Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия педагогов с умственно отсталыми младшими школьниками с ранним детским аутизмом 6
1.1. Анализ понятия ранний детский аутизм у детей младшего школьного возраста 6
1.2. Особенности применения дидактических игр 12
в коррекционной работе с младшими школьниками с ранним детским аутизмом 12
Глава 2. Методические аспекты взаимодействия педагогов с умственно отсталыми младшими школьниками с ранним детским аутизмом 20
2.1. Организационно-педагогические условия применения дидактических игр в коррекционной работе с младшими школьниками с ранним детским аутизмом 20
2.2. Методические рекомендации по применению дидактических игр в коррекционной работе с младшими школьниками с ранним детским аутизмом 23
Заключение 27
Список использованных источников 29
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. С переходом современной образовательной среды на ФГОС в системе образования Российской Федерации происходят существенные изменения. В системе общего образовании выделены позиции медицинской, социальной и психолого-педагогической помощи обучающимся, которые нуждаются в особой поддержке со стороны общества. В образовательных программах образовательных организаций нормативно закреплено инклюзивное образование.
Образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья посвящена отдельная статья закона, согласно которой содержание и условия специального образования определяются адаптированной образовательной программой. Адаптированная образовательная программа специально предназначена, то есть, адаптирована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, для лиц с выявленным ранним детским аутизмом (РДА).
Такого рода образовательная программа учитывает особенности психофизического развития детей и их индивидуальных возможностей. Согласно требованиям ФГОС образовательные организации должны не только реализовывать обучение и воспитание детей с ОВЗ по адаптированным образовательным программам. На основе программ федерального уровня в образовательной организации разрабатывается собственная образовательная программа, которая учитывает все особенности конкретной образовательной организации и детей, которые в ней обучаются.
Вопросы разработки адаптированных образовательных программ рассматривали в своих работах А.Л. Сиротюк, А.С. Сиротюк, А.Б. Кузьмина и др. Сегодня разработано достаточно большое количество программно-планирующей документации для реализации учебно-воспитательного процесса детей с РДА, но тем не менее, не достаточно методической литературы для данной образовательной области. Все те методические указания и рекомендации, которые сегодня существуют, носят универсальный характер для детей в целом. Это ограничивает возможности их использования при проектировании дидактических и оценочных средств для конкретной категории лиц.
Особую категорию детей с ограниченными возможностями здоровья представляют дети с ранним детским аутизмом (РДА). По данным Всемирной организации здравоохранения, примерно 1 ребенок из 160 детей в мире страдает этим расстройством. Аутизм - тяжелое психическое расстройство и крайняя форма самоизоляции. Выражается это в уходе от контактов с действительностью и бедностью выражения эмоций. Аутистам свойственно неадекватное реагирование на действительность. Тем не менее, необходимо создание специальных условий для сопровождения детей - аутистов. Долгое время в образовании детей делили на обычных и инвалидов. У детей-инвалидов практически не было возможности получать образование или реализовывать, какие-либо свои возможности.
Жизнь показала, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Сегодня есть потребность в том, чтобы создавалось специально организованное сопровождение и специальные условия для детей с особенными запросами и потребностями. Для детей с РДА разрабатывают соответствующие образовательные программы, методические материалы и игровые дидактические средства для успешной коррекционной работы с детьми.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость организации взаимодействия педагогов с умственно отсталыми младшими школьниками с ранним детским аутизмом.
Объект исследования: процесс развития ребенка младшего школьного возраста с синдромом раннего детского аутизма.
Предмет исследования: формы и методы организации взаимодействия педагогов с умственно отсталыми младшими школьниками с ранним детским аутизмом.
Задачи:
1. Провести анализ понятия ранний детский аутизм у детей младшего школьного возраста.
2. Изучить особенности применения дидактических игр в коррекционной работе с младшими школьниками с ранним детским аутизмом.
3. Описать организационно-педагогические условия применения дидактических игр в коррекционной работе с младшими школьниками с ранним детским аутизмом.
4. Предложить методические рекомендации по применению дидактических игр в коррекционной работе с младшими школьниками с ранним детским аутизмом.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия педагогов с умственно отсталыми младшими школьниками с ранним детским аутизмом
1.1. Анализ понятия ранний детский аутизм у детей младшего школьного возраста
В современной социальной и образовательной среде забота о реализации прав детей на полноценное и свободное развитие является неотъемлемой частью деятельности любой образовательной организации. По отношению к детям - аутистам это тоже актуально. Расстройства аутистического спектра – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций субъекта.
При раннем детском аутизме присутствуют своеобразные эмоционально-поведенческие, интеллектуальные и речевые расстройства. В большинстве случаев, это приводит человека к значительной социальной дезадаптации [2]. Такое расстройство возникает вследствие нарушения развития головного мозга.
