Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ: ИСТОРИЯ, ПРИНЦИПЫ, ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ 5
1.1. История становления концепции непрерывного обучения 5
1.2. Суть концепции. Принципы, инструменты, механизмы 9
1.3. Зарубежный и отечественный опыт 16
Фрагмент для ознакомления
2
Деятельностью по обеспечению непрерывного профессионального образования на современном этапе в основном занимаются организации дополнительного профессионального образования (ДПО). Основными направлениями их деятельности являются курсы повышения квалификации и профессиональная переподготовка.
Изучение действующей терминологии определения «непрерывного профессионального образования» нашло отражение лишь в нормативных источниках.
Характеристика «непрерывного профессионального образования», упоминается в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы и характеризуется как «понятие "непрерывное образование", используемое применительно к сфере профессионального образования и профессиональной подготовки. Непрерывное профессиональное образование лиц старшего школьного возраста и взрослых создает условия постоянного профессионального, карьерного и личностного роста в течение всей жизни».
Рассмотрим систему непрерывного образования по отношению к пожилым людям.
В Европе в конце ХХ века включение пожилых людей в систему непрерывного образования было продиктовано не мировыми демографическими тенденциями, а необходимостью приведения их профессиональной квалификации в соответствие с ускоренными темпами роста производств и производственных технологий.
Первый университет для пожилых людей появился в 1973 году в Тулузе (Франция). Учебный процесс в университете организовывался на классических академических стандартах образования и шел параллельно с научными исследованиями, целью которых было выяснение способности представителей «третьего возраста» воспринимать и воспроизводить новую информацию.
В 1980-х гг. в Великобритании появилась добровольная ассоциация «Общество третьего возраста», где пожилые люди самостоятельно объединялись в образовательные группы и делились друг с другом своими профессиональными знаниями и практическими навыками . Британская организация образовательного процесса отражала идеи И. Иллича, который выступал против институализации образования для пожилых. По его мнению, в процессе передачи знаний учителя уподобляются оракулам, а учащиеся теряют способность к самостоятельному критическому мышлению, поэтому образовательная система должна стать более гибкой и подвижной с тем, чтобы обеспечить доступ к образовательным ресурсам всем желающим, способствовать свободному обмену знаниями и создавать предпосылки для передачи профессиональных навыков . Именно эти идеи стали основными для британских университетов третьего возраста.
В настоящее время во всем мире увеличивается число учебных заведений и образовательных программ, которые специализируются на обучении пожилых людей.
Сейчас в Америке и Европе по программам университетов третьего возраста обучается более 2,2 млн. человек. Р. Манхаймер в своих исследованиях отмечает, что с каждым десятилетием все больше пожилых американцев участвуют в тех или иных видах формального и неформального обучения . В азиатских странах насчитывается более 4,3 млн. учащихся старше 60 лет. В 2013 году наиболее успешными странами с точки зрения подготовки пожилых людей были скандинавские страны, Великобритания и Франция, Испания, Италия и Германия были ниже средних показателей по ЕС-28. Образовательный процесс в этих странах строится на сочетании организационных принципов классического французского и неклассического британского непрерывного образования. Так, например, в Финляндии университеты третьего возраста ориентируются на академические образовательные программы и вместе с тем используют опыт и знания самих пожилых учащихся. В Канаде представители третьего возраста учатся наравне с учащимися других возрастных групп и при наличии у них профильного образования в прошлом могут получить степень бакалавра.
В США обучение в университетах третьего возраста проходит в формате «Elder hostel» (позже «Road Scholar»). Суть такого обучения заключается в сочетании путешествия и обучения. Пожилой человек, путешествуя по различным интересным местам, во время остановок слушает лекции, подготовленные сотрудниками вузов.
В Южной Америке университеты третьего возраста существуют как центры социальной поддержки населения и ориентированы на представителей социальных низов.
В КНР в образовании пожилых преобладает традиционный тип образования. У безработных пожилых людей шансов быть вовлеченными в учебную деятельность меньше, чем у работающих.
Б. Финдсен и М. Формоза отмечают, что особенность зарубежных образовательных программ состоит в их направленности на поддержание представителей третьего возраста как социальной группы, которая готова и способна воспроизводить знания и навыки, полученные в ходе непрерывного образования для решения не только профессиональных, но и жизненных задач .
В исследованиях зарубежных ученых, таких как Д. Дьюи , М. Ноулз , Э. Линдерман и др., особое внимание уделяется изучению условий социальной активности и инклюзии представителей пожилого возраста посредством практик их вовлечения в различные виды образования. Т. М. Кононыгина отмечает, что задача обучения пожилых людей: «представлена зарубежными исследователями не только как процесс адаптации и компенсации потерь в связи с возрастными изменениями, а как особая образовательная культура, формирующая новый облик старости – продуктивной, компетентной, деятельной, наполненной жизненной энергией, опытом, мудростью пожилых» .
В России так же, как и в зарубежных странах, существует образовательная система для пожилых людей. Однако потребность в ней невысока: в образовательный процесс включено всего лишь 8 % населения в возрасте 55–64 лет . Д. М. Рогозин связывает низкий процент включенности пожилых людей с двумя основными факторами. Во-первых, с неготовностью существующих институтов образования к обучению представителей данной возрастной группы: недостаточной разработанностью специализированных образовательных программ, отсутствием специалистов в области геронтологического образования, ориентированных на специфику работы с немолодыми учениками. Во-вторых, с нежеланием самих пожилых людей к дальнейшему обучению . Тем не менее в больших городах и в регионах постепенно увеличивается число учреждений, где пожилые люди могут продолжить свое образование.
В России существует три направления образования пожилых людей: формальное, неформальное и информальное. Формальное образование подразумевает под собой получение новой профессии, повышение квалификации или переквалификацию.
Показать больше