Фрагмент для ознакомления
2
В задании №2, "обобщающие слова", у детей были затруднения с обобщением понятий школьные принадлежности, транспорт, цветы, деревья, обувь и одежда. Например, дети относили такие предметы, как сапоги и туфли, к понятию одежда, а автобус, трамвай и троллейбус они называли машинами. Детям также было трудно сосредоточиться на нескольких картинках одновременно, из-за чего они быстро забывали цель задания. Трое учащихся не понимали инструкцию и повторяли за экспериментатором. Очевидно, что специальная подготовка детей, их обученность, играют важную роль в усвоении обобщающих категорий. Для большинства испытуемых сложность представляли такие категории, как "дикие животные", "овощи", "одежда", "посуда" и т.д.
В задании №3, "называние предметов по описанию", дети справились достаточно успешно. Однако описание слов, таких как "качели", "подушка", "кисточка" и "расчёска", вызвало затруднения. Это можно объяснить недостаточными знаниями о окружающем мире и неиспользованием этих предметов в повседневной жизни без помощи взрослых. Дети выполняли задание с помощью экспериментатора, который давал направляющую помощь и задавал вопросы. Например, при описании мяча дети называли его футбольным мячом. При описании слова "подушка" дети искали на картинках кровать. Кроме того, вызвало затруднение описание слова "кисточка", дети не могли показать этот предмет.
Таким образом, результаты исследования показали, что младшие школьники с нарушениями интеллекта испытывают трудности в выполнении заданий, связанных с лексикой. Проблемы возникают как с показом предметов, так и с обобщением категорий и названием предметов по описанию. Это связано с недостаточной обученностью детей, их бедными знаниями о мире и трудностями с концентрацией внимания.
Анализ исследования лексики младших школьников с умственной отсталостью позволяет сделать следующие выводы:
1. Из результатов исследования номинативного словаря следует, что уровень развития пассивного словаря детей, участвующих в эксперименте, находится на среднем уровне. Однако стоит отметить, что эти дети неохотно используют минимальный пассивный словарь. Они долго размышляют при ответах на вопросы, не сосредотачиваются на сути вопроса, часто отвлекаются и теряют нить беседы.
2. Исследование атрибутивного и предикативного словаря младших школьников с нарушением интеллекта показало, что уровень сформированности словаря находится на низком уровне. Пассивный словарь у этих детей преобладает над активным, а активный словарь очень скуден и ограничен. Ошибки, допускаемые детьми, связаны с непониманием значения слов, слабой звуковой ассоциативной связью слова, проблемами в осознании поставленной задачи. Эти ошибки свидетельствуют об ограниченности словарного запаса детей. Полученные отрицательные результаты в данном исследовании подтверждают слабое развитие активного словаря детей и их неумение подбирать признаки предметов, а также рассказывать о заданном предмете.
3. Таким образом, анализ активного и пассивного словаря младших школьников с нарушением интеллекта показал, что пассивный словарь преобладает над активным, а активный словарь участников эксперимента ограничен и беден. Это подтверждает необходимость проведения логопедических занятий, направленных на развитие словарного запаса младших школьников с недоразвитием интеллекта.
4. В ходе обследования возникли трудности на всех этапах. Испытуемые не всегда сразу понимали задание, часто отвлекались на посторонние предметы и звуки. Экспериментатору приходилось помогать, выделяя значимые слова задания интонацией. Ни один ученик не справился полностью с предложенными заданиями.
5. Полученные результаты соотносятся с данными исследований Кузнецовой В.Г. [23], Лалаевой Р.И. [27], Петровой В.Г. [17], Рубинштейна С.Я. [25] и Шиф Ж.И. [28].
Заключение
Проблема развития лексикона у младших школьников с умственной отсталостью является одной из главных задач в области психолого-педагогических исследований. Недостаточный словарный запас значительно затрудняет процесс адаптации таких детей в социуме. Особенности развития интеллекта и речи учащихся с умственной отсталостью ограничивают их способность понимать окружающую речь, выразительно излагать свои мысли и адаптироваться к социально-бытовой среде.
В первом параграфе было проанализировано, что формирование и развитие лексики, характеризующегося достаточностью и полноценностью, должно стать одним из приоритетных направлений работы с такими детьми. Объем словарного запаса, семантика и синтагматические характеристики лексики имеют важное значение для выражения мыслей и понимания окружающей действительности. Развитие разнообразной лексики в речи школьников указывает на их зрелость в эмоциональной, морально-этической и психологической сферах. Оценочные и характеризующие слова отражают отношение человека к миру, окружающим людям и самому себе.
Многочисленные исследования на тему нарушений лексики у умственно отсталых детей привлекли внимание таких авторов, как М.Ф. Гнездилов, Л.Г. Парамонова, Л.В. Занков, Н.В. Тарасенко, А.Р. Маллер, Р.К. Луцкина, З.Н. Смирнова, Р.И. Лалаева, М.П. Феофанов, Г.И. Данилкина, В.Г. Петрова, В.Г. Кузнецова и Д.Р.
Во втором параграфе были выявлены цели и задачи исследования.
