Фрагмент для ознакомления
2
Полноценного восприятия художественного произведения не может быть без культуры чтения. Культура чтения представляет собой достижение личности, а также уровень читательского развития, качественные и количественные показатели его деятельности, сознания, общения, что выступает одновременно продуктом, и фактором развития личности. Кроме этого, культура чтения включает в себя:
1) рациональную организацию чтения как процесса в зависимости от читаемого текста, достаточно широкого контекста чтения, а также свойств читателя;
2) точное, глубокое, полное и отчетливое понимание и своего рода «присвоение» содержания текста, которое сопровождается эмоциональным сопереживанием, творческой интерпретацией и критическим анализом прочитанного;
3) поиск, анализ, а также выбор текста (то есть книги, электронной формы и др.) для чтения согласно с интересами и имеющимися у читателей возможностями, целью чтения;
4) это выбор способов (письменного, устного), а также языковых средств сохранения прочитанного;
5) читательская культура человека читающего реализуется в эмоциях и поступках читателя: проявление им сопереживания, сомышления, а также сотворчества с другими людьми.
Культура чтения в философском значении трактуется «как определенное пространство, а также как цельная среда, которая порождена феноменом чтения непосредственно во имя нравственной, а также интеллектуальной гармонии личности» [3, с. 81]. Кроме этого, понятие «культура чтения» определить можно в качестве способности воспринимать, понимать, а также анализировать вербальную информацию, которая представлена в различных вариантах форматов (то есть печатном, письменном, электронном) [6]. В связи с этим, культура чтения в качестве социокультурное явление, в основе своей имеющее деятельностный познавательный процесс, неизменно определяет уровень духовного и интеллектуального развития общества.
Если исходить из данного определения и одновременно учитывать современный кризис культуры чтения, то можно заключить, что будущее развитие духовной и интеллектуальной составляющей современного общества является напряженным.
Подчеркнем и такой факт, что термин «культура чтения» своем уникальном своего рода «полном значении» применяется исключительно в русском языке. Так, в английском языке его аналоги звучат как «навыки чтения», «умение читать, «понимание текста», «вкус к чтению», а также «читательские вкусы».
То есть практически все выше приведенные термины только приближаются к сути рассматриваемого нами понятия.
1.2 Этапы становления и развития культуры чтения в России
Если рассматривать историю появления и последующего развития понятия «культура чтения» непосредственно в русской культуре, то следует указать, что его истоки прослеживаются уже в эпоху образования Древнерусского государства. По той причине, что рассматриваемое понятие формировалось в течении нескольких столетий, оно своего рода «в себя впитало многие смыслы, вкладывающих в него» в прямой зависимости от того, каким образом понималась в обществе функция чтения [8, с. 41].
В целом можно выделить следующие этапы процесса развития в истории России понятия, как «культура чтения».
Первый этап. На данном этапе происходит утверждение в Древнерусском государстве Христианства, а также образования. В этот период времени основной функция чтения является в некотором роде эзотерической. То есть культура чтения воспринимается в качестве культуры общения человека с Божественным Словом так называемой «душеспасительной книги».
Второй этап можно назвать «эпохой консолидации русской культуры». Этот этап приходится на XV столетия. В данное время чтение становится именно «мирским» занятием, оно уже доступно разным слоям населения от князей и вплоть до крестьян. Происходит формирование познавательная функция чтения [1, c. 70].
Третий этап охватывает время с начала Петровских реформ до конца XVIII столетия. В обществе появляется новое отношение к чтению и в качестве средства повышения уровня образования, а также получения знаний и, в качестве следствия. Происходит формирование «новой функции чтения – то есть утилитарной» [3, c. 167].
Следует в этом отношении указать, что на данном этапе в статьях весьма известных ученых XVIII столетия (например, М.В. Ломоносова, В.Н. Татищева, Х.А. Чеботарева) прописываются рекомендации и советы читателю для формирования у них так называемого «качественного чтения», которые характеризовать можно как первые рекомендации по формированию «культуры чтения». Общество постепенно приобретает новые знания. В свою очередь просветительская и издательская деятельность (Н.И. Новиков) формирует в обществе читательские вкусы, происходит зарождение и развитие культуру чтения того времени. К завершению XVIII столетия была видна вполне очевидная разница между умением читать и являться читателем [1, c. 71].
