Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы состоит в том, что современный мир ставит перед психологами все более сложные и непредсказуемые задачи. В процессе своей работы психологи сталкиваются с ситуациями, которые требуют быстрой реакции, глубокого понимания и эффективных методов работы. Экстремальные ситуации могут включать в себя кризисные ситуации, насилие, травмы, угрозы жизни и здоровью, а также другие опасные и стрессовые события.
Профессиональная деятельность психолога предполагает взаимодействие с людьми, соответствующее воздействие на них, определенное изменение их судьбы, причем важную роль в эффективности этого взаимодействия играет эмпатия. Эмпатия позволяет эффективно исследовать личные характеристики и внутренний опыт людей. [3]
В мире, где психология играет все более значимую роль, психологи несут на себе огромную ответственность за благополучие и психическое здоровье людей. Они сталкиваются с социальными, этическими и профессиональными требованиями, которые являются неотъемлемой частью их работы. Важно отметить, что степень соответствия этим требованиям непосредственно влияет на профессиональную квалификацию психолога.
Профессиональная квалификация - это не только набор знаний и навыков, но и способность эффективно применять их в практической работе. Компетентность психолога, в свою очередь, включает в себя не только профессиональную квалификацию, но и понимание этических принципов, умение устанавливать доверительные отношения с клиентами и умение адаптироваться к различным ситуациям. Соблюдение всех требований, предъявляемых к профессии, является основой для успешного осуществления психологической работы. Оказание психологической помощи клиентам - это главное направление профессиональной деятельности психолога. Ведь именно через эту помощь психолог способен помочь людям преодолеть свои проблемы, развить свой потенциал и достичь психического благополучия.
Таким образом, психологи, стремясь к оригинальности и качеству в своей работе, должны не только обладать высокой профессиональной квалификацией, но и быть осознанными носителями этических принципов, чтобы максимально эффективно помогать людям в их психологическом развитии и самоосознании. Исследование этой темы имеет важное практическое значение, поскольку позволяет разработать рекомендации и руководства для психологов, работающих в экстремальных условиях, а также обучить их необходимым навыкам и стратегиям для эффективной поддержки и помощи людям, оказавшимся в экстремальных ситуациях.
Таким образом, актуальность и значимость исследования данной темы состоит в том, чтобы повысить профессиональную компетентность психологов и обеспечить эффективную поддержку и помощь людям в экстремальных ситуациях.
Цель исследования: Анализировать и оценить актуальность и важность роли психолога в экстремальных ситуациях, а также разработать рекомендации по эффективной подготовке психологов к работе в таких условиях.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие экстремальных ситуаций и их разнообразие в профессиональной деятельности психолога.
2. Рассмотреть особенности работы психолога в экстремальных условиях, включая ситуации кризиса, насилия, травмы и других стрессовых ситуаций.
3. Проанализировать психологические аспекты, с которыми сталкивается психолог в экстремальных ситуациях, такие как стресс, травматический опыт, эмоциональное выгорание и другие психологические последствия.
4. Исследовать методы и подходы, которые могут быть использованы психологами для эффективной работы с клиентами в экстремальных ситуациях.
5. Разработать рекомендации по подготовке психологов к работе в экстремальных условиях, включая обучение, тренинги, супервизию и другие формы профессиональной поддержки.
6. Провести анализ практического опыта работы психологов в экстремальных ситуациях, включая их роль и вклад в оказание помощи людям в кризисных ситуациях.
Объект теоретического исследования: экстремальные ситуации в профессии психолога.
Объект практического исследования: 20 респондентов в возрасте от 22 до 48 лет, а именно практикующие психологи психологи.
Предмет исследования: профессиональная деятельность психолога в экстренных ситуациях.
Гипотеза: предполагается, что большинство практикующих психологов сталкивались с экстремальными ситуациями на работе.
Методики исследования:
1. Опрос, предназначенный для изучения типа экстремальных ситуаций.
2. Методика «Самооценка эмоциональных состояний» - А. Уэссман и Д. Рикс.
3. Тест Ч. Спилбергера в модификации Ю.А. Ханина на определение уровня тревожности.
Методы исследования ( по Б.Г. Ананьеву):
1) Организационные методы исследования: сравнительный метод (сопоставление двух или более групп по виду деятельности, возрасту и т. д);
2) Эмпирические методы исследования: психодиагностические методы (включающие тестовые);
3) Методы обработки данных: качественный метод (разделение полученного материала по группам и его анализ) и количественная обработка результатов;
4) Интерпретационные методы исследования: структурный метод (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками индивида).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литература и приложение. В первой главе обсуждаются основные теоретические положения. Вторая глава представляет собой описание хода и результатов психодиагностического исследования. Библиографических список состоит из 21 единиц.
