Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе начального образования отвечает новым социальным требованиям, отражающим переход России от индустриального информационного общества к постиндустриальному, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале.
Целью образования является культурное, личностное и общее познавательное развитие учащихся. Он обеспечивает такую ключевую компетенцию, как способность учиться.
Универсализация содержания начального образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования включает в себя совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а также концепцию развития универсальных учебных действий.
Актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают школьников способностью к обучению, способностью к саморазвитию и самосовершенствованию. Формирование универсальных образовательных действий, обеспечивают школьникам способность к обучению, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается за счет сознательного и активного усвоения младшими школьниками социального опыта. В то же время знания, умения и навыки (ЗУН) считаются производными от соответствующих видов конкретных действий, то есть они формируются, применяются и поддерживаются в тесной связи с активными действиями учащихся. Качество обучения определяется разнообразием и характером универсальных типов действий.
Внедрение ФГОС в начальную школу направлено на развитие универсальных учебных действий у обучающихся.
Развитие способности и готовности учащихся к осуществлению универсальных учебных действий повысит эффективность учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
Объект исследования: формирование универсальных учебных действий у младших школьников при решении простых задач.
Предмет исследования: обучение младших школьников решению простых задач как одно из средств формирования УУД.
Цель: рассмотрение теоретических аспектов и методики обучения младших школьников решению простых задач как одного из средства формирования УУД.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие и функции универсальных учебных действий.
2. Выявить мыслительные операции, направленные на формирование УУД.
3. Описать методику обучения младших школьников решению простых задач.
4. Охарактеризовать методы, формы, приемы формирования умений решать простые задачи на уроках математики.
Методы исследования: теоретические – анализ литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ПРОСТЫХ ЗАДАЧ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ УУД
1.1 Понятие и функции универсальных учебных действий
Универсальные учебные действия (УУД) – совокупность способов действий учащегося, обеспечивающая его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного усвоения нового социального опыта.
Способность учащегося успешно усваивать новые знания, развивать навыки и компетенции, включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть способность к обучению, обеспечивается тем фактом, что универсальные обучающие действия, как и обобщенные действия, открывают перед учащимися возможность широкой ориентации как в обучении, так и в обучении. в различных предметных областях, а также в структуре самой учебной деятельности, включая осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и эксплуатационных характеристик.
Таким образом, достижение способности к обучению предполагает полное овладение, всеми компонентами учебной деятельности, включая: познавательные и обучающие мотивы, цель обучения, учебную деятельность и операции (руководство, преобразование материалов, мониторинг и оценка). Способность к обучению является важным фактором повышения эффективности овладения учащимися знаниями, формирования навыков и компетенций, картины мира, ценностно-смысловых основ личного морального выбора.
Функции универсальных учебных действий:
* гарантирование способности учащегося самостоятельно выполнять упражнения, ставить цели обучения, искать и использовать средства и методы, необходимые для их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты занятий;
* создание условия для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе подготовки к непрерывному образованию; обеспечить успешное усвоение знаний, формирование навыков, умений и компетенций в любой предметной области.
Универсальный характер обучающих действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; они гарантируют целостность общего культурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; они гарантируют непрерывность всех этапов образовательного процесса; они являются основой организации и регулирования образовательного процесса. любая деятельность студента, независимо от ее конкретного содержания.
Основную роль в формировании УУД играет учитель. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных образовательных задач (в рамках каждой предметной области), определение запланированных результатов – все это требует от учителя грамотного подхода.
Не менее важным является использование образовательных технологий учителем. Самое главное, учитель, весь преподавательский состав должен в совершенстве овладеть методами организации в классе образовательного сотрудничества ("учитель-ученик", "ученик-ученик"), уметь определять свои позиции в рамках взаимодействия со студентами. Универсальная учебная деятельность - это навыки, которые должны быть закреплены в начальной школе на всех уроках и продолжать развиваться в старшей школе.
Универсальные учебные действия включают следующие виды: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные УУД - это действие, которое определяет ценностную и смысловую ориентацию учащихся. Они также способствуют определению человеком своего места и роли в обществе и установлению процветающих межличностных отношений.
Регулятивные УУД - это действия, обеспечивающие организацию и правильность учебной деятельности.
Познавательные УУД - это общеобразовательные занятия, которые включают:
1. Независимая постановка познавательной цели
2. Поиск и структурирование необходимой информации различными способами
3. Семантическое чтение
4. Моделирование
Коммуникативные УУД – это действия, которые обеспечивают социальную компетентность, способствуют приобретению навыков построения диалога; позволяют интегрироваться в социальную среду.