С X по XVIII столетия в истории русской культуры заложены были основы понятия «культура чтения», базовыми элементами которого в XVIII в. стали следующие: выбор книги, гармоничное соотнесение книги и цели чтения; наличие умения понимать читаемый текст, наконец, умение закреплять прочитанное.
Четвертым этапом в процессе развития культуры чтения становится XIX столетие. В это время чтение приобретает именно самообразовательную функцию.
Так, Акционерным обществом распространения чтения в России в 1858 году ставится задача своего рода «приучения широких слоев народа к чтению», а главное – это формирование культуры чтения.
С этой целью создаются в книжных магазинах и библиотеках кабинеты для чтения [3, с. 169]. В указанное время проблема культуры чтения напрямую связывается с проблемой нахождения необходимой книги, а также умением пользоваться книгой непосредственно для самообразования (Х. Д. Алчевская, Н. А. Рубакин).
В этот период понятие «культура чтения» обогащено было привнесением следующих элементов: «методы чтения», «любовь и привычка к чтению», а также «приемы чтения».
Пятый этап напрямую связан с происходящими в начале XX века изменениями в обществе. В указанное время появляются работы, которые были посвящены психологическими аспектам культуры чтения. Но полномасштабное обращение к проблеме культуры чтения связано было с преобразованием российского общества, произошедшем после революции 1917 г. и процессом формирования так называемого «нового человека», который в обязательном порядке должен был освоить все возможные накопленные достижения в сфере науки, культуры, а также техники. В связи с этим на первое место выходит темп чтения, как отдельная его характеристика.
В первые годы советской власти культура чтения была подчинена идеологическим и политическим целям партии. Такого рода подход своего рода «вульгаризировал» отдельные проблемы культуры чтения и при этом на первый план выдвигал прагматические аспекты чтения, отодвигая либо своего рода «зачеркивая» се те аспекты, которые чтение делают неким «душеразвивающим занятием» [14, с. 25].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белина, Е.В. О развитии понятия «Культура чтения» в русской культуре и науке / Е.В. Белина. – Текст: непосредственный // Человек и образование. – 2014. – № 3. – С. 61-71.
2. Беловицкая, А.А. Чтение как подсистема категории «книга» / А.А. Беловицкая. – Текст: непосредственный // Чтение как стратегия жизни: Материалы междунар. науч-практ. конф. – Москва: Наука, 2006. – С.26-29.
3. Батырева, М.В. Проблемы формирования читательской культуры современных школьников / М.В. Батырева, А.И. Попова. – Текст: непосредственный // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2018. – Т. 4. – № 3. – С. 71-85.
4. Воронцов, А.В. Чтение как социально-экономическая проблема. Общество. Среда. Развитие / А.В. Воронцов. – Москва: Академия, 2009. – 128 c. – Текст: непосредственный.
5. Гайва, Е. Пища для размышления / Е. Гайва. – Текст: непосредственный // Рос. газ. – 2016. – 5 сентября. – C. 7.
6. Галактионова, Т.Г. Поддержка чтения – национальный приоритет в области развития культуры / Т.Г. Галактионова. – Текст: электронный // Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. № 6. – URL: http://galaktionova_6_07_57_61.pdf (дата обращения: 01.02.24).
7. Галактионова, Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: автореф. дис…д-ра. пед. наук: 13.00.01 / Т.Г. Галактионова. – Санкт-Петербург, 2008. – 48 с. – Текст: непосредственный.
8. Галактионова, Т.Г. Чтение школьников как социально‐педагогический феномен открытого образования (теоретико‐методические основы исследования) / Т.Г. Галактионова: монография. – Санкт-Петербург, 2007. – 164 с. – Текст: непосредственный.
9. Дубин, Б.В. Чтение в России – 2008. Тенденции и проблемы / Б.В. Дубин, Н.А. Зоркая. – Москва: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008. – 180 c. – Текст: непосредственный.
10. Карданова, М.В. Культура чтения в ритме пограничной рациональности / М.В. Карданова. – Текст: непосредственный // Библиотековедение. – 2006. – № 4. – С. 60-68.
