Фрагмент для ознакомления
2
Глобальное потребление энергии в развитых странах увеличилось за счет увеличения потребления энергии, что повлияло на формирование и развитие международных отношений. Изменились векторы развития международных отношений. Если в прошлом веке объемы энергии стран-производителей направлялись в основном в экономически развитые страны Запада, то в начале этого столетия развивающиеся страны активизировались и часто начинали успешно конкурировать с развитыми странами за значительные объемы этих энергоресурсов. Возросла также конкуренция между развитыми и развивающимися странами за финансирование в государствах, богатых энергией. Растущая конкуренция в международных энергетических отношениях усиливает конфликтность международных отношений, создает новые вызовы и угрозы международной безопасности, что подрывает актуальность выбранной темы. Особый интерес представляет изучение влияния отдельных проектов энергетического сотрудничества, сотрудничества государств в вопросах энергетической безопасности, а также развития конкуренции в мировой энергетике на международную безопасность в целом. Для Российской Федерации как одного из крупнейших поставщиков энергоресурсов на мировых рынках вопросы энергетической безопасности на международном уровне являются приоритетными в рамках внешней и внутренней политики. Активное участие России в международном сотрудничестве по вопросам энергетической безопасности, размеры российского экспорта энергоносителей и зависимость российской энергетики от мировой подрывают актуальность выбранной темы. Международная энергетическая безопасность в настоящее время является главным условием для достижения приоритетов отдельных стран в области национальной энергетической безопасности. Первые исследования глобальной энергетической безопасности появились только в середине 1980-х годов. Они основаны на результатах исследований национальной энергетической безопасности и сосредоточены на роли и проблемах международного сотрудничества в обеспечении энергетической безопасности отдельных государств.
Энергетика – это одна из базовых систем, обеспечивающая страну энергетическими ресурсами. Количество занятого в ней персонала превышает 2 млн. человек. Вклад в экономику страны уже превышает 3% ВВП. Российский топливно-энергетический комплекс, начало которому было заложено ещё в XIX веке, по объёмам выработки и экспорта электроэнергии занимает четвёртое место в мире.
В современных экономических условиях, когда мировой энергетический рынок нестабилен, эффективное управление и эксплуатация топливно-энергетического комплекса Российской Федерации приобрели особое значение. Без качественного и планомерного развития топливно-энергетического комплекса и различных его структур прогресс национальной экономики невозможен. Поэтому необходимо изучить теоретические аспекты, которые могут быть использованы для развития регулирования устойчивого процветания страны в качестве основы для формирования национальной политики. Направление и механизм государственного вмешательства в хозяйственную деятельность в различных сферах топливно-энергетического комплекса является одним из важнейших вопросов его развития. Необходимо обратить особое внимание на экономические и социальные последствия государственного регулирования энергетического сектора. Все это вместе взятое определяет выбор предмета, объекта и предметной области исследования.
Цель исследования: анализ программ развития энергетического комплекса субъекта Российской Федерации на примере Свердловской области. Задачи исследования:
рассмотреть понятие и особенности функционирования энергетического комплекса;
описать критерии и принципы энергетического комплекса;
исследовать социально-экономическое развитие региона;
исследовать функционирование энергетического комплекса региона;
разработать рекомендации повышения эффективности функционирования энергетического комплекса;
Объектом исследования является энергетический комплекс Свердловской области. Предметом исследования является обеспечение развития энергетического комплекса субъекта Российской Федерации.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимосвязанных методов исследования, адекватных его предмету: анализ, синтез.
Тема исследования находит свое отражение в работах таких авторов, как: Ковалев Ю.Ю., Крылов Г.О., Кузьмин Э. Л., Маринин И. и р. Нормативная основа исследования представлена правовыми актами, содержащими нормы правового регулирования вопросов развития и обеспечения функционирования энергетического комплекса.
Структура курсовой работы соответствует логике исследования и включает введение, основную часть, заключение и список использованных источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
1.1 ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
Единая энергетическая система России - это высокоавтоматизированный комплекс, состоящий из электростанций, электросетевых комплексов и объектов электросетевого хозяйства, расположенных по всей стране, объединенных единой технической системой и централизованными операциями, планированием и управлением.
Российский энергетический комплекс (ЭК) является неотъемлемой частью мирового энергетического рынка. Россия является одним из крупнейших производителей и экспортеров топлива и энергии. Хотя доля моей страны в структуре спроса на энергоносители значительно снизилась за последние 10 лет, в основном это связано с сокращением внутреннего энергетического рынка. В то же время Россия активно участвует в формировании международной торговли энергоресурсами. Основными рынками сбыта российских энергоносителей являются страны Западной, Центральной и Восточной Европы, а доля России в общем объеме импорта превышает 50% природного газа и 23% нефти и нефтепродуктов. Кроме того, географическое положение России определяет ее особую роль в транзите энергоресурсов в Евразии не только по оси запад-восток, но и в направлениях юг-север и юго-северо-запад континента для обеспечения наиболее эффективной энергетической базы.
