамках действующего законодательства средств и методов оперативно-розыскной деятельности;
4) Плановость взаимодействия; 5) Непрерывность взаимодействия» . Нельзя
не согласиться с данным положением, поскольку соответствие совместной деятельности требованиям закона является тождественным принципу законности, закрепленному ст. 7 УПК РФ, действие которой распространяется как на следователя, так и на орган дознания. Принцип организующей роли
и ответственности следователя логически вытекает из положения
ст. 38 УПК РФ, закрепляющей положение о том, что следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения
о производстве следственных и иных процессуальных действий, а исключением случаев, когда в соответствии с настоящим кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа» . Принцип самостоятельности выбора органом дознания средств и методов
ОРД логически вытекает из положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144 –ФЗ. Выделяемые принципы плановости и непрерывности взаимодействия имеют практическую основу, поскольку очевидна необходимость согласования и координации деятельности следователя и оперативных подразделений, в частности, по составлению плана оперативно-розыскных мероприятий по проверке поступивших материалов . Без обмена информацией и планирования проведения следственных действий
и оперативно-розыскных мероприятий деятельность следователя
и оперативных подразделений будет разрозненной и неэффективной. Помимо вышеперечисленных принципов А.А. Рясов также выделяет принцип «Неразглашения сведений, полученных в ходе предварительного следствия и в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности предполагает недопустимость разглашения данных предварительного следствия, полученных участниками процесса при производстве по делу, без соответствующего разрешения следователя» . Необходимо отметить, что данный принцип также имеет законодательно закрепленную основу и закреплен в ст. 161 УПК РФ
и обеспечивает реализацию положения ст. 7 Федерального закона
«Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144–ФЗ, закрепляющий принцип конспирации при проведении оперативно-розыскной деятельности.
Взаимодействие следователя и органов дознания при расследовании преступлений, в том числе убийств и изнасилований, имеет правовую основу, которая складывается из различных нормативно-правовых актов, среди них:
1) Международные нормативно-правовые акты; Например, Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам
и дополнительный протокол к ней от 07.11.1996, ратифицированная Федеральным законом № 193-ФЗ от 25.10.1999, которая регламентирует оказание договаривающимися сторонами друг другу самой широкой правовой помощи на взаимной основе в вопросах уголовного преследований
за преступления, наказание за которые на момент просьбы о помощи подпадает под юрисдикцию судебных органов запрашивающей стороны . Данный нормативный акт регламентирует взаимодействие между следователями государственных органов иностранных государств и органов дознания Российской Федерации при оказании правовой помощи,
в т.ч. и при расследовании убийств и изнасилований.
2) Конституцию РФ, принятую всенародным голосованием 12.12.1993; Выступающей основополагающим законом страны, источником закрепления прав и свобод человека и гражданина.
3) Федеральные законы и кодифицированные нормативные акты. Среди них стоит выделить:
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ, регулирующий производство предварительного следствия, определяющий правовой статус и компетенцию следователя и органов дознания как участников взаимодействия (ст. 38, 40, 157 УПК РФ)
- Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»
от 12.08.1995 №144-ФЗ, регламентирующий порядок и субъекты проведения оперативно-розыскной деятельности на территории РФ;
5) подзаконные нормативно-правовые акты. Это обширная группа правовых актов, состоящая из постановлений Правительства РФ, Указов Президента РФ и д.р. Особую группу в подзаконных нормативно-правовых актах занимают ведомственные нормативно-правовые акты. Это различные приказы и инструкции, но, стоит отметить, что большинство из данных актов имеют пометку «ДСП» - для служебного пользования и не предоставляются для ознакомления широкого круга лиц, не обладающего статусом сотрудника ведомства, издавшего подобный правовой акт. Например, Инструкция по организации совместной оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии преступлений
и расследовании уголовных дел, утвержденная приказом Министерства Внутренних дел Российской Федерации от 29.04.2015 №495ДСП является документом, предназначенным для служебного пользования сотрудниками оперативных подразделений МВД России и следователей, и регламентирует порядок создания, изменения следственно-оперативных групп (далее – СОГ), взаимодействие сотрудников оперативных подразделений МВД России
со следователем при несении дежурства и прибытии на место преступления
в составе СОГ.