11. Международная научная конференция «Чтение в образовании и культуре»: доклады и тезисы / составители: Ю. П. Мелентьева, Т.С. Маркарова – Москва, 2011. – 178 с. – Текст: непосредственный.
12. Мелентьева, Ю.П. Библиотека и юношество: поиски взаимопонимания. Библиотечное обслуживание как процесс социализации личности / Ю.П. Мелентьева. – Москва: Институт психологии РАН, 1999. – 16 с. – Текст: непосредственный.
13. Мелентьева, Ю.П. Некоторые современные тенденции в чтении молодых россиян: по материалам нового исследования / Ю.П. Мелентьева. – Текст: непосредственный // Чтение с листа, с экрана и «на слух»: опыт России и других стран: сборник материалов для руководителей программ по продвижению чтения. – Москва: РШБА, 2009. – С. 218-238.
14. Мелентьева, Ю.П. Феномен чтения: поиски сущности / Ю.П. Мелентьева. – Текст: непосредственный // Библиография. – 2007. – № 4. – С. 23-29.
15. Мелентьева, Ю.П. Чтение: явление, процесс, деятельность: научное издание / Ю.П. Мелентьева. – Москва: Наука, 2013. – 198 c.
16. Новое чтение. – URL: http://www.colta.ru/news/11535. (дата обращения: 01.02.2024). – Текст: электронный.
17. Основные результаты международного исследования PISA–2012. – URL: http://www.rtc-edu.ru/sites/default/files/files/news/PISA%202012_results.pdf (дата обращения: 01.02.2024).
18. Основные результаты международного исследования PISA–2015. – URL: http://36edu.ru/DocLib3/Docs/PISA2015.pdf (дата обращения: 01.02.2024). – Текст: электронный.
19. Петашева, О.В. Решение проблемы культуры чтения на примерах разных стран / О.В. Петашева. – Текст: непосредственный // Актуальные исследования. – 2021. – № 1. – С. 117-119.
20. Самохина, М.М. Некоторые читательские и библиотечные характеристики респондентов / М.М. Самохина. – Текст: непосредственный // Социолог и психолог в библиотеке. РГБД. – 2012. – № 8. – С. 32-66.
21. Селютина, Е.А. Культура чтения в современных коммуникативных практиках: сетевые медиа и картина мира современного читателя / Е.А. Селютина, А.А. Селютин. – Текст: электронный // Вестн. Челябинского гос. Ун-та. 2016. № 13 (395). Филологические науки. Вып. 104. С. 106-112. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-chteniya-v-sovremennyh-kommunikativnyh-praktikah-setevye-media-i-kartina-mira-sovremennogo-chitatelya/viewer (дата обращения: 01.02.2024).
22. Стефановская, Н.А. Чтение в современном обществе: проблемы и тенденции: монография / Н.А. Стефановская. – Тамбов: Издательство Першина Р.В., 2017. – 144 с. – Текст: непосредственный.
23. Сто лучших романов XXI века // Афиша. – № 364. – URL: http://mag.afisha.ru/stories/100-luchshih-romanov-veka/100-luchshih-romanov-veka/ (дата обращения: 31.01.2024). – Текст: электронный.
24. Тихомирова, И.И О развитии творческого чтения в России: к истории вопроса / И.И. Тихомирова. – Текст: непосредственный // Школьная библиотека. – 2008. – № 1. – С. 68-76.
25. Чернышева, Л.Н. Чтение как компонент духовно-нравственного развития подрастающего поколения / Л.Н. Чернышева. – Текст: непосредственный // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета». – 2012. – №4. – С.5-10.
26. Читать или не читать: результаты всероссийского опроса ВЦИОМ-Спутник, 2017. – URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116580 (дата обращения: 01.02.2024). – Текст: электронный.
27. Чудинова, В.П. Тенденции и содержание чтения подростков: возможности коррекции / В.П. Чудинова. – Текст: непосредственный // Чтение. XXI век: коллективная монография. – Челябинск: Издательствово Челябинской государственной академии культуры и искусств, 2014. – С. 108-124.
28. Чушкина, С.Е. О подходах к определению понятия «Читательская культура» / С.Е. Чушкина. – Текст: непосредственный // Вестник Башкирского университета. – 2015. – Т. 20. – № 2. – С. 600-604.