Фрагмент для ознакомления
2
С другой стороны, если силовые структуры также наделены способностью использовать качественные инструменты для выполнения своих функций, то выполнение их прямых обязанностей будет более быстрым и соответственно более продуктивным. Например, положительные результаты наблюдаются в упомянутой выше государственной фискальной политике, проводимой силовыми структурами в отношении условий раскрытия налоговых преступлений, от которых также зависит рост общественного благосостояния. Однако нарушения правил, совершаемые чиновниками, наделенными широкими правами и полномочиями, имеют более разрушительные последствия для общества, чем те, кто таких прав не имеет. Именно поэтому контроль над властными структурами и их ограничениями должен осуществляться наиболее конкретно, продуктивно и, главное, комплексно, а не контролировать более мелкие единицы общественных отношений, не обладающие властью над всем обществом. Иными словами, необходимость качественного ограничения властных структур очевидна: это главный барьер на пути предотвращения человеческого фактора и минимизации рисков, связанных с непосредственным неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей персоналом [24, с. 102].
Ограничения властной структуры - это также способ систематизации социальных отношений, структурирования субъектов социальных отношений и обладания особыми социальными полномочиями и принудительными полномочиями. Например, создание дополнительных силовых структур для наиболее качественного контроля за исполнением процессуальных норм в среде силовых структур предполагает ускорение процессов в административной работе этих органов. В целом упорядочивание силовых структур и установление определенных взаимосвязей также являются способами ограничения силовых структур.
Поэтому для полного обоснования необходимости ограничения властных структур и всестороннего рассмотрения причин и последствий, следующих за ограничением властных структур, необходимо изучить данный вопрос, разделить и выделить способы ограничения властных структур в зависимости от объекта ограничения.
Необходимо оптимизировать систему властных структур и прямо подчеркнуть ее границы, установив наиболее конкретные связи между частями общей системы властных структур. Также необходимо определить рычаги воздействия на лиц, непосредственно исполняющих общественные обязанности, через дополнительные социальные санкции, позитивные и негативные санкции и ограничение только одного элемента этой структуры, воплощенного конкретным человеком, являющимся членом общества, а не всей структуры в целом.
Итак, выявив и выделив основные способы и методы ограничения структуры власти, можно выделить следующие группы, ограничение, систематизация и оптимизация которых имеет место быть.
Для начала рассмотрим причины и способы ограничения чиновников, а также основные пути достижения уровня правовой базы, отвечающей потребностям динамично развивающегося современного общества [5, с. 367].
Также необходимо проанализировать основные последствия ограничения тех или иных лиц, исполняющих волю властных структур, а значит, и государства. Кроме того, будет рассмотрен набор способов и средств, а также причины ограничения властных структур в целом. В частности, это установление особых отношений, оптимизация способов управления обществом и принуждения, лишение определенных функций, передача их в ведение других структур, создание независимых государственных институтов.
Ограниченность властных структур, как внутри институтов, так и внутри чиновников, характеризуется их упорядоченностью, установлением полных и логичных взаимосвязей и соотнесением задач, поставленных перед чиновниками, с реальностью конкретного общества.
Хотя чиновники являются властными структурами в той же мере, что и более крупные государственные организации, необходимо понимать, что государственные организации представлены целым набором лиц, не имеющих реальной власти влиять на чиновников и общество, в то время как чиновники - это государственные организации, представленные только одним человеком.
Это различие необходимо потому, что методы ограничения властных структур на этих уровнях крайне различны, и методы и приемы, подходящие для крупных государственных органов, не подходят для чиновников-одиночек. Более того, методы и приемы могут быть направлены на конкретное должностное лицо, даже если они действуют в рамках более крупной государственной структуры.
Таким образом, прежде всего, разграничение на эти две группы имеет следующий характер: первый предельный метод направлен на лиц, составляющих государственные институты, а второй - на более крупные структуры/системы, но эти явления в одинаковой степени являются властными структурами и одинаково релевантны для государственных механизмов Это так.
Поэтому ограничение властных структур - сложный и многогранный процесс, требующий серьезного исследования и глубокого погружения в проблему. Разделение методов ограничения властных структур на две самостоятельные группы по объекту ограничения, рассмотрение наиболее продуктивных методов и выявление необходимости в конкретных примерах - одна из возможностей наиболее детального изучения этого вопроса [17, с. 87].
1.2 Формы ограни¬чения властных структур
Правовое регулирование государственной власти предписывает ее упорядочение. С одной стороны, оно систематически и существенно укрепляет и расширяет возможности властных структур, а с другой - ограничивает власть через определенную систему правил.
Стоит отметить, что ограничения государственной власти изначально носили двойственный и даже противоречивый характер.
С одной стороны, они являются безусловным благом, поскольку помогают обеспечить реализацию и защиту прав человека; с другой стороны, власть должна быть сильной, чтобы обеспечить защиту прав и законных интересов личности за счет возможности применения государственного принуждения.
Поэтому государственная власть должна быть объективно ограничена, иначе она рискует лишиться своего главного предназначения - служить интересам человека и общества - и превратиться в стихийное и неконтролируемое явление.