Глава 1. Понятие экстремальных ситуаций в профессиональной деятельности психолога
1.1 Роль и задачи психолога в экстремальных ситуациях
Экстремальные ситуации в профессиональной деятельности - это необычные и непредсказуемые ситуации, которые требуют от человека особых навыков, решительности и способности быстро принимать решения. В таких моментах часто сталкиваются спасатели, военные, пожарные, медики и другие профессионалы, которые работают в условиях повышенной опасности. Такие ситуации могут включать в себя аварии, природные катастрофы, террористические акты и другие чрезвычайные события. В таких моментах, профессионалы должны проявить свою мастерство, способность к сотрудничеству, умение работать в стрессовых условиях и принимать решения на основе ограниченной информации.[10]
В учебном пособии «Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных» Ю. С. Шойгу понятие чрезвычайной ситуации описывает как объективно сложившуюся обстановку, когда катастрофа уже произошла.
Экстремальная ситуация (от лат. extrеmus — крайний, критический) — внезапно возникшая ситуация, угрожающая или субъективно воспринимающаяся человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию.[10]
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бойко Ю.П., Каминский Г.Д., Сельцовский П.П., Аппенянский А.И., Кыров Н.Е., Гончарова Э.Л., Петухов В.А., Каминская Э.В. Научное обоснование стратегии развития психотерапевтической и медико-психологической помощи в чрезвычайных ситуациях и при их последствиях: Методические рекомендации (№32). М.: Комитет здравоохранения. Правительство Москвы. 2001.
2. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства : учебное пособие / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. — 752 с.
3. Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология. Теория и методы / Т. В. Корнилова. - 2-е издание. – Москва : Аспект Пресс, 2006. - 208 с.
4. Краснянская, Т. М. Психология нарушения собственной безопасности / Т. М. Краснянская. // Известия Южного федерального университета. - 2006. - Т. 68. - № 13. - С. 299-305.
5. Кружкова О.В. Психологические защиты личности: учебное пособие / О.В.Кружкова, О.Н.Шахматова– Екатеринбург: изд-во РГППУ, 2006 – 153с.
6. Крюкова М.А. Профессиограмма спасателя поисково-спасательной службы МЧС России. М.: Изд-во МЧС России, 2000.
7. Лебедева, Я. Е. Мотивационные и атрибутивные факторы агрессивного реагирования в ситуации фрустрации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Я. Е. Лебедева. – Минск. - 2017. - 26 с.
8. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с. – (Справочник практического психолога). http://www.litmir.co/br/?b=202111
9. Марчук, Н. Ю. Основы психологии в социальной работе и социальной безопасности : учебно-методическое пособие / Н. Ю. Марчук. — Москва : ФЛИНТА, 2016. — 76 с. — URL: https://e.lanbook.com/book/92729 (дата обращения: 16.04.2022).
10. Мещеряков В.П. Большой психологический словарь/ Сост.и общ.ред.Б.Г. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК,2007. – 672.
11. Миллер Л.В., Вихристюк О.В. Создание модели службы психологической помощи в экстремальных и чрезвычайных ситуациях (в рамках Инновационной образовательной программы "Формирование системы психологического образования в университете как базовом ресурсном центре практической психологии". Проект 2.3.4.8. «Экстремальная психология». Закупка № 3.1.15.3)., МГППУ. Рукопись. 2008.
12. Никитина Т.Н. К вопросу о задачах экстренной психологической помощи // Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь: Сборник статей / Под ред. О.В. Красновой. М: МПГУ; Обнинск: Принтер, 2002. С.190-204.
13. Овчарова Р. В. Организация медико-психологической помощи сельским подросткам группы риска : монография / Р. В. Овчарова, Н. В. Сажина. – Курган: КГУ, 2018 - 260 с.
14. Попова Р.Р. Психологическая помощь в кризисных и чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие. – Казань: Издательство Казанского ун-та, 2013. – с http://www.al24.ru/wpcontent/uploads/2015/02/%D0%BF%D0%BE%D0%BF_1.pdf
15. Психология состояний: хрестоматия / Под редакцией А.О.Прохорова. – Москва : ПЕР СЭ, 2004. – 608 с.
16. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. – 319 с. http://psi.mchs.gov.ru/upload/userfiles/file/books/psihologija_ekstremalnyh_situa tsij.pdf)
17. Решетников М.М. «Особенности состояния, поведения и деятельности людей в экстремальных ситуациях с витальной угрозой: стихийные бедствия, техногенные катастрофы, теракты» http://anthropology.ru/ru/person/reshetnikov-mm/text/osobennosti-sostoyaniyapovedeniya-i-deyatelnosti-lyudey-v-ekstremalnyh
18. Федунина Н.Ю. Экстренная психологическая помощь: законы жанра // Московский психотерапевтический журнал (теоретико-аналитическое издание). Специальный выпуск: экстренная психологическая помощь. М., 2006, №4 (51). С.6-25.
19. Хрисанфова, Л. А. Методы исследования эмоциональных состояний / Л.А. Хрисанфова. – Текст : непосредственный // Вопросы психологии. - 2007. - №7. С. 41-48.
20. Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: psyedu@mgppu.ru 2013, №1 2
21. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды : учебное пособие / Д. Б. Эльконин. – Москва : Педагогика, 1989. – 560 с.