Фрагмент для ознакомления
2
Возможности уроков и любая внеурочная деятельность могут быть основой для развития духовно-нравственных основ у обучающегося. Проблема воспитания подрастающего поколения для всех народов и государств, всегда являлась одной из самых актуальных. Очевидно, что в процессе любого воспитания личности исключительное значение имеет формирование ее нравственности.
Задача предметов сводится к тому, чтобы способствовать формированию нравственных качеств субъекта. Ресурсы, к примеру, урока литературного чтения, в данном случае чрезвычайно велики. Это может происходить на основе знакомства с опытом народов. Всегда необходимо рассматривать выработанные человечеством, духовные ценности. Именно духовные ценности передаются от поколения к поколению [4]. Источниками нравственной культуры на уроках могут быть:
- народная педагогика;
-труды выдающихся мыслителей отечественных и зарубежных учёных;
-нравственные формы религиозных учений, притч, сказаний, легенд и др.;
-произведения искусства, где воплощены духовные идеалы.
Вариантов и источников в данном случае всегда достаточно. Учебный материал на уроке должен осмысливаться каждым учеником. Именно содержательная часть предмета должна влиять на формирующиеся ценности и на складывающуюся этическую и нравственную культуру младшего школьника. Процессы воспитания и самовоспитания неразрывно связаны. Роль учителя в этом процессе становится побудительной и направляющей.
Воспитательные задачи урока:
- научить определять школьников суть и содержание духовных ценностей, без которых не обходилась ни одна эпоха;
- взывать к высшим ценностям, в равной степени показывая примеры злого опыта в ходе событий;
- способствовать формированию толерантности в отношении тех ценностей, которые существуют в разных цивилизациях и др.
Учитывая специфику учебного материала уроков, педагог может наглядно показывать, что есть добро и зло. На конкретных примерах можно убеждать детей в том, как менялись эти представления в разные периоды истории человечества. Можно обращать внимание на то, какие эпохи двигались в сторону нравственного прогресса. Можно рассматривать, какие именно цивилизации не выдержали испытание временем и почему их ценности оказались слабее других цивилизаций и др.
В ходе закрепления учебного материала можно говорить о мужестве, братстве, самоуважению к жизни, согласной с существующими идеалами. Всё это можно также с успехом переносить на внеурочную деятельность. Уроки призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен. Извечное желание здорового общества сводится к такому воспитанию молодёжи, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством. При этом также очевидно и то, что прошлое нельзя воспринимать в идиллическом свете. В жизни предков было немало примеров негативного.
Изучение, прежде всего, истории родного края помогает преодолеть то, что было отрицательного в прошлом. Нужно удержать учеников от стремления судить своих предков, на чью долю выпали войны, революции, террор и др. Нравственная задача педагога при этом, добиться глубокого понимания изучаемой эпохи. На уроке необходимо сопереживание и сострадание человеку прошлого. Лишь в этом случае школьные уроки будут побуждать школьника мыслить и анализировать.
Эффективным приемом нравственного воспитания будут являться специально составленные учителем познавательные нравственные задачи. Современный федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) регламентирует сегодня достаточно обширный конечный образовательный результат для каждого ученика. Помимо того, что ФГОС предусмотрена индивидуальная образовательная траектория обучения и воспитания ученика, также помимо формирования знаний, умений и навыков, у детей необходимо развивать и формировать универсальные учебные действия (УУД), которые тяготеют к личностным свойствам и качествам каждого школьника.
Они классифицируются по содержанию, уровню сложности познавательной деятельности учащихся, по их роли в учебной деятельности и др. Речь не идёт о том, что детям надо знать меньше конкретных исторических фактов и событий, или, так называемых, фактуальных знаний. Школьники должны все новые знания анализировать и пропускать через себя. По содержанию можно выделить задачи на раскрытие отношения к людям труда и на раскрытие отношения к труду. Ученики, отвечая на поставленные вопросы, используют полученные ранее знания. При этом, ученики учатся верно давать характеристику явлениям окружающего мира. Именно педагог при этом прививает знания об этических нормах и помогает закреплять их на практике.
