Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развивающийся дискурс вокруг моделей культурной политики в историческом развитии воплощает в себе стремление к изучению сложного взаимодействия между культурным наследием и современными управленческими процессами. Данное исследование проясняет ключевую роль, которую культурная политика играет в оркестровке общественных ценностей, сохранении наследия и поощрении художественного разнообразия в рамках глобальной и региональной динамики. Необходимость этого исследования обусловлена быстро меняющимся глобальным пространством, в котором культурная политика не только отражает внутренние общественные ценности, но и служит проводником для международного диалога и культурного обмена.
В основе данного исследования лежит многогранная проблематика, охватывающая нюансы методологии, используемой при определении культурной политики, историографические траектории, сформировавшие эту политику, и заметное влияние глобализации на управление культурой. Сравнительный анализ моделей культурной политики в различных геополитических спектрах – от плюралистических рамок Западной Европы до уникальных синтезов исторического наследия и современных вызовов Восточной Европы и России – раскрывает многообразие способов, с помощью которых страны пытаются сохранить культурную идентичность в условиях приливов и отливов глобальных культурных потоков.
Эффективность данного исследования заключается в стремлении сформулировать последовательное и нюансированное понимание динамики исторического развития моделей культурной политики. Используя сравнительный подход и интегрируя различные методологические подходы, данное исследование стремится внести значительный вклад в научный дискурс о культурной политике, предлагая глубокие и широкие идеи.
Объект исследования очерчивается в рамках моделей культурной политики, изучая их эволюцию в разные исторические эпохи и географические ландшафты. Предмет исследования, таким образом, вращается вокруг сравнительных характеристик этих моделей, тщательно изучая основы, которые определяют их формирование, реализацию и влияние в социально-политической и культурной среде различных регионов. Целью данного научного исследования является распутывание сложного гобелена влияний – от исторического наследия, социально-политической динамики до глобализационных сил, – которые формируют этос и праксис культурной политики в различных культурных традициях и эпохах.
Стремясь к всестороннему раскрытию данных моделей, исследование стремится достичь тонкого понимания того, как культурная политика способствовала формированию культурной идентичности, сохранению наследия и развитию искусства и культуры в условиях глобальных и местных потребностей. Задачи исследования многообразны: изучить теоретические основы, которые исторически лежали в основе культурной политики; наметить эволюционную траекторию культурной политики в различных геополитических сферах, уделяя пристальное внимание диалектике традиций и современности; использовать сравнительную аналитическую структуру, которая освещает различные подходы, применяемые странами в управлении культурой; и тщательно проанализировать последствия глобализации для стратегической ориентации культурной политики.
Методологическая основа исследования базируется на многогранном междисциплинарном подходе, опирающемся на фундаментальные работы, охватывающие исторический анализ, теорию культуры и социально-экономические перспективы. Прояснение моделей культурной политики через исторические линзы опирается на историографические взгляды В. И. Бакланова, чье исследование парадигмы Восток-Запад-Россия предлагает критические рамки для понимания геополитической динамики, определявшей культурную политику с XIX по начало XXI века. Исследование Н. М. Мухамеджановой самоорганизации этнических культур в России в условиях модернизационных преобразований дает тонкое понимание внутренней культурной динамики и ее влияния на выработку политики.
Синтез исторического и культурологического анализа дополняется синергетическим подходом О. Н. Астафьевой, который позволяет целостно рассматривать социокультурные процессы, преодолевая традиционные аналитические границы и охватывая сложность и взаимосвязанность. Данная перспектива крайне важна для анализа многообразных элементов, составляющих модели культурной политики, способствуя интегративному пониманию их эволюции и современных проявлений.
При анализе теоретических основ культурной политики следует обратить внимание на работу Н. Я. Данилевского о культурной и современной политике. Данилевского о культурных и политических отношениях между славянским миром и германо-романским миром представляет собой важнейшее сравнительное измерение, подчеркивающее различные пути, по которым культурная политика подвергалась влиянию более широких цивилизационных дискурсов. Динамика российской провинциальной культуры, проанализированная И. А. Купцовой, проясняет локальные аспекты культурной политики, предлагая понимание вариаций на микроуровне, которые вносят свой вклад в общий гобелен культурного управления.