1.2 Психолого-педагогические основы формирования умения решать простые задачи
Решение математических задач требует использования многочисленных навыков мышления: анализировать данную ситуацию, сравнивать данные и искомую и решенную проблему с ранее решенными, выявляя скрытые свойства данной ситуации; строить простые математические модели, проводить мысленный эксперимент; синтезировать, отбирать полезную информацию для решения задач, систематизировать ее; кратко и ясно, в виде текста, символически, графически и т.; объективно оценивать результаты, полученные при решении проблемы, обобщать или специализировать результаты решения проблемы, исследовать особые проявления данной ситуации. Поэтому необходимо учитывать при обучении решению математических задач достижения психологической науки.
Теоретические знания проблем и решений необходимы учащимся для того, чтобы они могли сознательно и осознанно решать самые разные задачи, а не только на основе подражания, по аналогии с ранее решенными задачами.
Если у учащегося есть необходимая система знаний и навыков для правильного и дисциплинированного поиска решения задач, то все технические трудности отойдут на второй план, а на первый выйдет учебно-познавательная цель решения задач.
Чтобы решить проблему, необходимо рассматривать ее как объект анализа, а ее решение – как изобретение метода решения. Для этого должны применяться основные принципы дидактики.
– Принцип науки отражает отношение к современному научному знанию. Этот принцип находит свое выражение в отборе изучаемого материала, в порядке и последовательности применения научных концепций в образовательном процессе. Принцип науки направлен на то, чтобы учитель вовлекал школьников в анализ результатов их собственных наблюдений и их независимых исследований.
– Принцип систематичности и последовательности придает систематический характер учебной деятельности, теоретическим знаниям и практическим навыкам учащихся. Этот принцип предполагает усвоение знаний в определенном порядке, системе. При решении задач с помощью уравнений характер взаимосвязи между элементами условия задачи может быть усложнен.
– Принцип взаимосвязи обучения и практики гласит, что процесс обучения стимулирует учащихся использовать полученные знания при решении практических задач. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни, соотнесение жизненных ситуаций с условиями задачи, анализ условий задачи.
– Принцип доступности требует учитывать особенности развития учащихся, анализировать материал с точки зрения их реальных возможностей и организовывать обучение так, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок. Доступность должна заключаться в обучении студентов новым материалам на основе их знаний, опыта и особенностей мышления.
– Принцип наглядности означает, что эффективность обучения зависит от соответствующего участия органов чувств в восприятии и обработке учебного материала. В процессе обучения используются наглядные пособия: модели, чертежи, схемы и т. д.
Учет возрастных особенностей является одним из фундаментальных педагогических принципов, поэтому для анализа возможности организации того или иного вида деятельности в конкретном возрасте необходимо, прежде всего, знать основные характеристики данного возраста.
При решении проблем часто возникает необходимость в доступе к памяти. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер, черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу (задание на запоминание), во-вторых, происходит интенсивное формирование приемов запоминания: от самых примитивных приемов (повторение, внимательное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребенок переходит к группированию, пониманию связей различных частей материала. В целом, у старшеклассника довольно хорошая память, особенно в том, что касается механической памяти.
У младших школьников хорошо развита непроизвольная память, которая фиксирует яркую и эмоционально насыщенную информацию о ребенке и событиях его жизни. Однако не все, что он должен помнить в школе, интересно и привлекательно для него. Таким образом, непосредственная и эмоциональная память уступает место произвольной.
Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но в течение длительного времени непроизвольное внимание остается сильным и конкурентоспособным с произвольным. Уход за детьми по-прежнему плохо организован, имеет небольшой объем, плохо распределен, нестабилен. Ребенок, особенно в начале обучения, может долгое время заниматься, не отвлекаясь, только тем, что его привлекает, пробуждает его интерес.
Младший школьник активно использует воображение, когда сочиняет сказку, придумывает на картинке задание, рисует воображаемую ситуацию. Воссоздание воображения очень важно для понимания и усвоения учебного материала младшими школьниками, а также для воспитания творческой личности.
С развитием способности ребенка контролировать свою умственную деятельность воображение становится все более контролируемым процессом, а его образы возникают в ходе задач, которые ставит перед ним содержание учебной деятельности.
