Фрагмент для ознакомления
2
Дошкольники познают мир через игру. Им нравится соревноваться друг с другом, спасать животных, попавших в беду, собирать пазлы и разгадывать загадки. В то же время они получают необходимые знания об окружающем мире, учатся считать, читать и сравнивать предметы. Важную роль в дошкольном образовании играют дидактические игры для детей. Охотно присоединяясь к ним, дети развивают свои способности, преодолевают первые трудности и активно готовятся к поступлению в школу.
Дидактическая игра сочетает в себе два принципа: образовательный и развлекательный. Она состоит из следующих компонентов:
• Познавательное задание, которое для детей сформулировано как игровое ("Собери картинку", "С какого дерева слетел лист?", "Продолжи орнамент"). Попав в воображаемую ситуацию, ребенок с радостью включается в рабочий процесс.
• Содержание. Оно может быть очень разнообразным. Игры формируют у детей математические концепции и сенсорные стандарты, развивают речь, музыкальный слух и знакомят их с законами природы.
• Игровые действия, которые призваны вызывать у ребенка радость и интерес. В то же время они развивают детские способности, умения.
• Предустановленные правила. Их задача - направлять внимание игроков на выполнение определенной цели, а также регулировать их взаимоотношения друг с другом.
• Подведение итогов. Это может быть устная похвала от учителя, подсчет очков, определение победителя.
Цели дидактических игр.
Детям нравится собирать пазлы, играть в лото и домино, ходить по лабиринтам, раскрашивать картинки. Для них это развлечение. На самом деле цели дидактических игр гораздо серьезнее. Участвуя в них, дети:
• развивают логическое мышление, память, внимание, усидчивость;
• получите и научитесь применять на практике базовые знания;
• обогащайте словарный запас, учитесь общаться, выражать свои мысли;
• привыкайте следовать правилам, регулируя свое поведение усилием воли;
• формируют моральные качества: справедливость, сочувствие, уступчивость, настойчивость;
• учитесь адекватно реагировать на победы и поражения;
• развивайте мелкую моторику рук, получайте положительные эмоции.
Классификация
В педагогике выделяют следующие виды дидактических игр:
• Распечатывается на рабочем столе. Сюда входят парные и разрезанные картинки, лото, пазлы, домино, тематические игры ("Чей детеныш?", "Третий лишний", "Когда это произойдет?"), Мозаики, шашки, складные кубики. Их особенностью является опора на визуальное восприятие информации детьми.
• Игры с предметами. Они широко используются при обучении детей младшего дошкольного возраста. Малыши учатся манипулировать игрушками, природными материалами, реальными объектами. В то же время они знакомятся с понятиями размера (матрешка), формы (сортировщик), цвета и т.д.
• Дидактические игры для развития речи. Они предполагают решение задач на ментальном уровне, без опоры на визуализацию. Дети должны использовать свои знания в новых обстоятельствах: угадайте, какое животное описывается; быстро сгруппируйте предметы ("Съедобное-несъедобный"); найдите правильное слово ("Скажите наоборот").
Применение в дошкольных образовательных учреждениях
Познание окружающего мира - естественное стремление дошкольников. В своих играх они воссоздают реальный мир, учатся действовать, подражая взрослым. При этом возникает живой интерес, активизируются мыслительные процессы. Дидактическая игра, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, отвечает возрастным потребностям ребенка. Это необходимый компонент образовательного процесса. В данном случае важная роль отводится преподавателю.
Задача воспитателя - заинтересовать детей игрой. Для этого используются различные сказочные персонажи ("Герои заблудились"), момент сюрприза ("Кто спрятался в матрешке?"), Воображаемые ситуации ("Снеговик не может найти пару для своей варежки"). Во время игры поддерживается веселый тон, поощряется использование шуток. Дети не должны чувствовать, что их чему-то целенаправленно учат, иначе зарождается протест. Их также интересует эффект новизны, постоянное усложнение поставленных задач.
Игры с предметами и игрушками
Дети с энтузиазмом собирают пирамидки, строят башни из кубиков и конструкторов, выкладывают фигурки из счетных палочек и шнурков, считают шишки, ищут бобы в песке.
