Фрагмент для ознакомления
2
Современные исследования показали, что внутренняя мотивация (познание, достижения, саморазвитие) образовательной деятельности связана с успеваемостью. В то же время поддержка и заинтересованность родителей и учителей внесли значительный вклад в проявление внутренней мотивации. Внешняя личностная мотивация (мотивация самоуважения и регуляции поведения) также очень важна и помогает выбирать производственные стратегии образовательного поведения, в то время как внешняя межличностная мотивация (мотивация уважения, чувства ответственности) непродуктивна, поэтому оказывает негативное влияние на образование и дальнейшую профессиональную мотивацию.
Исследование Т.О.Гордеевой показывает, что в классах, где познавательная мотивация становится основной мотивацией к обучению, формируется положительное отношение школьников к учебе в школе. Источником когнитивной мотивации является удовлетворение потребностей в независимости, компетентности и восприимчивости в процессе обучения [3, с. 96].
Мотивация к стимулированию и развитию учебной деятельности также зависит от учебных материалов, соответствующих методов их внедрения и организации обучения. Создание успешных ситуаций в процессе учебной деятельности способствует развитию мотивации к учебной деятельности у детей школьного возраста.
В большинстве случаев учебная мотивация опосредуется не доминирующей мотивацией, а их иерархической структурой, которая формирует структуру учебной мотивации.
Анализируя структуру мотивации, С.С.Занюк вслед за Б.И.Додоновым описал четыре компонента: удовольствие от деятельности, значение результата, мотивирующую силу вознаграждения и принудительное давление [5, с. 231].
Первый компонент - гедонический, остальные - целевые критерии мотивации. При этом первый и второй компоненты раскрывают направленность учащегося на деятельность, являясь внутренними по отношению к ней, а третий и четвертый - акцентируют внимание на внешних факторах воздействия.
1.2 Особенности учебной мотивации младших школьников
При поступлении в школу у каждого ребенка есть своя внутренняя позиция. Он хочет усердно учиться и приобретать новые знания и опыт. Чтобы процесс обучения был качественным и целесообразным, учащиеся должны быть мотивированы. Мотивация к обучению означает определение истинного уровня и возможности развития перспективы обучения. Результаты познания становятся основой для процесса планирования формирования знаний. Формирование - это целенаправленный процесс, и преподаватели сравнивают полученные результаты с исходными данными начального уровня формирования знаний. Сравните это с запланированными результатами. Учителя не должны играть роль наблюдателей за развитием мотивации, а наоборот, стимулировать ее развитие с помощью психотехнической системы. Ведь именно учебная мотивация определяет отношение ребенка к учебе и отношение учителя. Это влияет на характер деятельности младших школьников, то есть на формирование учащихся как личности. Давайте обратимся к педагогике и изучим определение понятия «мотивация». Философ и психолог Узнадзе Д. Н. определяет мотивацию как «период, предшествующий волевому акту» [7, с. 12].
Рубинштейн С. Л. в его трудах мотивация описывается как «решимость достичь с помощью разума». «Согласно психологам, мотивация - это «субъективное решение поведения человека, опосредованное процессом его отражения». Благодаря своей мотивации человек вплетен в фон реальности».
Эффективность образовательного процесса в значительной степени зависит от уровня мотивации учащихся. Мотивация определяется деятельностью. А деятельность обусловлена конкретными мотивами. Мотивация - это цель деятельности. С точки зрения деятельности, мотивации делятся на несколько групп:
1) Внешняя мотивация - это мотивация к обязанностям, ответственностям, оценке, достижению, успеху, благополучию, избеганию конфликтных ситуаций и неприятностей;
2) Интернальность - это выражение интереса к содержанию, процессу деятельности и способу овладения саморазвитием.
В большинстве случаев внешняя мотивация оказывает негативное влияние на характер и результаты образовательного процесса. Одной из главных задач преподавателей является повышение уровня внутренней мотивации каждого ученика.
Психолог Е.П.Ильин подчеркивал, что мотивация - это «ряд побуждений, которые возникают, изменяются и реализуются в ходе поведения». «Обратите особое внимание на то, что мотивация не только отражается в мыслях субъекта, но и прогнозируется им, когда он сравнивает различные варианты своего поведения и его последствия [13, с. 5].
Российский психолог С.Р. Немов под понятием мотивации понимает «совокупность психологических причин, объясняемых поведением, направленностью и деятельностью человека». «Социолог Г.М. Андреева сказала, что мотивация состоит из следующих типов мотивации: побуждение, потребность, интерес, желание, цель, влечение, побудительный мотив, идеал. [19, с. 60].
