Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ И ФИЛОСОФИЯ НИТИРЭНА
1.1. Нитирэн – один из неоднозначных монахов Японии
Нитирэн Дайшонин родился 16 февраля 1222 года в деревне Коминато на восточном побережье провинции Ава на территории современной префектуры Тиба. Его отца звали Микуни-но Тайю, а мать — Умэгику; они зарабатывали на жизнь рыбной ловлей. Как сказал Нитирэн Дайшонин в «Письме Садо», он был «сыном семьи чандала». Чандалы — самая низшая группа в индийской сословной системе, включающая такие профессии, как рыбак, тюремщик и мясник, и Нитирэн Дайшонин признает, что его происхождение было самым скромным. Ему дали детское имя Дзенничимаро, и он жил в рыбацкой деревне до двенадцати лет, когда ушел из дома, чтобы изучать буддизм в близлежащем храме под названием Сэйтё-дзи.
Сэйтё-дзи принадлежал к секте Тэндай, и Нитирэн Дайшонин, соответственно, изучал доктрины Тэндай, а также доктрины секты Сингон. Его поместили под начальство Дёзен-бё, главного жреца Сэйтё-дзи. Во время учебы его начали беспокоить различные вопросы. С ранних лет он хотел решить фундаментальную проблему жизни.
В зале поклонения храма находилась статуя Бодхисаттвы Кокузо (санскр. Акасагарбха). С двенадцати лет Нитирэн Дайшонин учился и медитировал. Позднее он писал о том времени: «С самого детства стремясь к знаниям, в возрасте двенадцати лет я молился Бодхисаттве Кокузо, чтобы он стал мудрейшим человеком в Японии». Он добавил, что Бодхисаттва Кокузо даровал ему «драгоценность мудрости», то есть он пробудился к высшей реальности жизни и вселенной. Но для того, чтобы раскрыть это просвещение людям в Последний День Закона, ему пришлось систематизировать свои идеи.
Изучая буддизм, он был особенно обеспокоен ошеломляющим разнообразием буддийских сект и доктринальными противоречиями внутри буддийского канона. Он был убежден, что среди множества сутр должна быть одна, представляющая высшую истину.
В возрасте шестнадцати лет он решил принять сан и принял религиозное имя Зешё-бо Ренчо. Некоторое время спустя он распрощался со своим учителем Дёзен-бё и отправился в Камакуру, чтобы продолжить обучение. Там он углубился в учение сект Дзёдо и Дзэн. Но Камакура все еще был новым городом с ограниченной традицией буддизма. После четырех лет обучения там Нитирэн Дайшонин ненадолго вернулся в Сэйтё-дзи в 1243 году и в том же году снова уехал в западную Японию. На этот раз он отправился на гору Хиэй, центр секты Тэндай, а затем на гору Кёя, штаб-квартиру секты Сингон, а также в другие важные храмы в районах Киото и Нара. После десяти лет обучения на горе Хиэй и в других местах он пришел к выводу, что истинные учения буддизма можно найти в Лотосовой сутре. Лотос представляет собой сердце просветления Шакьямуни; все остальные сутры — всего лишь средства, ведущие к Лотосу .
Он вернулся в Сейтё-дзи в начале 1253 года. Там ранним утром 28 апреля 1253 года он впервые произнес Нам-мёхо-ренге-кё, тем самым предоставив всем будущим поколениям ключ к открытию сокровища просветление, сокрытое в их сердцах. Он также изменил свое имя на Нитирэн. В полдень того же дня он изложил свое учение в присутствии своего учителя и других священников и жителей деревни, собравшихся в одном из храмовых садов. Потирая четки между ладонями, он трижды произнес Наммёхо-ренге-кё. Затем он заявил, что ни одно из учений, существовавших до Лотосовой сутры, не раскрывало просветления Будды и что все секты, основанные на этих учениях, впали в заблуждение. Он заявил, что Лотосовая Сутра является высшей и что Нам-мёхо-ренге-кё, суть Лотосовой Сутры, является единственным учением, которое может привести людей Последнего Дня Закона к просветлению.
Мало кто из присутствующих мог понять смысл первой проповеди Дайшонина, но они отреагировали с гневом, поскольку это выглядело как нападение на их собственные религиозные убеждения. Владыка региона Тодзё Кагенобу, ревностный последователь секты Дзёдо или Нэмбуцу, предпринял шаги, чтобы арестовать Дайшонина. Хотя Дайшонину удалось сбежать, он решил покинуть этот район и отправиться в Камакуру проповедовать. Однако перед отъездом он посетил своих родителей и обратил их в новую веру.