Таким образом, геополитическое значение российского энергетического сектора важно не только для российской экономики, но и является важным фактором развития европейского энергетического рынка, а следовательно, и мировой энергетики.
Для энергоснабжения характерна развитая производственная инфраструктура в виде магистральных трубопроводов (для транспортировки нефти и нефтепродуктов, природного газа, угля) и высоковольтных линий электропередачи. Энергетика связана со всеми системами народного хозяйства, использует продукцию машиностроения, металлургии, связана с транспортным комплексом.
Электроэнергетика:
Тепловая электростанция
Атомные электростанции (АЭС)
Гидроэлектростанции (гидроэлектростанции)
другие электростанции (ветряные, солнечные и геотермальные станции)
электрические и тепловые сети
автономные системы отопления
Структура вырабатываемой электроэнергии распределяется следующим образом: ТЭС - 68%, ГЭС - 18%, АЭС - 14%.
В настоящее время довольно много факторов, так или иначе влияющих на социально-экономическое положение региона, считаются главным конкурентным преимуществом отдельных регионов. Среди прочего, на наш взгляд, необходимо подчеркнуть важнейшие элементы экономики - наличие, легкодоступность и зависимость от стоимости источников энергии. Понятия «энергетика» и «национальная энергетическая безопасность» могут быть рассмотрены нами с точки зрения геополитических и идеологических аспектов. Зависимость национальной экономики от энергоносителей полностью проявилась после топливного кризиса 70-х годов 20 века, когда был выбран широкий путь развития энергетической экономики, главным образом из-за отсутствия рыночных механизмов формирования стоимости энергоресурсов. В настоящее время конкурентоспособность национальной экономики определяется не количеством потребляемых энергоресурсов, а в первую очередь масштабом и качеством технологических и научных разработок в области энергоснабжения [7].
Энергетическая безопасность в настоящее время представляется одним из ключевых условий инновационного развития государства. Кроме того, энергетика является мощным, а иногда и единственным фактором в геополитическом взаимодействии с другими странами. В последнее время энергетический сектор стал для России единственным эффективным механизмом защиты своих интересов в области внешней политики.
Кроме того, следует отметить, что не все регионы Российской Федерации находятся в абсолютной энергетической безопасности. Например, существует много трудностей и противоречий в обеспечении энергетической безопасности в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе, новом субъекте Российской Федерации, в связи с этим тема обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации и отдельных ее регионов, можно сказать, сейчас очень актуальна.
Энергетическая безопасность является одним из важнейших элементов национальной безопасности любой страны. Обеспечение национальной безопасности является одной из главных задач национальной энергетической политики. В Российской Федерации топливно-энергетический комплекс (ТЭК) не только обеспечивает потребности национальной экономики и населения в топливно-энергетических ресурсах, но и бюджетной системы. В настоящее время инерционный потенциал развития топливно-энергетического комплекса практически исчерпан, что является как из-за качественного ухудшения сырьевой базы, так и из-за технических, экономических и финансовых ограничений [6].
Концепция «энергетической безопасности» получила законодательную основу после нефтяного кризиса 1973 года. Международное энергетическое агентство определило понятие «энергетическая безопасность» как «уверенность в том, что энергия доступна в требуемом количестве и качестве при данной экономической ситуации». "В настоящее время термин определяется несколько широко: энергетическая безопасность - это состояние защиты страны, ее граждан, общества, государства и экономики от угроз надежному энергоснабжению. Эти угрозы предопределены как внешними (макроэкономическими, геополитическими, комбинированными) предпосылками, так и состоянием и функционированием энергетического сектора государства.
1.2 КРИТЕРИИ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА
Фактически, целью энергетической политики является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов, а также потенциала энергетического сектора для экономического роста и повышения качества жизни населения страны. Реализация долгосрочной национальной энергетической политики, направленной на защиту прав и законных интересов граждан и экономических агентов, обеспечение национальной обороны и безопасности страны, эффективное управление национальным имуществом и достижение нового качественного уровня в энергетическом секторе, основана на:
последовательности действий правительства по реализации наиболее важных стратегических ориентиров развития энергетики;
заинтересованности в создании сильной, устойчивой и конструктивной энергетической компании, готовой к конструктивному диалогу со страной;
эффективности и предсказуемости воздействия государственного регулирования, стимулирующего инициативу частных компаний в реализации целей государственной политики, в том числе в сфере инвестиций.