В то же время они учатся сравнивать предметы по разным критериям, самостоятельно определять правильную последовательность действий.
Такие дидактические игры для дошкольников особенно важны в младших и средних группах.
Дети 2-3 лет оперируют предметами, которые резко отличаются друг от друга. В средней группе задания усложняются. В этом возрасте разница между игровым материалом становится менее очевидной. Активно тренируется память: дети должны посмотреть на игрушку в течение нескольких секунд и найти такую же, заметить, какой предмет исчез или изменил свое местоположение. Дети учатся нанизывать бусины, справляться со шнуровкой, собирать целое из частей, выкладывать узоры.
Широко используются предметно-дидактические игры. Так, изображая покупателей и продавцов, дети закрепляют знания о фруктах и овощах, учатся считать, различать цвета ("Дай мне одно зеленое яблоко").
Настольные игры
В них с удовольствием играют дети разного возраста. Часто правила предполагают участие нескольких детей. Можно выделить следующие типы дидактических игр для дошкольников:
• Подборка парных картинок. Для малышей это будут одинаковые картинки. Детям старшего дошкольного возраста дается более сложное задание. Например, чтобы найти картинки с одинаковым количеством объектов, независимо от их цвета, размера, формы и т.д. Сюда также могут входить популярные игры лото, домино.
• Нахождение картинок, объединенных общим признаком ("Что выросло в саду и что выросло в огороде?"). Эти игры могут быть посвящены самым разным темам.
• "Что изменилось?". Дети запоминают содержание, количество и расположение картинок. Они должны заметить изменения, внесенные учителем.
• Складывание вырезанных картинок, пазлов.
• Показ нарисованного предмета или действия с помощью жестов, мимики, имитации звука. В то же время остальные участники игры должны угадать, о чем идет речь.
• Прохождение лабиринта несколькими участниками с перемещением фишек по полю, бросанием игральной кости, следуя предложенным правилам.
Дидактические игры для развития речи
Они учат дошкольников внимательно слушать других, применять знания, сосредотачиваясь на поставленной задаче, быстро выбирать ответ и четко формулировать свои мысли. Проведение подобных дидактических игр в старшей группе помогает подготовить детей к предстоящему поступлению в школу.
Условно все словесные забавы можно разделить на 4 группы:
• Игры, которые учат детей выделять существенные признаки явлений, предметов. Сюда входят всевозможные загадки, когда нужно распознать животное, человека, игрушку и т.д. по описанию.
• Игры, формирующие у детей умение сравнивать предметы, находить алогизмы, делать правильные выводы ("Басни", "Что общего у дня и ночи?").
• Игры, формирующие навыки обобщения и классификации ("Как сказать одним словом?", "Я знаю 5 имен").
• Развлечения, развивающие внимание, выносливость, скорость реакции и чувство юмора ("Не ходи в черно-белом", "Летит, не разлетается").
Компьютерные игры
В настоящее время информационные технологии используются повсеместно. Неудивительно, что в детских садах активно пропагандируется использование нового типа дидактических игр. Игры на компьютере очень интересны современным детям, в них учебный материал преподносится в яркой, необычной форме. Все это помогает быстро его запомнить.
Ребенку нужно нажимать клавиши, щелкать мышкой по экрану, одновременно наблюдая за меняющимися картинками. Так развивается навык предвидения своих действий, скорость реакции. Ребенок должен самостоятельно решать занимательные задачи, пока есть возможность индивидуализировать обучение. Дети чувствуют себя свободными, они не боятся совершать ошибки, они постигают основы компьютерной грамотности.
Однако нельзя допускать, чтобы игры на экране продолжались долго. Дошкольники 5 лет могут проводить за компьютером до 20 минут в день, шестилетние - не более получаса.
Методология организации
Проведение игры в группе предполагает:
• Ознакомление детей с используемыми предметами, картинками, организация короткой беседы об их содержании.
• Объяснение правил.
• Демонстрация игровых действий.
• Определение роли учителя. Он может стать равноправным участником игры, болельщиком или рефери.
• Подводя итоги, настраиваемся на радостное предвкушение следующей игры.
Показать больше