Многообразие источников правового регулирования взаимоотношений следователя с органами дознания при расследовании преступлений обусловлена их многогранностью и сложностью, различной компетенцией субъектов взаимодействия. Так, М.Ш. Махтаев отмечает: «правовое регулирование взаимодействия связано с различной компетенцией следователя и оперативного сотрудника. Основные различия сводятся к следующему: следователь имеет право лишь на процессуальную (включая розыскную) деятельность; оперативный сотрудник (как представитель органа дознания) вправе осуществлять как процессуальную, так и оперативно-розыскную деятельность» .
Взаимодействие следователя с органами дознания при расследовании преступлений, в том числе убийств и изнасилований, может происходить,
как и до возбуждения уголовного дела, так и в ходе предварительного следствия, в связи с чем данное взаимодействие имеет внешнюю форму выражения. Традиционно учеными-криминалистами выделяются две формы взаимодействия следователя с органами дознания – правовую (процессуальную) и организационную . Правовая (процессуальная) форма взаимодействия – это основанная на действующем уголовно-процессуальном законе совместная деятельность следователя и сотрудников органа дознания, направленная на расследование преступления. Правовая (процессуальная) форма взаимодействия имеет важное значение с точки зрения наступления правовых последствий для субъектов взаимодействия. К примеру, несоблюдение действующего законодательства при процессуальном взаимодействии следователя с органом дознания может привести к признанию доказательств, полученных при таком взаимодействии, недопустимыми. Традиционно к правовым (процессуальным) формам взаимодействия относятся:
1) Письменные поручения следователя органу дознания
о производстве оперативно-розыскных мероприятий. Правовой основой для данного взаимодействия выступает п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, закрепляющий соответствующее право следователя. Данное поручение является обязательным к исполнению. Вместе с тем, ст. 152 УПК РФ установлен срок исполнения поручения – 10 дней. Точное установление срока исполнения поручения
на практике при проведении оперативно-розыскных мероприятий, имеющих определенную сложность в реализации, возникают трудности в предоставлении результата в установленный срок. Поэтому Н.В. Шепель и В.В. Овсянников справедливо отмечают: «соблюдение установленного срока при проведении оперативно-розыскных мероприятий по поручению следователя проблематично, поскольку при этом нередко возникают непредвиденные обстоятельства, ввиду которых исполнение таких поручений в некоторых случаях носит формальный характер . Поэтому целесообразнее внести изменения в ст. 152 УПК РФ, установив срок исполнения поручения следователя органу дознания о проведении оперативно – розыскных мероприятий на усмотрение следователя, но в пределах срока предварительного следствия.
2) Письменные поручения следователя о производстве отдельных следственных действий. Правовой основой взаимодействия в данном случае выступает п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ. Данное поручение является обязательным
к исполнению, и должно быть исполнено в десятидневный срок
(ст. 152 УПК РФ). Вместе с тем, в юридической науке ведется дискуссия относительно перечня следственных действий, производство которых может быть поручено следователем органу дознания. Например, А.Н. Кривенко
к таким следственным действиям относит: «обыск, выемку, задержание, допрос потерпевших и свидетелей», утверждая, что все остальные следственные действия должны проводится непосредственно следователем . Вместе с тем, Н.Ю. Лебедев отмечает, что законом не установлен перечень следственных действий, которые следователь может поручить органу дознания . В данном случае необходимо учитывать ряд факторов, среди которых наличие
у следователя объективной возможности проведения следственного действия. Например, при необходимости проведения следственных действий в другом городе (ч. 1 ст. 152 УПК РФ) или стране, направление письменного поручения следователем органу дознания будет более рациональным, чем самостоятельное производство такого следственного действия, поскольку заранее предугадать результат того или иного следственного действия невозможно, а фактически затраченные материальные ресурсы могут быть несоизмеримы полученным результатам. Или, например, при отработке материала по поступившему сообщению о преступлении при необходимости одновременного проведения ряда следственных действий с целью достижения эффекта неожиданности
и раскрытия преступления по горячим следам, также целесообразно направление следователем поручения органу дознания.
3) Письменные поручения об исполнении процессуальных решений о задержании, приводе (подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего), аресте и иных процессуальных действий. Правовой основой взаимодействия выступает п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ. Фактически через данный способ взаимодействия органом дознания происходит исполнение процессуальных решений, принятых следователем. Необходимо отметить, что в научной литературе, при рассмотрении данного вида взаимодействия, ведутся дискуссии относительно того какой смысл был вложен законодателем в понятие «исполнение процессуальных решений об аресте». По этому поводу
А.П. Кругликов справедливо отмечал: «В названном пункте, говорится,
что следователь может поручить органу дознания исполнение постановлений об аресте, но не объяснено, что же следует понимать под арестом.
