Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Семья – это первичное социальное окружение ребенка. Семья всегда является наиболее важным фактором, который оказывает решающее влияние на развитие каждого субъекта с раннего детства. В воспитании ребенка семья всегда играет особую роль.
В современной социальной и образовательной среде происходят большие изменения в области воспитания и развития детей. Усиливается воспитательная функция во всех образовательных организациях, начиная с дошкольного образования. Совершенствуются формы и способы взаимодействия организации и семьи. Очевидно, что от совместной слаженной работы образовательных организаций и семей, в которых растут дети, зависит очень многое. От качества и системы работы организаций с родителями зависит родительская компетентность и рост уровня педагогической культуры родителей, и семья, при этом продолжает оставаться для каждого ребёнка самым ценным, что есть в обществе.
Очевидно, что семья в первую очередь должна принимать непосредственное участие в воспитании и обучении собственного ребенка. Именно семья должна помогать ребенку осваивать все те социальные ценности, которые существуют в современном обществе и социуме. При этом семья выполняет свою главную функцию - психологическую защиту ребёнка, что в дальнейшем ему обеспечит необходимую социализацию в обществе.
В обществе востребована личность, которая в состоянии осознать свою индивидуальность и неповторимость. Это прежде всего личность, которая обладает потенциалом самореализации. Для воспитания и развития такой личности необходимы условия, способствующие её самореализации, и семья в данном случае в первую очередь в этом заинтересована. Воспитанники, в силу особенностей детского и подросткового возраста всегда имеют достаточно большую потребность в самореализации. Обеспечить всё это подрастающему ребёнку может в первую очередь семья и семейное воспитание.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость семейного воспитания в современном обществе.
Объект исследования: воспитательный процесс ребёнка в семье.
Предмет исследования: организационно-педагогические особенности семейного воспитания в современном обществе.
Задачи:
1. Провести анализ понятия семейное воспитание.
2. Рассмотреть процесс семейного воспитания и его особенностей.
3. Описать педагогические условия успешного семейного воспитания в современном обществе.
4. Предложить методические рекомендации по семейному воспитанию в современном обществе.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, анализ документации, анкетирование, беседа, систематизация данных.
Структура работы. Состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы семейного воспитания в современном обществе
1.1. Анализ понятия семейное воспитание
На современном этапе развития общества семью рассматривают как малую социальную группу. Члены семьи проживают совместно и ведут домашнее хозяйство. В каждой семье присутствует особая эмоциональная связь и обязанности по отношению к каждому члену семьи [9].
По мнению исследователя В.М. Целуйко, семья представляет собой важнейший институт социализации подрастающего поколения. Семья всегда является первым воспитателем и педагогом по отношению ко всем последующим воспитателям и кураторам. В семье подрастающий ребёнок приобщается к семейным ценностям, культурным ценностям и именно в семье ребёнок осваивает различные социальные роли.
С.Н. Бурова называет жизненный цикл семьи закономерной последовательностью стадий развития семьи на протяжении всего периода ее существования. Когда в семье появляется ребёнок – это всегда радует всех членов семьи, но при этом существует также большая ответственность при воспитании детей в семье. Именно от семьи зависит, насколько в дальнейшем будет социализирован и воспитан ребёнок.
Внесемейных институтов воспитания существует много. К ним относятся все образовательные организации, начиная с дошкольного образовательного учреждения. Если у ребёнка нет каких-либо особых проблем со здоровьем ребёнка, дети, в зависимости от возраста посещают образовательные организации. Даже в этом случае семейное воспитание будет всегда первичным [18]. Семья – это главный социальный институт.
Семьи бывают разные, по своему качеству и количеству членов семьи и семья прививает ребенку интерес к статусам всех членов семьи. Семья выполняет мощную защитную функцию по отношению к ребёнку. Именно в семье человек чувствует физическую, психологическую и экономическую защиту. От семьи зависит очень многое и всё дальнейшее развитие ребёнка зависит именно от семьи. Ребёнок всегда должен чувствовать поддержку и заботу со стороны семьи. Внимательные и заботливые родители всегда чувствуют и понимают, насколько важна их поддержка для ребёнка.
Исследования A.Г. Асмолова и B.И. Панова, которые считали, что одним из важнейших условий самореализации, является образовательная среда и в первую очередь, среда семьи. В психологии часто говорят о внутренней активности личности. Это очевидный ресурс для того, чтобы в ходе общего развития личность обеспечивала свою самореализацию. Без активной самореализации невозможно развитие отдельной личности. Каждый родитель стремится к тому, чтобы его дети были ответственными, самостоятельными, целеустремлёнными.