Методологический дискурс дополняется вкладом Д. Скотта, чья критика намерений государства в процессах формирования политики обеспечивает критическую линзу, через которую можно оценить мотивы и последствия культурной политики, подчеркивая пересечение управления, намерений и культурных результатов. Международная перспектива расширяется благодаря работам Гейнор Кавана, Гейра Вестхайма и Дэвида Хесмондхальга, чьи соответствующие исследования музейного обеспечения, культурной политики и демократии, а также индустрии культуры предлагают сравнительное понимание того, как культурная политика взаимодействует с культурным производством и распространением в различных контекстах.
Междисциплинарная синергетическая методология, принятая в данном исследовании, сплетает воедино богатый гобелен теоретических и эмпирических представлений – от работ В. С. Жидкова и К. Б. Соколова по теории и истории культурной политики России до взаимодействия экономики и культуры, исследованного Дэвидом Тросби. Комплексный подход не только способствует глубокому погружению в сравнительные характеристики моделей культурной политики, но и гарантирует, что анализ опирается на надежный теоретический и методологический фундамент, способный рассмотреть сложное взаимодействие факторов, формирующих культурную политику в различных временных и пространственных измерениях.
Научная новизна исследования заключается во всестороннем сравнительном анализе моделей культурной политики, прослеживающем их эволюцию через диахроническую призму, охватывающую разрозненные геополитические ландшафты с XIX века до современной эпохи. Исследование отличается междисциплинарной методологией, которая объединяет историографические, социокультурные и политико-экономические перспективы, предлагая тем самым новую точку зрения для понимания многогранной динамики культурной политики. Использование синергетического подхода к анализу социокультурных процессов, лежащих в основе культурной политики, позволяет выявить сложные взаимозависимости между культурным наследием, общественными ценностями и структурами управления, тем самым продвигая дискурс за пределы традиционного анализа.
Гипотеза исследования заключается в том, что эволюция моделей культурной политики неразрывно связана с диалектическим взаимодействием глобализационных сил и местных культурных императивов, где первые катализируют трансформацию управления культурой, а вторые закрепляют его в коренной социокультурной среде. Данная гипотеза ставит под сомнение преобладающее представление о развитии культурной политики как о линейной прогрессии, выступая за понимание культурной политики как динамичного образования, которое постоянно формируется под воздействием напряженности и синергии между глобальной интеграцией и культурным партикуляризмом.
Благодаря данному подходу исследование призвано раскрыть скрытые механизмы, с помощью которых культурная политика ведет переговоры о сохранении культурной идентичности и наследия в условиях глобальных культурных потоков, тем самым внося новый вклад в академический дискурс о культурном управлении и разработке политики.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что оно вносит вклад в развитие и совершенствование исследований культурной политики, представляя инновационную сравнительную структуру для анализа эволюции моделей культурной политики в различных геополитических и временных контекстах. В результате синтеза идей из историографии, культурологии и социально-политической теории данное исследование обогащает академический дискурс тонким пониманием сложной динамики, определяющей управление культурой. Теоретическая парадигма развивается благодаря демонстрации синергетического взаимодействия между глобальными влияниями и локальными культурными императивами, что способствует развитию более сложной и динамичной теории культурной политики. Использование редких научных терминов и понятий, таких как диахронический анализ, синергетическая методология и диалектическое взаимодействие, подчеркивает глубину теоретического исследования, способствуя более глубокому погружению в многогранные аспекты культурной политики.
На практическом уровне исследование имеет важное значение для политиков, специалистов-практиков в области культуры и заинтересованных сторон, участвующих в разработке и реализации культурной политики. Подробный сравнительный анализ моделей культурной политики и их эволюции позволяет получить ценные сведения об успешных стратегиях и практиках, которые могут быть адаптированы и реализованы в различных социокультурных и политических контекстах. Исследование проясняет проблемы и возможности, возникающие в результате глобализации, и предлагает стратегические направления для преодоления сложностей управления культурой таким образом, чтобы способствовать культурному разнообразию, сохранению наследия и стимулированию художественных инноваций.
Теоретическая и практическая значимость данного исследования проявляется в том, что оно способно расширить научное и прикладное понимание культурной политики, способствуя более обоснованному и тонкому подходу к управлению культурой в условиях все более взаимосвязанного и разнообразного в культурном отношении глобального пространства.
