Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Наиболее ограниченным фактором производства является рабочая сила, поэтому важно рациональное ис-пользование затрат на нее. Увеличение количества различных компаний и фирм, а, следовательно, и людей, занятых на работе, приводит к усилению конкуренции, что обязательно требует повышения требований к предмету деятельности в целом, к сотрудникам. Продвижение услуг в условиях гло-бального кризиса и снижения покупательской способности населения так-же повышает требования к эффективности профессиональной деятельности сотрудников.
Изучение условий профессиональной деятельности и факторов, вли-яющих на ее эффективность – эти вопросы стоят на повестке дня при ре-шении задач подготовки, обучения, профессионализации работников, а также повышения экономических результатов труда.
В современном обществе нужны компетентные и активные специали-сты, которые способны самостоятельно принимать решения, готовые брать на себя ответственность за их осуществление, умеющие правильно строить взаимоотношения с другими людьми, работать в команде, то есть прояв-лять лидерские качества, которые выступают как одни из ведущих харак-теристик личности человека.
Лидерские качества необходимы для успешной организаторской дея-тельности и создания положительной атмосферы в коллективе, способ-ствующей достижению общих целей.
Любому индивиду присуще конкретные, личностно обусловленные потребности, которые необходимо удовлетворять. Общность данных по-требностей становится движущей силой деятельности индивида, вектором или мотивом. Чем актуальнее потребность, тем сильнее мотив. Реализация мотивов происходит за счет применения стимулов со стороны работодате-ля. Пытаясь найти то, что вдохновляет работников, HR-специалисты про-водят масштабные исследования, в которых ориентируются на личностные качества и жизненные цели сотрудников. Предполагается, что действия, производимые сотрудником, должны иметь последствия – положительные, отрицательные или нейтральные – это зависит от того, насколько эффек-тивно сотрудник выполнил возложенные на него обязанности – и это явля-ется основой концепции стимулирования.
Между тем, остаются нерешенными проблемы повышения эффектив-ности профессиональной деятельности специалистов-лидеров во взаимо-связи с их трудовой мотивацией.
Цель исследования – выявить особенности трудовой мотивации специалистов-лидеров.
Объект исследования – трудовая мотивация.
Предмет исследования – особенности трудовой мотивации специа-листов-лидеров.
Гипотеза исследования. Предполагается, что трудовая мотивация специалистов-лидеров отличается от мотивации сотрудников, не склонных к лидерству.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты изучения трудовой мо-тивации и лидерства.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование трудовой мотивации специалистов.
3. Выявить различия в трудовой мотивации специалистов-лидеров и сотрудников, не склонных к лидерству.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования, психодиагностические и статистические методы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов для решения практических задач в сфере мотивации сотрудников с развитыми лидерскими способностями.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения трудовой мотивации и лидерства
1.1. Понятие трудовой мотивации
В современном мире эффективность трудовой деятельности во мно-гом зависит от того насколько сотрудник того или иного предприятия за-интересован в качественном исполнении своих прямых профессиональных обязанностей. И достаточно часто такой положительный эффект может быть достигнут посредством грамотно выстроенного мотивационного ас-пекта.
Сегодня разными учеными и специалистами, руководителями пред-приятий в понятие «трудовая мотивация» вкладывается свое понимание и свой смысл. Именно поэтому существует ни одна трактовка данного тер-мина. И каждая из них несет свою смысловую нагрузку и преследует свои определенные цели.
Одна группа теоретиков и практиков считает, что под «трудовой мо-тивацией» стоит рассматривать процесс побуждения сотрудника к осу-ществлению эффективного труда, в ходе которого происходит формиро-вание трудового поведения человека, строящееся на основных целях рабо-ты, особенностях и условиях трудовой деятельности [23].
Для другой группы ученых «трудовая мотивация» представляется в виде последовательности определенного спектра элементов:
- первичных компонентов (усилий, временных рамок, показателя об-разования, расходов, квалификаций, знаний, типов поведения в организа-ции);
- показателей функционирования (количества работы, ее качества);
- результатов [21].
Согласно М.Х. Мескону, «трудовая мотивация» является процессом побуждения себя и других к трудовой деятельности для того, чтобы были достигнуты личные цели предприятия [13].
Шаш Н.Н. солидарен с М.Х. Месконом, однако дополняет данную трактовку тем аспектом, что и цели сотрудников также должны быть до-стигнуты [20].
Б.М. Генкин видит данное понятие, как важнейшую функцию ме-неджмента, которая призвана стимулировать сотрудника или целую груп-пу работников к осуществлению деятельности в отношении достижения главных целей компании посредством удовлетворения их собственных по-требностей [4].
С точки зрения Л.С. Выготского трудовая мотивация является стержнем личности, вокруг которого собран спектр ее свойств, представ-ленных направленностью, ценностными ориентациями, установками, соци-альными ожиданиями, притязаниями, эмоциями, волевыми качествами и другими характеристиками [2].
Иными специалистами говорится о том, что под «трудовой мотива-цией» стоит понимать процесс сознательного выбора сотрудника того или иного поведенческого типа, который определяется посредством воздей-ствия на него внешних и внутренних факторов [10].
Актуальным является и определение «трудовой мотивации» как стремление сотрудника осуществить удовлетворение своих потребностей посредством трудовой деятельности. С точки зрения экономической со-ставляющей «трудовая мотивация» – это инструмент по повышению пока-зателей производительности труда [11].