В УПК РСФСР 1960 года в п. 16 ст. 34 содержалось понятие ареста:
«Арест — заключение под стражу в качестве меры пресечения».
В УПК РФ аналогичное понятие отсутствует. В то же время в УПК РФ
есть положения, относящиеся к домашнему аресту (ст. 107), к наложению ареста на имущество (ст. 115), к наложению ареста на ценные бумаги (ст. 116)
и др» . Не уточнение законодателем смысла процессуального действия «арест» приводит на практике к сложностям при взаимодействии следователя и органа дознания. Также необходимо отметить, что направление следователем органу дознания поручения об исполнении процессуального решения не может рассматриваться как злоупотребление следователем правами
и «перекладыванием» процессуальной работы на другого субъекта. По данному вопросу А.П. Кругликов справедливо отмечает: «Потребность в содействии органов дознания для следователя возникает тогда, когда следователь один физически не может эффективно реализовать принятое им решение, а также тогда, когда в связи с его исполнением возникает необходимость осуществления функций, специфически присущих органам дознания. Содействие может выражаться разными способами: обеспечением надлежащего порядка в ходе обыска, присутствием при задержании подозреваемого, когда есть основания опасаться эксцессов с его стороны, и др. »
4) Производство отдельных следственных или процессуальных действий с участием сотрудников органа дознания. Основанием взаимодействия выступает п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ. При данном взаимодействии сотрудник органа дознания оказывает практическую помощь в организации
и проведении следственного действия. При этом необходимо отметить,
что законодателем не определен перечень следственных действий, при производстве которых возможно участие сотрудника органа дознания. Следователь самостоятельно принимает решение о таком участии.
Л.П. Плеснева справедливо отмечает: «Потребность в привлечении указанных лиц к участию в том или ином следственном действии возникает тогда, когда следователь один не может эффективно осуществить следственное действие или когда при подготовке и в ходе следственно го действия необходимы вспомогательные мероприятия, производство которых является функциональной обязанностью органа дознания ».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам и дополнительный протокол к ней от 07 ноября 1996 г., ратифицированная Федеральным законом от 25 октября 1999 г. № 193-ФЗ / Собрание законодательства – 2000. – N 23. – Ст. 2349
2) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ / Собрание законодательства – 2001– N 52.
– Ст. 4921
3) Об оперативно-розыскной деятельности : Федеральный закон
от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ/ Собрание законодательства. – 1995. – N 33.
– Ст. 3349.
4) О полиции : Федеральный закон от 07 февраля 2011г. №3-ФЗ/ Собрание законодательства. – 2011. – N 7. – Ст. 900
5) Балашов А.Н. «Взаимодействие следователей с органами дознания
при расследовании преступлений» -Учебно-методическое пособие. Издательство «Юридическая литература». Москва 1979., стр. 13, 14.
6) Головин М.В. Расследование преступлений по горячим следам / Современные проблемы отечественной криминалистики и перспективы
ее развития. Сборник научных статей / Г.М. Меретуков М.: РУСАЙНС,
2019. - С. 239–242.
6) Кривенко Н.Ю. Теория и практика взаимодействия следователя
с органами, осуществляющими ОРД. М.: Юрлитинформ, 2008. С. 154
7) Махтаев М.Ш., Понятие, условия, виды и формы взаимодействия оперативных и следственных подразделений / современные проблемы уголовно-процессуального права, криминалистики и оперативно-розыскной деятельности: сборник статей / Р.С. Джинджолия – М.: РУСАЙНС, 2020. – 45 с.
8) Мачковский Г.И. О сущности дознания и органе дознания // Проблемы предварительного следствия и дознания. Сборник научных трудов ВНИИ МВД. М., 1987. С. 62—63.
9) Образцов В.А. Криминалистическое обеспечение предварительного расследования // Учеб. пособие для вузов по спец. "Правоведение" М. : Высш. шк., 1992.
10) Бекетов А.Ю. Актуальные вопросы использования непроцессуальных форм взаимодействия следователя и органов дознания в ходе расследования преступлений // Следователь. 2000. № 4 с. 19
11) Гущин А.Н. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности на стадии возбуждения уголовного дела и в доказывании по уголовным делам // Вестник Воронежского института МВД России. 2020. № 4
12) Зинченко М.С. Взаимодействие оперативных и следственных подразделений при планировании и организации расследования должностных преступлений, связанных со взяточничеством // Журнал юридических исследований. 2021. Том 6 № 3
13) Иващенко М.А., Гладков Д.В. Актуальные проблемы взаимодействия следователя с оперативными сотрудниками при раскрытии и расследовании преступлений // Вестник Московской академии Следственного комитета Российской Федерации. 2020. № 4.