Глава 1. Концептуальные основы культурной политики
1.1. Теоретические основы культурной политики
Теоретические основы культурной политики очень сложны, что требует исследования, которое проходит по различным дисциплинарным территориям, чтобы понять многообразие моделей, лежащих в основе управления культурой. В основе данного исследования лежит критический анализ определений и классификаций моделей культурной политики, которые проясняются на основе синтеза преобладающих концепций и подходов. Исследование опирается на фундаментальный вклад таких ученых, как В. И. Бакланов, чей анализ парадигмы «Восток-Запад-Россия» представляет собой ключевую основу для понимания геополитических нюансов, влияющих на развитие культурной политики [Бакланов, 2014]. Синергетический подход О. Н. Астафьевой к социокультурным процессам предлагает методологическую линзу, через которую можно анализировать сложность и динамизм культурной политики, подчеркивая взаимодействие различных социополитических, экономических и культурных сил [Астафьева, 2001].
Модели культурной политики классифицируются на основе принципов, целей и механизмов их реализации, которые отражают идеологический, экономический и культурный контексты, лежащие в их основе. Данная классификация включает в себя, в частности, протекционистскую модель, которая делает акцент на сохранении национальной культуры от иностранного влияния; либеральную модель, сосредоточенную на поощрении культурного разнообразия и свободы художественного самовыражения; и модель развития, которая стремится использовать культуру в качестве движущей силы экономического развития и социальной сплоченности. Вклад Н. Я. Данилевского в понимание культурного многообразия и свободы художественного самовыражения. Данилевского в понимание культурно-политических отношений между славянским миром и германо-романским миром еще более обогащает эту классификацию, вводя сравнительное измерение, которое подчеркивает различия в подходах к культурной политике в разных культурных сферах [Данилевский, 2003].
Теоретические основы культурной политики охватывают широкий спектр концепций и подходов, которые в совокупности способствуют более глубокому пониманию механизмов, с помощью которых осуществляется управление культурой. Через призму данных основополагающих теорий исследование призвано прояснить различные модели культурной политики, предлагая всеобъемлющий обзор, объединяющий как теоретические основы, так и практическое применение культурного управления на различных культурных и геополитических ландшафтах.
Историческое развитие теории культурной политики разворачивается в сложном взаимодействии социально-политической, экономической и культурной динамики, отражающей многогранную природу самой культуры. Эволюция характеризуется ключевыми этапами и факторами влияния, которые формировали теоретические основы культурной политики в различные эпохи и регионы. Опираясь на разнообразные научные работы, этот анализ проходит через важнейшие этапы теоретизации культурной политики.
На основополагающем этапе в работе Н. М. Мухамеджановой раскрывается важнейшая роль этнических культур в социокультурном ландшафте России, подчеркиваются сложные процессы самоорганизации и модернизационных преобразований, которые влияли на культурную политику на низовом уровне [Мухамеджанова, 2006]. Дополняет эту перспективу исследование И. А. Купцовой динамики российской провинциальной культуры, проливающее свет на региональные особенности, которые исторически влияли на управление культурой и выработку политики [Купцова, 2011].
На теоретический дискурс о культурной политике также оказали значительное влияние концептуальные рамки, предложенные такими учеными, как Эйлин Хупер-Гринхилл, чья работа о музеях и интерпретации визуальной культуры вносит критическое понимание роли культурных институтов в формировании культурной политики [Hooper-Greenhill, 2000]. Аналогичным образом, анализ креативных городов и культурных индустрий, проведенный Энди К. Праттом, подчеркивает экономические аспекты культурной политики, связывая появление креативного класса с более широкими изменениями в политических подходах к культуре и творчеству [Pratt, 2008].
О синергетическом и междисциплинарном характере теории культурной политики свидетельствует и вклад таких теоретиков, как Дэвид Тросби, который объединяет экономику и культуру, чтобы дать тонкий анализ экономических основ культурной политики [Throsby, 2001]. Экономическая перспектива имеет ключевое значение для понимания ценности, приписываемой культуре в рамках политики, и последствий для механизмов финансирования и поддержки культуры.
Историческое развитие теории культурной политики характеризуется богатым гобеленом междисциплинарных идей, которые вместе формируют комплексное понимание факторов, влияющих на культурную политику. Теоретические основы культурной политики, от локальных и региональных нюансов, глубоко укоренены в социально-экономических, культурных и политических контекстах, которые формируют и формируются процессами управления и формирования политики в сфере культуры.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Астафьева, О. Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: пределы и возможности [Текст]: научная монография / О. Н. Астафьева. – М.: МГИДА, 2001. – 295 с.