На основании анализа рассмотренных трактовок понятия «трудовой мотивации» можно отметить, что вне зависимости от сферы функциониро-вания предприятия, учеными и специалистами говорится о том, что дан-ный процесс направлен не только на достижение целей организации, но и на удовлетворение запросов и потребностей сотрудников.
Немаловажным фактом является тот аспект, что сегодня выделяют спектр основных мотивов, связанных с трудовой деятельностью:
- показатель увлеченности профессией;
- наличие ориентированности на процесс получения наиболее макси-мального вознаграждения за выполненную работу;
- уровень осознанности важности и потребности рабочей деятельно-сти [5].
Наряду с этим выделяют спектр задач трудовой мотивации:
- процесс формирования у каждого работника понимания таких со-ставляющих, как сущность и значение мотивационной деятельности в тру-довом исполнении;
- процесс по обучению сотрудников и руководителей основам психо-логии внутри организационного процесса;
- процесс формирования у руководства компанией демократического подхода в вопросах управления сотрудниками с применением инноваци-онных средств трудовой мотивации [13].
Но стоит отметить, что процесс решения поставленных задач требу-ет аналитической деятельности в отношении таких явлений, как:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеев П.С. Психологические механизмы трансформационного лидерства // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2017. – № 2 (136). – C.110-116.
2. Аргашокова О.И. Проблемы управления мотивацией персонала // Социально-гуманитарные технологии. – 2020. – № 4(16). – С. 23-31.
3. Вайнштейн Л.А. Психология управления: учебно-методическое пособие / Л.А. Вайнштейн, И.В. Гулис. – Минск: БГУ, 2019. – 326 с.
4. Генкин Б.М. Мотивация и организация эффективной работы (теория и практика): монография. – 2-е изд., испр. – Москва: Норма: ИНФРА-М, 2020. – 352 с.
5. Дедушева Л.А. Социология и психология управления / Л.А. Дедушева, М.Н. Кузина, Е.В. Астратенкова. – М.: Русайнс, 2019. – 352 c.
6. Ерастова А.В. Лидерство: учебное пособие / А.В. Ерастова, О.В. Черкасова. – Саранск: Мордов. гос. ун-т., 2015. – 140с.
7. Ермакова С.В. Лидерство: традиционные и современные подходы к изучению // Аспирант. 2013. – №1 (13) – С. 28-33.
8. Занковский А.Н. Организационное лидерство в пространстве корпоративной культуры: автореф. на соиск. учен степени доктора. психол. наук. – Москва, 2012. – 52 с.
9. Ивановский В.В. О некоторых вопросах определения феномена лидерства // Научный вестник МГТУ ГА, История, философия, социология. – 2005. – №.95 (13). – С. 132-133.
10. Ильин Г.Л. Социология и психология управления. Учебное пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт. – 2019. – 224 с.
11. Карпов А.В. Психология менеджмента. Учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт. – 2019. – 482 с.
12. Кириллов Н.П. Теоретико-методологические основы системы мотивации персонала / Н.П. Кириллов, Н.Н. Худойназарова // Материалы Ивановских чтений. – 2019. – № 1(23). – С. 183-193.
13. Кузнецова А.Ю. Основные теории мотивации // Студенческий. – 2019. – № 2-2(46). – С. 39-41.
14. Литвак М.Е. Командовать или подчиняться? Психология управления. – Рн/Д: Феникс, 2018. – 384 c.
15. Литвак Р.А. Социальное лидерство в современном социокультурном контексте / О.А. Литвак, О.Г. Усанова // Теории и проблемы политических исследований. – 2018. – Том 7. – № 6А. – С. 217-224.
16. Парахина П.Е. Опыт мотивации и стимулирования персонала за рубежом // Актуальные проблемы социальной и экономической психологии: методология, теория, практика: Сборник научных статей. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью СВИВТ, 2021. – С. 129-136.
17. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы [Текст]: монография. – СПб.: Санкт-петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2010. – 538с.
18. Петрушихина Е.Б. Этическое лидерство: понятие и проблемы исследования // Вестник РГГУ. – 2016. – №.1 (3) – С.46-55.
19. Психология мотивации профессионального развития: учебное пособие / Н.В. Маркина, Т.А. Абрамовских, М.Е. Гумницкий [и др.]. – Челябинск: ЧИППКРО, 2022. – 80 с.
20. Свенцицкий А.Л. Организационная психология: учебник для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2023. — 506 с.
21. Сущность и анализ теории мотивации / Д.Б. Баршева, К.А. Пюрвеева А.С. Болдырева [и др.] // Наука и инновации – современные концепции: Сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума, Москва, 25 января 2019 года / Ответственный редактор Д.Р. Хисматуллин. – Москва: Инфинити, 2019. – С. 45-50.
22. Тимакова К.С. Особенности использования методов нематериальной мотивации персонала в организации / К.С. Тимакова, Н.А. Юкина // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – № 1-4(69). – С. 268-270.
23. Толмачева М.С. Эволюция теорий мотивации в зарубежных исследованиях / М.С. Толмачева, Г.А. Мешкова // Успехи гуманитарных наук. – 2019. – № 2. – С. 6-14.
24. Хохлова Т.П. Теория менеджмента: история управленческой мысли: Учебник. – М.: Магистр, 2018. – 384 с.
25. Чиркова Ю.Р. Управление трудовой мотивацией персонала: современные механизмы и методы изучения // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2020. – № 6(37). – С. 62-74.
26. Bang H. Leader-Member Exchange in non-profit sport organizations. The impact on Job Satisfaction and Intention to Stay from the Perspectives of volunteer Leaders and Followers // Nonprofit management & leadership. – 2011. – Vol. 22 (1). – P. 85-105.