Стратегическими ориентирами долгосрочной национальной энергетической политики являются энергетическая безопасность, энергоэффективность, бюджетная эффективность и экологическая безопасность энергетики. Достижение этих контрольных показателей и повышение управляемости процессом развития энергетики требует формирования и реализации основных компонентов национальной энергетической политики - взаимосвязанных, но каждый со своим собственным направлением, ответственностью, принципами и механизмами реализации, показателями эффективности.
Управление энергетическим комплексом – это система мероприятий органов государственного управления, направленных на эффективное достижение ожидаемых результатов с минимальными потерями ресурсов (времени, капитала) в рамках национальной энергетической политики.
Основные цели национальной политики в энергетическом комплексе:
увеличить долю источников финансирования внебюджетных проектов по энергосбережению;
формирование и внедрение единой инновационной системы информационного обеспечения в сфере топливно-энергетического комплекса;
сформировать действительно применимую научную базу в области внедрения и использования возобновляемых источников энергии;
за счет внедрения новейших разработок и методов улучшается качество разработки на освоенных месторождениях и углубляются новые месторождения;
увеличение протяженности магистрального нефте- и газопровода, газификация;
рационально использовать ресурсный потенциал страны за счет внедрения инновационных методов.
Государственное управление энергетическим комплексом осуществляется посредством:
законодательства и нормативных актов;
налогообложения, бюджета, инвестиций, ценообразования, научно-технической политики;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2020. -№ 31. - Ст. 4398.
2. Ковалев Ю.Ю., Степанов А.В., Бурнасов А.С. Международная климатическая дипломатия в поисках решения глобальной проблемы // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2017. – Т. 12. – № 1. С. 117–131
3. Крылов, Г.О. Базовые понятия информационной безопасности. Учебное пособие / Г.О. Крылов. - М.: Русайнс, 2019. - 838 c.
4. Кузьмин, Э. Л. Глобальная энергетическая безопасность и трубопроводный транспорт. Политико-правовой аспект / Э.Л. Кузьмин, А.К. Каграманов. - Москва: Огни, 2018. - 256 c.
5. Маринин, И. Аэрологическая и энергетическая безопасность угольных шахт и разрезов / И. Маринин. - М.: Горная книга, 2018. - 800 c.
6. Алексеев, М.Д. Угрозы обеспечения экономической безопасности РФ [Текст] / М.Д. Алексеев // Вестник НИЦ МИСИ: актуальные вопросы современной науки. — 2018. — № 5. — С. 18-26.
7. Багян, Г. А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации [Текст] / Г. А. Багян, В. И. Лукащук // Modern Science. – 2020. – № 5-1. – С. 450-454.
8. Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы [Текст]: учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.
9. Барт, А.А. Сущность и структура механизма экономической безопасности [Текст] // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд.- 2019. – 499 с.
10. Бобровских, Е. А. Оценка степени включенности региональной экономики в цепочки создания добавленной стоимости [Текст] / Е. А. Бобровских // Молодой ученый. – 2019. – № 49 (287). – с. 42-44.
11. Богатырева, М. В. Основы экономики [Текст]: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 424 с.
12. Богомолов, В.А. Экономическая безопасность: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления. М., 2020. - 295 с.
13. Борисов, Е. Ф. Экономика [Текст]: учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 383 с.
14. Васильева, В. М. Государственная политика и управление [Текст]: учебник и практикум для вузов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 441 с.
15. Восколович, Н. А. Экономика, организация и управление общественным сектором [Текст]: учебник и практикум для вузов / Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева ; под общей редакцией Н. А. Восколович. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 324 с.
16. Земскова, Е.С. Инновационная безопасность как подсистема экономической безопасности [Текст] / Е.С. Земскова // Контентус. — 2019. — № 3 (80). — С. 65-72.
17. Меркулов, А. В. Проектный подход в системе государственного стратегического управления [Текст] / А. В. Меркулов, Л. В. Тугачева // Фундаментальные научно-практические исследования: основные итоги — 2020: сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции, Анапа, 29 февраля 2020 года. – Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2020. – С. 17-22.
18. Мунтхер, Алматар. Развитие экономики региона на основе логистических центров [Текст] / Алматар Мунтхер // Молодой ученый. – 2020. – № 21 (311). – с. 153-156.
19. Основы государственного и муниципального управления (Public Administration) [Текст]: учебник и практикум для вузов / Г. А. Меньшикова [и др.]; под редакцией Г. А. Меньшиковой, Н. А. Пруеля. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 340 с.
20. Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (ред. от 28.06.2022) // собрание законодательства РФ. 2011. № 30 (часть I). Ст. 4604.
21. Указ Президента РФ от 13 мая 2019 г. № 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2019. - № 20. - Ст. 24-21.