Эффективность математических задач и упражнений во многом зависит от степени творческой активности учащихся при их решении. Одна из основных целей заданий и упражнений – активизировать умственную деятельность младших учеников в классе.
Математические задачи должны, прежде всего, будить мышление учащихся, заставлять его работать, развиваться, совершенствоваться. Говоря об активизации мышления учащихся, мы не должны забывать, что при решении математических задач учащиеся не только выполняют построения, преобразования и запоминают формулировки, но и учатся четко мыслить, рассуждать, сопоставлять и сопоставлять факты, находить в них что-то общее и разное, делать выводы.
Мышление ребенка младшего школьного возраста, особенно в первые два года, находится на переломном этапе развития. В этот период происходит переход от визуально-образного, конкретного мышления, которое является основным, доминирующим в данном возрасте, к вербально-логическому, понятийному мышлению.
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ПРОСТЫХ ЗАДАЧ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ УУД
2.1 Методика обучения младших школьников решению простых задач
Простая задача – предполагает собой действие в которой необходимо описать данную ситуацию с помощью 1 действия. Примеры простых задач:
1) Дима собрал 9 грибов, а Миша – 12. Сколько грибов собрали ребята? (чтобы найти ответ на задание, дети должны сложить числа 9 и 12.)
2) Папа купил 15 яблок и разделил их поровну между 5 детьми. Сколько яблок у каждого ребенка? (в этом случае необходимо разделить 15 на 5.)
Понятно, что изучение простых задач является подготовительным этапом к изучению сложных задач.
Методически на уроке принято выделять следующие этапы работы над задачами:
I. Подготовительная работа.
II. Работа по уточнению текста задания.
III. Анализ задания (анализ), нахождение способа решения и составление плана решения.
IV. Запись решения и ответа.
V. Проверка или работа над заданием после его решения.
Прежде чем решать проблему, необходимо представить описанную ситуацию в виде схемы, которая поможет выработать действие для решения. Как известно, дети лучше понимают материал, который представлен визуально. При решении задач необходимо составлять четкие схемы, где будут отображаться составные части, целое, вопрос, известные данные.
Во многих учебниках и рабочих тетрадях к ним представлены задачи, где от детей требуется выполнить схему. Однако стоит отметить, что такой подход успешен при начальном обучении решению простых задач, следовательно, учащиеся должны уметь воспроизводить модель ситуации.
Работа по уточнению текста простой задачи заключается в том, что учитель выясняет, понятны ли детям все слова и обороты текста. При решении задач сложения и вычитания используются следующие термины: больше – меньше, дороже – дешевле, шире – уже и т.д.
Следующий этап – анализ задания. На этом этапе учащиеся находят связь между условием задачи и вопросом; они приходят к выводу, как связаны известные числа; они понимают, какое действие использовать для решения проблемы.
И заключительный этап – это проверка или работа над задачей после ее решения, которая включает проверку решения, изменение данных, условий и вопроса, составление обратной задачи.
Проверка ответа на задачу выполняется для того, чтобы убедиться, что задача была решена правильно.
Чтобы решение задачи стало осознанным и развило личность самого младшего ученика, необходимо проверить ответ, сравнив данные задания. Один из полезных приемов – варьировать условия и вопрос к заданию. Детям можно предложить выполнить задания с теми же условиями, но также и с другими вопросами, чтобы предложить им выполнить задание.
Очевидно, что способность решать простые задачи важна, поскольку она становится основой для решения сложных и сложных задач. У старшеклассников лучше развиваются знания арифметических действий, компонентов сложения, вычитания, умножения и деления.
Давайте посмотрим на примеры работ по этой теме:
1) у куклы Кати было 11 шелковых платьев, а ситцевых – на 3 платья больше. Сколько ситцевых платьев было у куклы Ани?
2) Петя нарисовал 7 квадратов и 9 треугольников. Что больше нарисовал Ваня: квадраты или треугольники? На сколько?
3) Таня нарисовала отрезок длиной 12 см, а Василиса – отрезок на 4 см короче. Насколько длинным был отрезок Тани?
6) на остановке было 15 человек. Когда троллейбус прибыл, из него вышли семь человек. Сколько человек осталось на остановке?
6) В вазе 9 груш. Нарисуйте на тарелке на 6 груш меньше, чем в вазе. Сколько нарисовали груш? Запишите.
Как видите, примеры простых задач связаны с ситуациями, которые можно представить. Все условия и вопросы довольно просты и понятны. Все это является необходимым условием для успешного усвоения решения задач младшим школьником.
Показать больше