Одной из важнейших задач воспитания нравственности является формирование у субъекта нравственных чувств. Это подразумевает осмысление каждой личностью своего отношения к общественным требованиям и нравственным поступкам. Здесь можно отметить, что дети со слабой волевой регуляцией находятся в большой зависимости от ошибочных действий, которые со временем могут стать источником возникновения неправильных привычек. На что педагогу несомненно следует обращать внимание. Именно поэтому формирование нравственных привычек и навыков общественного поведения требует к себе большого внимания.
Нравственная воспитанность становится видна по взаимоотношениям и деятельности каждой личности. Она проявляется у человека в уважении к ценностям и идеалам общества. Нравственная воспитанность определяется способностью понимания жизненных процессов с позиции морали и нравственности. При этом присутствует способность давать им верную оценку. Об этом также может говорить способность субъекта к сопереживанию и сочувствию.
Появляется возможность говорить о глубине таких чувств как гуманность, сила воли, единство слова и дела и др. То есть, можно говорить о том, что с течением времени нравственная воспитанность человека проявляется не в механическом послушании установленным в обществе нормам и правилам, а в устойчивости положительных привычек. Человек становится гуманным.
Под гуманностью понимают интегральную характеристику личности, включающую комплекс свойств и выражающих отношение человека к человеку [24]. Гуманность представляет собой совокупность нравственно - психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности, гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми. При этом у человека наблюдается по отношению к другим, внимательность и доброжелательность, умение понять другого человека и способность к сочувствию и сопереживанию. Подобного рода личностные качества не могут формироваться быстро. Иногда для этого требуется достаточно много времени. Но если данный процесс был запущен у человека с раннего детства, он несомненно понимает, о чём идёт речь.
Взрослея, человек становится более терпимым к иному мнению, верованиям и др. Он всегда готов прийти на помощь к другому человеку. Идеалы и ценности общества постепенно укладываются в систему взглядов и убеждений. Это выражает отношение человека к окружающей его действительности и социальной среде.
Субъекту всегда важно видеть результат и чувствовать свою личную умелость. Все эти процессы способствуют развитию у воспитанника чувства самостоятельности и уверенности в себе. Важным процессом в развитии личности является развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности. Жизнь показала, что, если не уделять в образовательной среде достаточно внимания формированию и воспитанию патриотизма и нравственности, можно столкнуться с таким явлением как русофобия, с чем сейчас иногда педагогам приходится сталкиваться.
В условиях образовательной организации нравственность воспитанника формируется различными способами, в частности, в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа.
Цели нравственного воспитания и формирования нравственной культуры достаточно разнообразны. В основном, они сводятся к следующему:
-становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества;
-развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности и духовности.
Роль школы в этом плане является приоритетной перед всеми другими гражданскими институтами. Духовно-нравственное воспитание граждан Российской Федерации регламентируется многочисленными нормативно-правовыми и программными документами федерального и регионального уровня. Чтобы в полной мере обеспечить в образовательных организациях нравственное воспитание обучающихся, на местах необходимо решить следующие задачи:
-создать целостную систему духовно-нравственного воспитания;
-привлекать к участию в патриотическом воспитании общественные организации и трудовые коллективы.
Чтобы подобного рода работа была системной и комплексной, необходимо развитие научно – теоретических и методических основ нравственного воспитания детей и молодёжи [16]. При формировании чувства нравственности и духовности, педагог, прежде всего, решает задачи воспитания. Процесс воспитания субъекта более многомерны по сравнению с процессом обучения и конкретные результаты воспитания невозможно оценить быстро.