Чтобы обосновать природу такого феномена, как самореализация, нужны разносторонние подходы. По мнению российских педагогов и психологов, в самореализации доминирующая роль принадлежит ее сущностным силам, которые содействуют интериоризации – экстериоризации, но как уже было отмечено, здесь существует большое разнообразие подходов. Чего нельзя сказать о практической стороне решения проблемы [16].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемьева, Т.И. Методический аспект проблемы способностей [Текст] / Т.И. Артемьева. - М.: Лига Пресс, 2018. – 162 с.
2. Азбука форм воспитательной работы: Справочник [Текст] / З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская - Мн.: Новое знание, 2011. - 315 с.
3. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы [Текст] / Л.А. Байкова. - М.: Изд. центр «Академия», 2012. - 160 с.
4. Битянова, М.В. Руководство. Компетенции классного руководителя [Текст] / М.В. Битянова // Классное руководство и воспитание. - 2016. - №2. - С. 9.
5. Богуславский, М.В. Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход [Текст] / М.В. Богуславский. - Классный руководитель. - 2009. - №8. - С.21-28.
6. Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности [Электронный ресурс] / И.Л. Бочкарева // Проблема человека в свете современных социально - философских наук (Выпуск 3). URL: http://www.egpu.ru (дата обращения: 03.02.2024).
7. Взаимодействие с родителями, как основа развития способностей детей. [Электронный ресурс] / /https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00503064_0.html (дата обращения: 03.02.2024).
8. Веденеева, О.А. Теория и практика работы классного руководителя: учеб. пособие. [Текст]/О.А. Веденеева. - М.: Мир науки, 2016. - 140 с.
9. Гайдарова, Л.И. Сущность и содержание педагогического просвещения родителей в школе [Текст]/Л.И. Гайдарова. - Педагогические науки. - 2013. - № 4. - С. 91-94.
10. Дронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию с родителями / Т.Н. Дронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. – 191 с.
11. Долженко, А.А. Нравственное воспитание школьника в современных условиях ФГОС НОО / А.А. Долженко, Н.В. Чепыжная, Н.В. Родионова. – Текст: электронный // Нравственное воспитание дошкольника в современных условиях ФГОС НОО. – 2016. – № 76. - URL: https://1376.mskobr.ru/files/kruglyj_stol_metody_nravstvennogo_vospitaeniya.pdf (дата обращения: 03.02.2024).
12. Дубова, И.А. Продуктивная деятельность как средство развития школьников / И.А. Дубова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (дата обращения: 03.02.2024).
13. Журлова, И.В. Справочные материалы к курсу «Технологии работы классного руководителя» [Текст]/ И.В. Журлова, А.С. Мозырь МГПУ им. И.П. Шамякина, 2017. - 137 с.
14. Жмурина, К.В. Влияние мультфильмов на формирование у детей семейных ценностей / К. В. Жмурина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 545-547. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38414/ (дата обращения: 03.02.2024).
15. Заглада, Л.М. Дети и мультипликация [Текст] / Л.М. Заглада // Мир семьи. – 2005. - No11. – С. 14-17.
16. Ишкова, Е.И. Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Е.И. Ишкова, Ю.Е. Красный. - Мультфильм руками детей. – М.: Просвещение. - 2007. -175 с.
17. Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. [Текст] (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - с. 4-6.
18. Использование метода проектов в обучении и воспитании младших школьников / Проект «Инфоурок». - 2018. - Текст: непосредственный: https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-metoda-proektov-v-obuchenii-i-vospitanii-mladshih-shkolnikov-2060795.html (дата обращения: 03.02.2024).
19. Кондратьева, Н.В. Сущность понятия «творческие способности» [Текст] / Н.В. Кондратьева // Концепт. – 2015. - No 9. - С. 18-20.
20. Кислов, А.В. Диагностика способностей ребенка [Текст] / А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина. – Спб.: Речь, 2010. – 64 с.
21. Логачева, Н.П. Классный руководитель в современных условиях школы [Электронный ресурс]/ URL: file:///D:/Downloads/s046-011.pdf (дата обращения: 03.02.2024).
22. Погодина, С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей младшего школьного возраста [Текст] / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2017. – 272 с.
23. Потаповская, О.М. Особенности реализации нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений / О. М. Потаповская. – Текст: электронный. – 2014. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detey-v-sovremennoy-praktike-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 03.02.2024).
24. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и ДОУ. [Электронный ресурс] /https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvennotvorcheskih-sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-vzaimodeystviya-semi-i-dou (дата обращения: 03.02.2024).
25. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе [Текст]/ М.И. Рожков. - М: ВЛАДОС, 2012. - С. 81-89.