Детский аутизм характеризуется выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения. Это, в то же время, ограниченные интересы и постоянно повторяющиеся действия. Сегодня тенденция такова, что дети здоровые и дети с ограниченными возможностями здоровья растут и обучаются вместе. Это правильно и своевременно, поскольку говорить о терпимости к людям с ограниченными возможностями и при этом вечно их изолировать – это неправильно.
Только совместное воспитание и обучение, в том числе совместное преодоление трудностей смогут воспитать личность. Аутические нарушения аффективного контакта были описаны американским психиатром Л. Каннером. Он сделал вывод о существовании особого клинического
синдрома экстремального одиночества и назвал его синдромом
раннего детского аутизма [7].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова, Д.И. Формирование эмоциональной привязанности аутичного ребенка к матери в процессе холдинг - терапии [Текст] // И. Д. Антонова // Дефектология. – № 2. –– 2019. – С. 56 – 58.
2. Аршатская, О. С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме [Текст]/ О. С. Аршатская // Дефектология. – № 2. –– 2020. – С. 46 – 56.
3. Алехина, С.В. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов
сопровождения основной школы [Текст] / С.В. Алёхина., Н.Я. Семаго. - М.: МГППУ, 2019. - 80 с.
4. Виневская, А.В. Аутизм, его корни и коррекционные методы на основе системно-векторной методики Юрия Бурлана [Текст] / А.В. Виневская, В.Б. Очирова / / Современные исследования социальных проблем, 2021 - № 3. - С.12-23.
5. Вильшанская, А.Д. Дифференцированный подход к оценке достижений образовательных результатов освоения АООП НОО обучающихся в инклюзивном образовании // Альманах института коррекционной педагогики. 2019. Альманах № 34 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-34/from-institutionalization-to-inclusive-education-of-children-with-special-educational-needs (дата обращения 05.02.2024).
6. Взаимодействие государства и общества с семьями детей с нарушениями развития в разные исторические эпохи [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://spravochnick.ru/pedagogika/vzaimodeystvie_gosudarstva_i_obschestva_s_semyami_detey_s_narusheniyami_razvitiya_v_raznye_istoricheskie_epohi/?ysclid=l7vcuekfzs138185178 (дата обращения 05.02.2024).
7. История отношения государства и общества к лицам с ОВЗ. Основные исторические этапы [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://webkonspect.com/?room=profile&id=6241&labelid=163178 (дата обращения 05.02.2024).
8. Костин, И.А. Усложнение картины мира - направление психологической помощи аутичным детям [Текст]/ И. А. Костин // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – № 3. – 2019. – С. 25 – 28.
9. Коррекция аутизма: современные методы и программы реабилитации [Электронный ресурс]/ https://www.yburlan.ru/biblioteka/korrekcija-autizma-sovremennye-metody-i-programmy-reabilitacii (дата обращения 05.02.2024).
10. Начальный этап коррекционной работы с аутичным ребенком:
знакомство, установление контакта [Текст]/ Аутизм и нарушения развития.
2022.- No3. - 336 с.
11. Никольская, О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма [Текст] / О.С. Никольская. - М.: Центр лечебной педагогики, 2020. - 112 с.
12. Никольская, О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение [Текст] /О.С. Никольская. - Серия «Особый ребенок». М.: -Теревинф. - 2019. - 220 с.
13. Организация психокоррекционных занятий с детьми с ранним детским аутизмом [Электронный ресурс] / https://vprosvet.ru/biblioteka/organizatsiya-psihokorrektsionnyih-zanyatiy-s-detmi-s-rannim-detskim-autizmom/ (дата обращения: 01.02.24).
14. Патрик, С. Психопедагогика и аутизм: опыт работы с детьми и взрослыми [Текст] / С. Патрик // Теревинф, – М.: 2016. – 32 с.
15. Психокоррекционная работа с аутичными детьми [Электронный ресурс]/https://infourok.ru/psihokorrekcionnaya-rabota-s-autichnimi-detmi-2035849.html (дата обращения 05.02.2024).
16. Ранний детский аутизм и основные методы его коррекции [Электронный ресурс]/https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2020/03/01/ranniy-detskiy-autizm-i-osnovnye-metody-ego-korrektsii (дата обращения 05.02.2024).
17. Современные методы диагностики и коррекции заболевания. Детский аутизм [Электронный ресурс] / https://www.defectologiya.pro/zhurnal/sovremennyie_metodyi_diagnostiki_i_korrekczii_zabolevaniya_detskij_autizm/ (дата обращения 05.02.2024).
18. Шапошникова, А.Ф. Опыт применения стандартизированных
диагностических оценочных шкал в комплексной программе лечебно-
коррекционной помощи детям с расстройствами спектра аутизма [Текст] / А.Ф. Шапошникова // под ред. В.Н. Касаткина - М.: Образование и здоровье. – 2019. – С. 26-58.