Педагогу приходится учитывать различные обстоятельства и условия, под воздействием которых протекает процесс гуманизации и социализации молодого поколения. Можно говорить о том, что весь учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на воспитание нравственной личности. Опасность непродуманного подхода, к подобного рода задачам заключается в том, что без анализа отличительных черт этого процесса и его особенностей в новых исторических условиях все попытки приведут к формализму.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность [текст] / Б. Г. Ананьев. — М.: Директ - Медиа, 2018. — 134 с.
2. Володина, Е. Н. Языковое развитие личности в условиях модернизации системы общего образования: теория и практика [текст] / Е. Н. Володина. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2019. — 246 с.
3. Волков, С. Интервью с Натальей Сметанниковой «Школе нужен методолог чтения» [электронный ресурс] // Литература. — 2018. — № 18 — Режим доступа: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200801812 (дата обращения 08.02.2024).
4. Дозморова, Е. В. Проект «Приемы смыслового чтения» [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.planeta.tspu.ru/files/file/doc/1464065663.pdf (дата обращения 08.02.2024).
5. Джаджиева, О.Е. Проблема развития детского творчества школьников [текст] / О.Е. Джаджиева // Вестник КГУ. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2015. — № 1. — С. 22–25.
6. Данилюк, А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. – Москва: Просвещение, 2012. – 32 с.
7. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – Москва: Просвещение, 2013. – 24 с.
8. Дьячкова, М.А. Понятия ценность и духовно-нравственные ценности в педагогике [Текст] / М.А. Дьячкова // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – С. 141–149.
9. Елисов, А.В. Нравственное воспитание учащихся на уроке истории [Электронный ресурс]. URL: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4261747 (дата обращения 08.02.2024).
10. Ижогина, Т.И. Базовые национальные ценности – основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания [Текст] / Т.И. Ижогина. – Москва: Феникс, 2012. – 125 с.
11. Коротаева, Е.В. Педагогические технологии: Вопросы теории и практики внедрения [Текст] / Е.В. Коротаева. - Екатеринбург: УрГПУ, 2015. – 98 с.
12. Ксензова, Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников [Текст] / Г.Ю. Ксензова. – Москва: Педагогическое общество России, 2008. – 469 c.
13. Левичев, О.Ф. Духовно-нравственное развитие [Текст] / О.Ф. Левичёв. – Москва, 2019. – 320 с.
14. Лихачев, Д.С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре [Текст] / Д.С. Лихачёв. – Москва, 2006. – С. 75-77.
15. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения [текст] / А.Н. Леонтьев. — М.: Смысл, 2019. — 423 с.
16. Поляк, Н.Ф. Выразительная возможность слова / Н.Ф. Поляк // Начальная школа. – 2013. – No6. – С. 31-32.
17. Поздеева, С. Е. Учебная дискуссия: поиск новых форм [Текст] /С.Е. Поздеева //Начальная школа: до и после. – 2018. - No8. – С.79 – 87.
18. Потебня, А.А. Мысль и язык [Текст] / А.А. Потебня. - СПб., 2012. -192с.
19. Торсуева, И.Г. Интонация и смысл высказывания [Текст] / И.Г. Торсуева. – 2-е изд., испр. – М.: Либроком, 2009. – 112 с.
20. Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей. Теория и диагностика [Текст] / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова // Руководство практического психолога. - Изд. 2-е, перераб., доп. - М.: Деловая книга, 2011. – 144 с.
21. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей [Текст] / И.Ф. Харламов. – Москва, 2013. - 415 с.
22. Циулина, М.В. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды / М.В. Циулина // Воспитание в школе. – 2014. - No 3. –С. 24-32.
23. Юртаев, С.В. Методика языкового образования и речевого развития: теория и практика первоначального обучения русскому языку [Текст] / С.В. Юртаев. – Орск.: ОГТИ. - 2009. - 206 с.
24. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок иллюзии и реальность [Текст] / В.С. Юркевич. – М.: Просвещение, 2010. – 136 с.
25. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя [Текст] / М. Г. Яновская. –М.: Просвещение, 2018. –230 с.