Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы формирования уважительного отношения младших школьников к культуре народов России
1.1 Уважительное отношение младших школьников к культуре народов России: подходы к понятию, структурные компоненты
Одним из традиционных источников духовно-нравственного развития является патриотизм. Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины [10].
Патриотизм - исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, и это развитие социальной педагогики, отражающее постоянное позитивное отношение людей к своей Родине, проявляющееся в деятельности на ее благо, в реализации которой с единой позиции участвует и государство, и общество [9].
По мнению А.С. Гаязова, патриотизм включает в себя:
1) чувство привязанности к местам, где находится человек, родился и вырос;
2) относиться с уважением к языку своего народа;
3) заботиться об интересах Родины;
4) осознание долга перед Родиной, защищать ее честь и достоинство, свободу и независимость (защищать Родину);
5) проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
6) социальная и культурная гордость
7) гордость за свою Родиной, символами государства, своим народом;
8) уважительное отношение к историческому прошлому, народу, обычаям и обычаям Родины;
9) ответственность с целью посвятить свое будущее, свой труд, свой талант судьбе Родины и своего народа;
10) Гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности [7].
В школьной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, возвращается интерес к национальному наследию, большое внимание уделяется возрождению народных традиций, развитию и пониманию роли своей нации, народа в мировом историческом процессе. В связи с этим в задачу педагога входит воспитание у младших школьников интереса к родной культуре. Воспитание на народных традициях способствует развитию у детей культуры поведения, взаимопонимания, формированию веротерпимости и толерантности. Именно воспитательная работа педагогов создает развивающую среду, насыщает эмоциональную сферу, духовно обогащает жизнь детей.
Но прежде чем дать определение понятию уважительное отношение к культуре страны, обратимся к понятию отношение. Одни ученые считают, что отношения личности объективны, так как являются проявлениями экономических отношений (Г.М. Гак). Другие считают, что отношения не следует рассматривать вне сознания, направленности мыслей, чувств, внимания человека (В.Н. Купцов). Третьи видят отношение общественным явлением, «единством объективного и субъективного» (О.Г. Дробицкий, А.Г. Здравомыслов), то есть единство объективного содержания и субъективной формы, потому как объективные потребности есть материальные основы отношения личности, а само отношение всегда оформлено в сознании.
Определение структуры отношений определено в работах А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, Б.Д. Парыгина, С.Л. Рубинштейна. Авторы выделяют три основных компонента отношений:
- гностический (когнитивный или информационный);
- аффективный (эмоциональный, мотивный);
- поведенческий (практический).
Уважительное отношение к культуре нашей страны – это признание ее важности и значимости на основании знаний ее достоинств, культурных образцов и норм поведения, принятие и осознание ценности культуры как богатства страны и как своеобразного регулятора всех сфер жизни общества, а также готовность следовать культурным образцам и нормам культурного поведения [18, с. 561].
Процесс формирования уважительного отношения к культуре других народов осуществляется на следующих принципах:
1) непротивление культурному многообразию;
2) познание характерных особенностей конкретных культур, в результате которого происходит оценивание культурной самобытности и неповторимости;
З) признание «другого»;
4) переход от признания многогранности культурного мира к его принятию.
5) направленная заинтересованность к различным культурам;
6) потребность поликультурного освоения мира;
7) межкультурное взаимодействие.
Любая образовательная среда является полиэтнической средой. Но отношения этносов, проживающих рядом или вместе друг с другом, имеют свою специфику: наряду с культивацией доброго соседства эти народы имеют элементы взаимной предвзятости [4].
Когнитивный компонент уважительного отношения – это знания о культуре, образ культуры в сознании ребенка, знание культурных образцов и норм культурного поведения. Формирование уважительного отношения не может происходить без овладения информацией о том, к чему формируется уважительное отношение, в данном случае к российской культуре. В рамках когнитивного компонента уважительного отношения необходимо дать ребенку понять, что представляет собой культура, насколько многообразны культурные образцы и какие существуют нормы поведения. Младший школьник должен понять, что культура нашей страны состоит не только из русской культуры и русских традиций, но также в нее входят культурные традиции тех народов и народностей, которые живут на территории нашей страны, имеют свои этнические и соответственно культурные особенности.
В рамках эмоционально-ценностного компонента младший школьник принимает культурные образцы, у него формируется эмоциональная отзывчивость к образу культуры и норм поведения. Примеры можно приводить из литературы, фильмов, мультфильмов, в пример можно ставить известных младшим школьникам известных людей. Главное в эмоционально-ценностном компоненте, чтобы примеры были простыми и яркими, чтобы ребенок понимал на основе него, в чем заключается уважительное отношение, а также мог сам привести подобный пример из своего опыта.