Развитие мотивации включает в себя несколько этапов:
1) Актуализация.
2) Выбор действий, формирование намерений и постановка целей.
3) Реализация намерения.
4) После реализации.
Не упускайте из виду тот факт, что мотивация и побуждение к действию объединяют потребности, интересы, цели, намерения, желания, мотивационные идеи людей, и не забывайте о внешних факторах, которые заставляют их вести себя определенным образом. Таким образом, определение «мотивация» шире, чем понятие «побуждение к действию». Мотивация - это один из видов мотивации.
Педагог и психолог Д.Б. Эльконин относит к структуре учебной мотивации младших школьников следующие мотивации: основное содержание учебной деятельности складывается из познавательной мотивации деятельности. Познавательная мотивация отражает стремление младших школьников к самообразованию и направляет их к самосовершенствованию и приобретению новых знаний. Социальная мотивация - это взаимодействие между младшими школьниками и окружающей средой [25, с. 44].
Основными составляющими являются получение баллов, знания, ответственность за развитие и ценность знаний. Высокая оценка и признак ребенка - эмоциональная безопасность и гордость. Людей, которые желают выполнять определенную деятельность, можно назвать мотивированными. Если ученик прилежен в учебной деятельности, это означает, что у него есть мотивация учиться. Спортивный человек, стремящийся к достижению высоких результатов, обладает высокой мотивацией к достижениям. Начальники и директора склонны подчиняться, а значит, это мотивация высокого уровня к власти. Совокупность побудительных факторов, определяющих деятельность человека, называется мотивацией.
Мотивация включает в себя побуждения, потребности и стимулы, определяющие поведение человека. Автор Д.Б. Эльконин относит образовательную мотивацию к структуре учебной деятельности младших школьников. Учебная мотивация - это совокупность мотиваций, соответствующих задачам педагогической деятельности, которые направляют поведение учащихся и определяют их поведение в системе ценностей школы[25, с. 170].
Любая направленность деятельности, не имеющая мотивации или слабая мотивация, либо не реализуется вообще, либо результат очень нестабилен. Русский философ В.Н. Лаврененко определил, что мотивация объясняет направление действия, организованную и стабильную целостность деятельности, а также стремление к достижению поставленных целей. Мотивация - это своего рода система мотивации, которая придает деятельности определенный смысл и направление. Для учащихся начальной школы учебная деятельность имеет разные значения. Важная роль заключается в определении природы учебной мотивации и смысла преподавания. В процессе роста структура отношения мотиватора может измениться.
Поступая в школу, первокурсники обычно имеют положительную мотивацию. Но для того, чтобы добиться прогресса в позитивном отношении к школе и обучению, необходимо усилить мотивацию. Учителям следует уделять особое внимание формированию у детей устойчивой мотивации к достижению успеха, интереса к учебе, который является основой учебно-познавательной мотивации. Сравнивая динамику мотивации учащихся в первом и третьем классах, можно обнаружить, что на первом этапе доминирует интерес учащихся к тому, что происходит за пределами школы, например, к сидению за партой, ношению портфеля, складыванию своих принадлежностей и ношению школьной формы.
Со временем начинает проявляться интерес к первым результатам своей учебной деятельности, например, написанию первых букв и цифр, первой похвале и отметке. Только преодолев эти интересы, можно начать формировать интерес ко всему учебному процессу, а затем и приобретать знания.
Следовательно, мотивация учебной деятельности оказывает глубочайшее влияние на продуктивность образовательного процесса и определяет уровень успешности. Если отсутствует мотивация к обучению, то это определенно приведет к снижению уровня успеваемости. Ключевой частью содержания мотивации в начальной школе является отношение - «Учись, чтобы учиться». Роль учеников начальной школы - это начальный этап формирования учебной мотивации. Ее дальнейшая судьба во многом зависит от возраста всей ее школы.
1.3 Характеристика педагогических средств
Формирование учебной мотивации является необходимым условием эффективности обучения в условиях ФГОС. Развитие личной инициативы, выработка у обучающихся стремления к получению новых знаний и умений зависит от многих факторов, основными из которых являются содержание учебного материала, правильная организация и оценка учебной деятельности. В связи с этим, задачей любого педагога является поиск новых методов, приемов, средств, которые помогли бы сделать урок интересным и помочь обучающимся осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности полученные знания.
В настоящее время существует целый ряд педагогических технологий, основанных на системно-деятельностном подходе и позволяющих активизировать процесс обучения, повысить темп урока, разнообразить формы и виды деятельности обучающихся, увеличить объем их самостоятельной работы, а также, существенно влиять на мотивационную сферу учебного процесса.
Показать больше