В августе 1253 года он поселился в небольшом коттедже в месте под названием Мацубагаяцу в юго-восточной части Камакура. На своей даче и в домах сторонников он начал рассказывать людям об учении Лотосовой Сутры. Время от времени он посещал храмы города, чтобы вести диспут с их первосвященниками. Он осудил верования секты Дзёдо, которая учит, что спасения можно достичь, просто ссылаясь на имя Амиды Будды, а также напал на дзэн за его неприятие сутр.
Его нападки возмутили не только религиозных лидеров, но и правительственные власти, поскольку последние во многих случаях были ярыми покровителями сект Дзёдо и Дзэн. Вскоре он столкнулся с ожесточенным сопротивлением, хотя продолжал свои усилия по привлечению новообращенных. Именно в эти первые годы распространения были обращены такие крупные ученики, как Шидзё Кинго, Токи Джонин, Кудо Ёситака и Икегами Муненака.
Начиная с 1256 года Япония пережила ряд бедствий. Штормы, наводнения, засухи, землетрясения и эпидемии причинили стране огромные страдания. В 1257 году особенно сильное землетрясение разрушило множество храмов, правительственных зданий и домов в Камакуре, а в 1259 и 1260 годах население опустошило сильный голод и чума.
Нитирэн Дайшонин считал, что пришло время объяснить основную причину этих катастроф. В 1258 году он отправился в Диссё-дзи, храм в Ивамото на территории современной префектуры Сидзуока, чтобы свериться с копией буддийского канона и собрать неопровержимые доказательства истинной причины бедствий. Во время своего пребывания там он встретил тринадцатилетнего послушника Хоки-бо, который был настолько впечатлен Дайшонином, что попросил у главного жреца разрешения стать его учеником. Позднее Хёки-бё стал законным преемником Дайшонина, вторым первосвященником Нитирэн Сёсю, Никко Сёнином.
Самым влиятельным человеком в стране в то время был Ходзё Токиёри, бывший регент сёгуната Камакура, ушедший в дзэнский храм. 16 июля 1260 года Нитирэн Дайшонин подарил Токиёри трактат под названием «Риссё Анкоку Рон», или «Об обеспечении мира на земле посредством распространения истинного буддизма». В нем он объяснил причину недавних бедствий клеветой народа на Истинный Закон и его опорой на ложные доктрины. Поклонение Амида Будде, утверждал он, было источником такой клеветы. Нация не будет знать облегчения от страданий, пока люди не откажутся от своих ошибочных убеждений и не примут учение Лотосовой Сутры. В подтверждение этих утверждений были приведены цитаты из сутр Конкёмё, Якуси, Нинно и Дайдзюку. В этих сутрах упоминаются семь бедствий, которые постигнут любую нацию, враждебную истинному буддизму. Из семи пять уже поразили Японию. Дайшонин предсказал, что, если власти и дальше отвернутся от Истинного Закона, два оставшихся бедствия, «иностранное вторжение» и «внутренние раздоры», также обрушатся на нацию.
Токиёри и чиновники сёгуната, похоже, не обратили внимания на трактат. Когда слухи о его содержании дошли до последователей секты Дзёдо, они были возмущены. Группа из них набросилась на коттедж Дайшонина в Мацубагаяцу, чтобы лишить его жизни. Дайшонин с несколькими учениками бежал в провинцию Симоса, где некоторое время оставался в доме Токи Джонина, своего последователя и влиятельного господина. Но его чувство миссии не позволило ему оставаться там надолго. Менее чем через год он вернулся в Камакуру, чтобы возобновить проповедь .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Отечественная литература
1. Алферова Е.А. Школа буддизма Нитирэна. // Журнал «Россия и АТР», 2001. – с. 106-113.
2. Игнатович А. Н. Буддийская философия в Средневековой Японии. – М., 1998 – 324 с.
3. Игнатович А. Н. Школа Нитирэн: Рассуждения об установлении справедливости и спокойствия в стране; Трактат об открывании глаз; Трактат об истинно-почитаемом как средстве постижения сути бытия. — М.: Стилсервис, 2002. — 480 с.
4. Светлов Г. Е. Нитирэн и современность // Религии мира. История и современность. Ежегодник. — М.: Наука, 1985. — С. 71—88.
5. Троянова Т.А. Воинствующий монах // Журнал «Тайная власть», № 18, 2008. – с. 8.
6. Шомахмадов С.Х. Буддийская концепция власти согласно теократической доктрине Нитирэна. // Вестник Русской христианской гуманитарной академии, т. 10, № 3. – с. 155-161.
Иностранная литература
7. Bowring, Richard John. The religious traditions of Japan, 500—1600: [англ]— Cambridge, UK : Cambridge University Press, 2005. – 321 с.
8. «The Major Writings of Nichiren Daishonin», Tokyo, 1979. – 378 с.