Поведенческий компонент – это готовность младшего школьника следовать нормам и правилам культурного поведения. В рамках этого компонента ребенок должен освоить нормы культурного поведения. Освоение норм не должно заключаться только в том, чтобы объяснить ребенку то, как необходимо и правильно поступать, но и важно объяснить то, «как не надо», ребенок должен понимать, почему что-то делать правильно и необходимо, а что – нет.
Уважительное отношение к культуре лучше всего будет формироваться на основании социального опыта младших школьников, потому как социальный опыт ребёнка – это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
1.2 Особенности формирования уважительного отношения младших школьников к культуре народов России во внеурочной деятельности
Младший школьный возраст – благоприятная пора для воспитания нравственных качеств личности, приобщения к ценностям национальной культуры, воспитания толерантности, уважения к другим культурам, отличным от собственной. Важно уже с младшего школьного возраста учить умению познавать ценности, выраженные в культуре. Это умение поможет человеку в дальнейшем понять и принять общечеловеческую культуру, не преувеличивая и не умаляя при этом роль культуры, как своего, так и другого народа. Необходима специальная организация этого процесса, так как социальный опыт, заложенный в культуре, не наследуется человеком, а усваивается в процессе образования. Именно в младшем школьном возрасте у детей начинают формироваться этнические представления, этническая идентичность, закладываются основы этнического самосознания, осуществляется взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микро-социумов, что во многом определяет дальнейшую жизненную ориентацию учащихся, их выбор в качестве приоритетного мирного сосуществования и взаимопонимания, а не конфликтов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства. Учебное пособие. М.: ПЕР СЭ. 2008 г. 431 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.2. М. 1980.
3. Ахмедбекова Р. Р. Интеграция предметов -одно из условий формирования познавательной активности школьников // Начальная школа. - 2015. -№ 8. - С. 14-16.
4. Баринова Т. Семейные традиции как часть общечеловеческой культуры и социально-педагогическое явление / Т. Баринова // Детский сад от А до Я. – 2013. - №4. – с. 64-75.
5. Барышников Е. Н. Внеурочная деятельность обучающихся : основные подходы и условия осуществления / Е. Н. Барышников // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - 415 с.
6. Белкин А.С. Педагогика детства. Екатеринбург: Сократ. 1995. – 152 с.
7. Богданова И.В. О возрождении традиции семейного воспитания / И.В. Богданова // Начальная школа плюс до и после. – 2009. - №3. – с. 18-20.
8. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности: Под ред. Д.И. Фильдштейна / Л.И. Божович – М.: Международная педагогическая академия, 2004. – 212 с.
9. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М. 1979. – 224 с.
10. Болотова, А.К. «Временные аспекты структуры и функционирования личности» / А.К. Болотова // Материалы III съезда РПО «Психология и культура». СПб., Июнь 2003 г. (Круглый стол «Практические возможности тренинга: от индивидуального развития, до личностного роста). – 230 с.
11. Большой толковый психологический словарь. Пер. с англ. / Ребер Артур. Москва. Вече-АСТ. 2001. Том 1 – 464 с.
12. Брудная Л.И. Энциклопедия обрядов и обычаев / Л.И. Брудная. – СПб.: «Респекс». 1996. – 280 с.
13. Вишняков С.А. Культура России в историческом ракурсе: архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное культурное пространство: Учебное пособие / С.А. Вишняков. М.: Флинта. 2012. – 64 с.
14. Внеурочная деятельность: теория и практика. 1-11 классы / сост. Енин, А.В.– 2-е изд. – М.: ВАКО, 2017. -288с.- (Современная школа: управление и воспитание).
15. Данилюк, А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект Российской академии образования. М.: Просвещение, 2009. – 75 с.
16. Зотов, Н.Д. Личность как субъект нравственной активности / Н.Д. Зотов. – Томск. 2007. – 230 с.
17. Коган А.Н. Социология культуры: Учебное пособие. Екатеринбург. 1992. – 120 с.
18. Колесникова А. А. Духовная культура младшего школьника как педагогический феномен // Молодой ученый. 2010. N 1/2. Т. 2. С. 280-282.
19. Коменский Я.А. Великая дидактика (избранные главы). // Коменский Я. А. Локк Д. Руссо Ж.-Ж. Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика. 1989. 416 с.
20. Кондаков И.В. Культура России: краткий очерк истории и теории: Учебное пособие / И.В. Кондаков. М.: КДУ. 2008. – 360 с.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменениями на 18 мая 2015 г. / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
22. Широких, О.А. Цели и ценности педагогического образования: какой учитель нужен современной школе? // Воспитание школьников. – 2005. - №5. – с 6-12