14) Корчагин А.А. Особенности взаимодействия следователей с органами дознания при расследовании серийных убийств // Пробелы в российском законодательстве. 2011.
15) Кругликов А.П. Исполнение органом дознания постановлений следователя – форма их взаимодействия // Успехи современного естествознания. 2010. № 3. С. 180–181
16) Кругликов Н.П. Принципы взаимодействия следователей и органов дознания // Вестник ВолГУ, 1999, Сер. 5 № 1. - С. 106.
17) Кругликов А.П. Постановления следователя, исполняемые органами дознания по его поручениям // Legal Concept. 2011. №5-14
18) Кияшко В.Д. Особенности целеопределения при расследовании изнасилований // Научный журнал «Эпомен», № 33, 2019
19) Лебедев Н.Ю. Процессуальная самостоятельность следователя – гарантия обеспечения прав участников уголовного процесса // Уголовно-процессуальные и криминалистические чтения на Алтае: Матер. Ежегодной межрег. Науч. Практич. Конф., посвящ. Памяти Заслуженного юриста РФ, доктора юрид. Наук, проф. Е.Н. Тихонова. Барнаул, 2008. С. 196-198
20) Меретуков Г.М., Найденов А.С. Организация планирования расследования убийств // Гуманитарные, социально-экономические
и общественные науки. 2018. №5
21) Никитин Е.Л., Дытченко Г.В. Организационно-правовые вопросы развития форм координации деятельности правоохранительных органов
по борьбе с преступностью // Криминалистъ. 2020. №. 3. С. 37-45.
22) Озеров И.Н., Санькова Е.В. Алгоритмизация как основа взаимодействия следователя с оперативными подразделениями // журнал Вестник Московской академии Следственного комитета Российской Федерации. 2021. № 3
23) Плеснева Л.П. Формы взаимодействия следователя с органами дознания // Сибирский юридический вестник. 2015. №4.
24) Примаков А.Н. Организация взаимодействия правоохранительных органов при расследовании преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности // Известия ТулГУ. Экономические
и юридические науки. 2023. №3.
25) Рясов А.А., взаимодействие следователя с органами дознания
и другими участниками раскрытия и расследования преступлений // Методическая Разработка лекций Краснодарский университет МВД России. Ставропольский Филиал. 2016. Ставрополь.
26) Тарасов М.Ю. Взаимодействие следователя с органами дознания при расследовании убийств // "Черные дыры" в Российском Законодательстве, 2003, № 1. - С. 203-212
27) Федюнин А. Е., Сластенов В. В. Взаимодействие оперативных и следственных подразделений правоохранительных органов при использовании оперативно-значимой информации в доказывании по уголовным делам // ППД. 2011. №1.
28) Н.В. Шепель, В.В. Овсянников Поручение следователя органу дознания как форма взаимодействия при расследовании преступлений в сфере экономической деятельности // Закон и право. 2019
29) Мешаров А.Н. Взаимодействие органов дознания со следователем на ранних этапах расследования убийств : Мешаров Александр Николаевич; Томск. Гос. Ун-т. – Томск, 2017. – 12 с.
30) Оюн Э.А. Осмотр места происшествия и тактика его проведения при расследовании убийств : Оюн Эрема Алексеевна; Томск. Гос. Ун-т. – Томск, 2017. – С. 30.
31) Плеснева Л.П. Правовые и организационные основы взаимодействия следователя с органами дознания: автореф. дис. ... канд. юрид. Наук / Плеснева Людмила Павловна12.00.09 / Байкал. гос. ун-т экон. и права. - Иркутск, 2002. – С. 71.
32) Определение Конституционного Суда РФ от 29.11.2012
№ 2417-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ана Р.С. на нарушение его конституционных прав п. 1 ч. 1 ст. 61 и ч. 1 ст. 62 УПК РФ» [Электронный ресурс] // Гарант : справ.прав. система. – Сетевая версия. – Электрон. Дан. – М., 2024.
33) Расширенное заседание коллегии МВД России. [Электронный ресурс] – Дата обновления: 31.01.2024. - URL: http://www.kremlin.ru/catalog/persons/310/ events/65090.