В связи с вышесказанным, если принять ограничение государственной власти как необходимое условие стабильности государства, представляется необходимым проанализировать возможные формы ограничения государственной власти [8, с. 121].
Каковы же возможные формы ограничения государственной власти? Однозначного ответа на этот вопрос нет, и в разные периоды исторического развития идея ограничения государственной власти принимала разные формы.
Конструкция "народный суверенитет" закреплена в ст.3 Конституции РФ [1].
По мнению В.С. Нерсесянца, эта конструкция является юридической фикцией, выполняющей легитимирующую функцию в демократическом государстве: свобода личности действовать в отношениях гражданского общества "снимается" свободой народа как целостной политической группы.
Изначально разделение властей рассматривалось как вопрос баланса различных социальных сил, составляющих государство, а не как отношения, разделенные в зависимости от функций, выполняемых различными органами государственной власти.
Однако следует отметить, что и сегодня в системе разделения властей, особенно в парламентских республиках и монархиях, существует сильная тенденция к приоритету законодательной власти, при этом исполнительная власть фактически создается парламентом.
Когда парламент является единственной верховной властью, граждане лишены возможности выразить свое несогласие до следующих выборов, тогда как в других обстоятельствах (когда все сектора власти равны на основе системы сдержек и противовесов) они могут выразить свое мнение своим представителям через другой сектор власти.
Поэтому принцип разделения властей должен основываться на механизме сдержек и противовесов и что равное взаимодействие и баланс трех ветвей власти должны быть гарантированы в соответствии с законом.
Третья - идея ограничения государственной власти законом, которая реализуется в англосаксонской концепции "верховенства права" и континентальной концепции "верховенства закона".
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список:
Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
Литературные источники
2. Гавриков В. П. Теория государства и права. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М: Юрайт, 2019. 454 с.
3. Жуков, В. Н. Историческая наука, ценности и государственная власть / В. Н. Жуков // Право и государство: теория и практика. – 2023. – № 8(224). – С. 9-11.
4. Исмагилова, А. В. Понятие коррупции и должностного лица в национальном законодательстве / А. В. Исмагилова // Ростовский научный вестник. – 2021. – № 8. – С. 67-69.
5. Елизаров, М. Ю. Государственная власть и государство: истоки явлений и характерные особенности / М. Ю. Елизаров // Молодой ученый. – 2019. – № 52(290). – С. 367-370.
6. Какимова М. Основы теории государства и права. Учебник. М: Фолиант, 2019. 256 с.
7. Кожевников В. В. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. М: Проспект, 2021. 480 с.
8. Колоткина О. А., Морозова А. С., Ягофарова И. Д. Теория государства и права. М: Проспект, 2020. 536 с.
9. Марченко М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. Том 1. Государство. М: Проспект, 2021. 744 с.
10. Мельникова, О. В. Государственная власть: вопросы теории / О. В. Мельникова // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2022. – № 2(145). – С. 79-83.
11. Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник для вузов / Л. А. Морозова. - 6-е изд.,перераб.и доп. - М. : Норма:Инфра-М, 2017. - 464с.
12. Никодимов И. Ю., Ущаповская М. О., Мишагин О. А. Теория государства и права. М: Дашков и К, 2021. 274 с.
13. Пиголкин, А. С. Теория государства и права : учебник для вузов / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев ; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 516 с.
14. Протасов, В. Н. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 487 с. - (Высшее образование).
15. Радько Т. Н. Теория государства и права : учебник для бакалавров / Т. Н. Радько, В. В. Лазарев, Л. А. Морозова ; М-во образования и науки РФ,Моск.гос.юрид.ун-т.им.О.Е.Кутафина (МГЮА). - М. : Проспект, 2018. - 562с.
16. Радько Т. Н., Лазарев В. В., Морозова Л. А. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. М: Проспект, 2021. 568 с.
17. Теория государства и права : учебник / И.Л. Честнов. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 233 с.
18. Теория государства и права: учебник / отв. ред. В. Д. Перевалов - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 496 с.
19. Теория государства и права : учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.] ; под редакцией В. К. Бабаева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 582 с.
20. Упоров, И. В. Государственная власть и местное самоуправление в конституционных поправках: проблемы остаются / И. В. Упоров // Дневник науки. – 2020. – № 6(42). – С. 42.
21. Федорова, Ж. В. Общественные отношения в информационном пространстве: экономика, политика, власть / Ж. В. Федорова // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. – 2019. – Т. 8, № 6A. – С. 136-141.
22. Хропанюк В. Н. Теория государства и права : учебник для бакалавров / В. Н. Хропанюк ; под ред.В.Г.Стрекозова. - 11-е изд.,стер. - М. : Рипол Классик:Омега-Л, 2017. - 324с.
23. Шаблинский, И. Г. Сменяемость власти при авторитарных режимах: условия, варианты / И. Г. Шаблинский // Сравнительное конституционное обозрение. – 2020. – № 5(138). – С. 13-25.
24. Шагиева Р. В. Теория государства и права. М: Проспект, 2021. 520 с.
25. Юдина, Ю. В. Государственное и муниципальное управление : учебник для вузов / Ю. В. Юдина ; под общей редакцией Н. А. Омельченко. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. – С.274.