Фрагмент для ознакомления
1
Введение 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРОКУРАТУРЫ И ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ 4
1.1. Понятие правового статуса прокуратуры и прокурорских работников 4
1.2. Понятие и место службы в органах прокуратуры в системе государственной службы РФ 8
1.3. Правовой статус прокуратуры в системе статуса органов государственной власти 10
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОКУРАТУРЫ И ИХ СТАТУС 13
2.1. Условия и порядок приема на службу 13
2.2. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокуроров 18
Заключение 23
Список использованной литературы 26
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования Прокуратура Российской Федерации занимает и будет занимать важное место в системе государственных институтов нашей страны.
- Она вносит неоценимый вклад в решение важнейшей задачи по защите прав и законных интересов человека и гражданина, общества и государства. Полное и эффективное осуществление полномочий прокурора во многом зависит от правильной организации работы прокуратуры. Не случайно высокие требования, предъявляемые к прокурорам государством и обществом, нашли отражение в значительных изменениях, внесенных в Конституцию Российской Федерации (далее - Конституция РФ) в 2020 году. Поэтому необходимо изучить вопрос совершенствования нормативного регулирования деятельности прокуратуры и признать всю актуальность рассмотрения конкретной сферы этой проблемы.
Степень разработанности темы исследования Вопрос о специфике работы прокуратуры был предметом исследования многих ученых страны. Среди них работы таких ученых, как Бахрах Д.Н., Братановский С.Н., Винокуров А.Я., Сергун П.П., Сталилов Я.Н., Стрельников В.Б., Шобкин В.Я.
Тема исследования – правовой статус работников прокуратуры прокуратуры Российской Федерации.
Предмет исследования - действующие правовые нормы, о порядке и особенностях служебной деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.
Цель исследования - проанализировать особенности служебной деятельности прокуратуры Российской Федерации.
Задачи исследования:
- Определить понятие и статус государственной службы в органах прокуратуры, разработать ее принципы;
- изучить условия, которым должны соответствовать лица, назначаемые на должность прокурора
- изучить вопросы, связанные с процедурой назначения на должность прокурора;
Теоретическая значимость работы заключается в разработке актуальных научных категорий для нормативного регулирования и организации деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.
Практическая значимость исследования заключается в необходимости совершенствования правового регулирования норм, регламентирующих службу в органах прокуратуры Российской Федерации. Это будет способствовать укреплению законности и повышению эффективности системы органов прокуратуры Российской Федерации.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРОКУРАТУРЫ И ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ
1.1. Понятие правового статуса прокуратуры и прокурорских работников
Правовое регулирование деятельности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации является одной из основ обеспечения надлежащего функционирования прокурорской системы.
Представляется, что качество регламентации услуг прокуратуры, осуществляемой законодателем, зависит от создания прочной и стабильной основы для регулирования качества статуса прокуратуры как целостной системы.
В Законе Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 (далее - Закон РФ «О прокуратуре») законодатель, не совсем случайно, уделил большое внимание вопросу регламентации услуг учреждений и организаций прокуратуры и разработал ряд нормативных положений в отдельном разделе V. Это не единственное, что было сделано законодателем.
При всей похвальности этого, вопрос о регулировании места службы прокурорского работника на государственной службе Российской Федерации далек от завершения.
Наиболее общее определение статуса работника прокуратуры дано в ст. 40 Закона о прокуратуре.
Прежде всего, обращает на себя внимание формулировка части 1 статьи 40 Закона о прокуратуре. Примечательна формулировка пункта 1 статьи 40.
Согласно пункту 1 статьи 40, «служба в органах и организациях прокуратуры является федеральной государственной службой».
Такое положение, казалось бы, нормативно закрепляет концептуальную независимость прокуратуры от местных органов власти и муниципалитетов.
Однако целесообразно развить это положение закона и добавить, что прокуратура является независимой федеральной государственной службой. Без такого уточнения остается спорным вопрос о том, к какой категории государственных служащих следует отнести обязанности прокуратуры.
Фактически государственная служба прокуратуры регулируется Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При этом третья категория государственной службы - «иные виды» - до недавнего времени в этом перечне не фигурировала. До пересмотра в этот перечень входила правоохранительная деятельность, которая не была урегулирована другим нормативным документом.