В рамках проведенного исследования, указанных в 3 параграфе было задействовано 20 детей с умственной отсталостью. Для изучения нарушений лексикона у младших школьников использовалось 3 задания, охватывающих номинативный, предикативный и атрибутивный словарь.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: анализ результатов исследования номинативного словаря свидетельствует о среднем уровне развития пассивного словаря участвующих детей. Стоит отметить, что дети, обладающие минимальным словарным запасом, неохотно используют его в своих ответах на вопросы, часто задумываются, вовлекаясь в игровое поведение, не понимая сути задания, и часто отвлекаются, теряя целостность беседы.
Анализ результатов исследования атрибутивного и предикативного словаря учащихся младших классов с нарушениями интеллекта показал, что уровень развития словаря находится на низком уровне. Пассивный словарь преобладает над активным, активный словарь детей, участвующих в эксперименте, беден и ограничен. Ошибки, допускаемые детьми, связаны с неправильным пониманием значения слов, слабостью звуковых ассоциативных связей, трудностями в осознании поставленных задач, а также ограниченностью словарного запаса. Полученные негативные результаты на данном этапе исследования подтверждают недостаточно развитый активный словарь детей и их неспособность правильно подбирать признаки предметов и описывать их.
Исследование лексического запаса младших школьников показало, что развитие номинативного словаря находится на среднем уровне, а развитие атрибутивного и предикативного словарей – на низком уровне. Недостаток и ограниченность словарного запаса учащихся с нарушениями интеллекта связаны с низким уровнем познавательной деятельности, ограниченными представлениями о мире, несформированными интересами, сниженной потребностью в общении и речевых контактах, а также слабостью вербальной памяти.
Все это подтверждает необходимость проведения логопедических занятий, направленных на расширение словарного запаса, уточнение значения слов, формирование лексической системности и семантических полей учащихся с нарушениями интеллекта. Особое внимание следует уделять развитию и формированию предикативного словаря, словаря глаголов и прилагательных, что способствует социальной адаптации школьников, развитию мыслительной деятельности и освоению школьной программы вспомогательной школы.
Таким образом, цель исследования достигнута, и гипотеза подтверждена.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова Е. В. Стёртая дизартрия у детей. – М.: Астрель, 2016.319 с.
2. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе.М.:Владос-2022г.- 160 с.
3. Баскакова И. Л. Внимание школьников - олигофренов . М.,1982г.
4. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. – М.,1994.- 190 с.
5. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики - СПБ.:Детство-Пресс,2018.-134 с.
6. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. - В кн.: Избранные психологические исследования. М., 2019,с. 453-480.
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детский речи. М.:Педагогика.2019.-9с.
8. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. М.: Педагогика. 1985.- 186 с.
9. Граборов А.Н. Очерки по олигофренопедагогике. – М., 2020.- 240 с.
10. Дульнев Г.М. Проблемы воспитания умственно отсталых детей. М., АПН РСФСР, 2021- 260 с.
11. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М., 1973.- 190 с.
12. Занков Л.В. Вопросы психологии учащихся вспомогательной школы. М. 1976. Изд-во АПН РСФСР. – 270 с.
13. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: «Владос», 2018.с.5-18.
14. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков - СПб., 2022.
15. Кузмина Е.С. Развитие эмоционально-волевой сферы умственно отсталых младших школьников // Коррекционно развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. - М., 1987.
16. Кузнецова В.Г. Некоторые особенности речевого развития умственно отсталых детей младшего школьного возраста//Дефектология.-2017-№3.,с.7-8
17. Луцкина Р.К. Развитие устной речи учащихся вспомогательной школы в процессе обучения - Алма-Ата: Мектеп,2015.- 150 с.
18. Лаврентьева А.И. Этапы становления лексико-семантической системы в онтогенезе //Усвоение ребенком родного (русского )языка. — СПб., 2019с.5-9
19. Лалаева Р.И.Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Лалаева Р.И, Серебрякова Н.В, Зорина С.В.-М.:Владос-2014.-303 с.45
20. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах - М.:Владос,2021.- 223 с.
21. Левина Р.Е. Нарушение развития речевой деятельности у детей // Вопросы патологии речи. Т. 2. — Харьков, 2018.,с.28-37
22. Леонтьев А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой
23. Маллер А.Р. Состояние и тенденции развития обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей\\Дефектология.-2017.-№3.,с.4-8
24. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников. - Красноярск, 2020. -170с.
25. Рубинштейн С.Я. Психология детей с умственной отсталостью. — СПб.: Питер, 2014.- 384 с.
26. Смирнова З.Н. Развитие речи учащихся вспомогательной школы в связи с изучением имени прилагательного.- М.,2021.-150 с.
27. Ульянова Т.К. Речевое развитие учащихся младших классов вспомогательной школы.- М.,2022.- 230с.
28. Феофанов М.П. Очерки психологии усвоения русского языка учащихся вспомогательной школы.-М.: АПН РСФСР,2020.- 252с.
29. Шахнарович А.М., Лебединский В.В. К проблеме развития речи в онтогенезе // Проблемы психолингвистики. — М., 2019.,с.112-124
30. Эльконин Д.Б. Психология игры – М, 2018.- 354с.