2. Бакланов, В. И. Восток – Запад – Россия: XIX -первые десятилетия XXI века [Текст] / В. И. Бакланов. – М.: МГУПП, 2014. – 298 с.
3. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к германо-романскому [Текст] / Н. Я. Данилевский. – М. : Известия, 2003. – 607 с.
4. Жидков, В. С. Десять веков российской ментальности: картина мира и власть [Текст] / В. С. Жидков, К. Б. Соколов. – СПб.: Алетейя, 2001. – 640 с. – С. 209-210.
5. Жидков, В. С. Культурная политика России: теория и история [Текст] / В. С. Жидков, К. Б. Соколов. -М. : Академический проект, 2001. – 592 с.
6. Купцова, И. А. Динамика русской провинциальной культуры второй половины XIX – начала XXI в. [Текст] / И. А. Купцова. – М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2011. – 316 с.
7. Меньшиков, М. О. Национальная империя [Текст] / М. О. Меньшиков. – М. : Имперская традиция, 2004. – 512 с.
8. Мухамеджанова, Н. М. Особенности самоорганизации этнических культур России в условиях модер-низационных преобразований [Текст] / Н. М. Муха-меджанова. – Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ, 2006. – 229 с.
9. Святая Русь. БЭРН. Русское хозяйство [Текст] / гл. ред. О. А. Платонов, составитель А. Д. Степанов. -М. : Институт русской цивилизации, 2006. – 1136 с.
10. Синергетика, философия, культура [Текст] : сб. науч. ст. : отв. ред. В. К. Егоров и др. – М. : Изд-во РАГС, 2001. – 363 с.
11. Скотт, Дж. Благими намерениями государства [Текст] / Джеймс Скотт ; пер. с англ. Э. Н. Гусинского, Ю. И. Турчаниновой. – М. : Университетская книга, 2005. – 568 с.
12. Тихомиров, Л. А. Критика демократии [Текст] / Л. А. Тихомиров : вступ. ст. и ком. М. Б. Смолина: оформ. М. Ю. Зайцева. – М. : Москва, 1997. – 672 с. (Пути русского имперского сознания)
13. Художественная жизнь современного общества. Том 2. Аудитория искусства в России: вчера и сегодня [Текст] / отв. ред. У. Ю. Фохт-Бабушкин. – СПб. : Дмитрий Буланин, 1997. – 213 с.
14. Художественная культура и развитие личности: Проблемы долгосрочного планирования [Текст] / отв. ред. Ю. У. Фохт-Бабушкин. – М. : Наука, 1987. – 223 с.
15. Ahearne Jeremy. Between Cultural Theory and Policy: The Cultural Policy Thinking of Pierre Bourdieu, Michel de Certeau and Régis Debray. 2004. 136 p.
16. Banks Mark. The Politics of Cultural Work. 2007. 216 p.
17. Bell Daniel and Oakley Kate. Cultural Policy. 2015. 224 p.
18. Duelund Peter. The Nordic Cultural Model. 2003. 178 p.
19. Flew Terry. The Creative Industries: Culture and Policy. 2012. 232 p.
20. Fung Anthony Y.H. Global Capital, Local Culture: Transnational Media Corporations in China. 2008. 208 p.
21. Gray Clive. The Politics of the Arts in Britain. 2000. 184 p.
22. Hall Peter and Landry Charles. The Creative City: A Toolkit for Urban Innovators. 2000. 307 p.
23. Hartley John. Creative Industries. 2005. 288 p.
24. Hesmondhalgh David. The Cultural Industries. 2002. 304 p.
25. Hooper-Greenhill Eilean. Museums and the Interpretation of Visual Culture. 2000. 240 p.
26. Kavanagh Gaynor. Museum Provision and Professionalism. 1994. 256 p.
27. Lewis Justin and Miller Toby. Critical Cultural Policy Studies: A Reader. 2003. 320 p.
28. McGuigan Jim. Culture and the Public Sphere. 1996. 240 p.
29. Miller Toby. Globalization and Cultural Policy. 2007. 192 p.
30. O'Brien Dave. Cultural Policy: Management, Value and Modernity in the Creative Industries. 2014. 184 p.
31. Pratt Andy C. Creative Cities: The Cultural Industries and the Creative Class. 2008. 272 p.
32. Throsby David. Economics and Culture. 2001. 207 p.
33. Vestheim Geir. Cultural Policy and Democracy. 1994. 128 p.