В результате вопрос о том, какие виды должностных обязанностей следует относить к работе прокуроров, остается нерешенным.
В некоторых публикациях такие обязанности определяются как «государственные должностные обязанности». Однако следует признать, что некоторые авторы считают такой вывод в корне неверным.
Пункт 2 статьи 40 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает, что на работников прокуратуры распространяются ограничения, установленные статьей 11 Основ законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации.
Закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» в настоящее время утратил силу. В настоящее время он утратил свою юридическую силу.
Эксперты отмечают, что «в 2007 году впервые был заполнен нормативный вакуум по этим вопросам. Для этого законодатель обратился к соответствующим положениям Закона о государственных служащих Российской Федерации, которые устанавливали ограничения и запреты для государственных служащих. Однако это не означает, что правовой статус прокурора считается статусом государственного служащего».
Учитывая, что в пункте 2 статьи 40 Закона о прокуратуре законодатель ссылается лишь на отдельные нормы Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и не дает оснований считать работников прокуратуры государственными служащими, с этим вполне можно согласиться. В научном сообществе и в правоприменительной практике преобладает мнение, что работники прокуратуры определяются как «федеральные государственные служащие», а федеральные государственные служащие относятся к деятельности на иных специально выделенных должностях в органах прокуратуры.
Редакция статьи 40 ныне не действующего Закона о прокуратуре предусматривала, что «работники прокуратуры являются государственными гражданскими служащими Российской Федерации», но только после внесения поправок законодатель изменил ее на «работники прокуратуры являются федеральными государственными служащими».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бахрах Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержание и принципы // Государство и право. 1996. № 12. С. 15-18.
2. Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М., 2007. 158 с.
3. Бондарь Е.О., Андреев А.Г. О проблемах законодательного урегулирования компетенции органов прокуратуры // Вестник московского университета МВД России. 2018. № 2. С. 127-130.
4. Братановский С.Н., Стрельников В.В. Административно- правовое регулирование службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации / под ред. С.Н. Братановского. Саратов, 2007. 136 с.
5. Буянский С.Г. Прокуратура в условиях административной реформы: монография. М., 2006. 155 с.
6. Винокуров А.Ю. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре в Российской Федерации» в 2 т. Т. 1. М.: Юрайт, 2020. 130 с.
7. Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. М., 2005. 487 с.
8. Дорофеева, Д. Е. Особенности правового статуса прокурорских работников как субъектов юридической ответственности / Д. Е. Дорофеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 177-180. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85833/ (дата обращения: 06.02.2024).
9. Кобец А.В. Система профессионально важных качеств личности прокурора // Психология, социология и педагогика. 2015. № 1. С. 6-9.
10. Кобылинская С.В. Проблема толкования общих требований, которые учитываются при решении вопроса о зачислении на службу в органы и организации прокуратуры // Полиматис. 2016. № 1. С. 10-14.
11. Ковешникова Н.А. Организация работы по прохождению государственной гражданской службы в органах прокуратуры // Организация работы с кадрами в органах прокуратуры Российской Федерации: сборник материалов. М., 2012. С. 89-95.
12. Лиходаев Е.Г., Титова А.А., Якушева С.Е. Отдельные аспекты привлечения прокурорских работников к ответственности // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 2 (121). С. 210-218.
13. Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации. Воронеж, 1996. 169 с.
14. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. Т. 2. М., 2002. 215 с.
15. Старилов Ю.Н. Принципы государственной службы: переход от «политизирования» к закону // Право и политика: современные проблемы соотношения и развития. М., 1995. С. 82-89.
16. Ткач А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (постатейный). М.: «Юстицинформ», 2006. 122 с.
17. Тухватуллин Т.А. Конституционно-правовой механизм назначения прокуроров после внесения поправок в Конституцию Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 12 (73). С. 40-47.
18. Настольная книга прокурора / под общ. ред. С. Г. Кехлерова, О. С. Капинус; науч. ред. А. С. Винокуров. М., 2012. 1159 с. О прокуратуре Российской Федерации: ФЗ № 2202–1 от 17.01.1992 (с изм. и доп.)// СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472. Шобухин В. Ю. Правовой статус прокуратуры и прокурорских работников Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. 28 с. Стрельников В. Дисциплина в прокуратуре// ЭЖ-Юрист. 2013. № 29.