Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы различия словесно-логического мышления у девочек и мальчиков начальной школы
1.1 Понятия «мышление» и «словесно-логическое мышление»
С точки зрения психологии: «мышление - это процесс отражения объективной реальности, которая составляет высшую степень человеческого знания» [8].
Мышление дает информацию об основных свойствах, связях и взаимосвязях объективной реальности, осуществляет переход от «явления к сущности» в процессе познания, отмечает А.Н. Леонтьев [11].
Рубенштейн С.Л. пишет: «Мышление - это косвенное и обобщенное знание объективной реальности». Многие другие психологи демонстрируют те же важные черты мышления [31].
В разделе эпистемологии (теория познания) мышление рассматривается как высшая форма сознательной (ментальной) рефлексии, познания объективной реальности. То есть это обобщенное отражение их связей, основных характеристик и отношений [5].
Возвращаясь к биологическим наукам, мы увидим здесь, что мышление действует как функция мозга, свойство высокоорганизованной материи.
В настоящее время в современном мире очень хорошо развивается такая наука, как кибернетика, поэтому здесь мышление определяется как один из вычислительных процессов.
Социология также занимается описанием мыслительных средств социальных представлений, способов понимания реальности и их связи с конкретными культурными и историческими обстоятельствами жизни и деятельности людей [16].
В целом, можно найти много разных определений мышления, которые различаются по объему и содержанию, но, тем не менее, некоторые из их имеют схожие характеристики.
Таким образом, мышление в широком смысле - это активная познавательная деятельность, необходимая для полной ориентации в окружающем нас мире, как в естественном, так и в социальном плане.
Мышление в узком смысле - это процесс решения проблем [7].
Мышление открывает определенные классы объектов и явлений в окружающем нас мире, которые так или иначе связаны между собой.
Мышление - это обобщенное и опосредованное отражение объективной реальности. Мышление - это когнитивный процесс. Но в отличие от других когнитивных процессов, мышление основано на сенсорном познании, реализует обобщение и познание объективной реальности окружающего нас мира.
Отличительной чертой мышления также являются различные действия человека, классификация предметов, выявление существенных и несущественных признаков при их сравнении, обобщение, наблюдаемых несоответствий в ощущении и восприятии. Эти несоответствия приводят к исследованию явлений и сущностей, умственной деятельности, посредством которой приобретаются знания, открытию новых. Т е. в процессе восприятия реалий окружающей действительности человек производит анализ, сравнение, в этом и заключается основной смысл мышления [11].
В генетической классификации выделяют три основных уровня развития мышления: наглядно-действенный, наглядно-образный и вербально-логический (вербально-символический) [15].
Наглядно-действенное мышление не может быть реализовано без «созерцания», видения ситуации и возможности действовать, участвовать в ней, то есть мышление зависит от ситуации и действий. Как правило, такой вид мышления свойствен детям [19].
Когда мышление перестает быть привязанным к определенной ситуации или действию и начинает работать с образами, а не с ориентацией на объекты, становится возможным работать мысленно, то, что происходит в реальной реальности. Происходит что-то вроде отделения свойства от объекта. Такое мышление называется наглядно- образным.
При словесно-логическом или словесно-символическом виде мышления, в той или иной ситуации, процесс переходит к мысленной обработке со свойствами объекта [21]. Оно является наиболее поздним этапом развития мышления и начинает формироваться в младшем школьном возрасте. Для данного вида мышления характерно использование понятий и логических конструкций, которые иногда могут не иметь прямого образного выражения (например, гордость, стоимость, честность и т. д.). Благодаря словесно-логическому мышлению человек способен устанавливать общие закономерности предметов и явлений, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, а также обобщать различный наглядный материал.
Существует также разделение по видам, основанное по содержанию используемых средств. Они различают визуальное и образное мышление. В визуальном мышлении необходимо видеть или представлять объекты. В вербальном мышлении предпочтение отдается отвлеченным знаковым понятиям [25].
Интуитивное и аналитическое мышление разделяют по видам, исходя из характера протекания когнитивных процессов. Интуитивное мышление создается так, как если бы это был четкий принцип или закон, «четкое видение» новых знаний. А аналитическое мышление осуществляется с помощью логических выводов, которые постоянно приводят к открытию принципа, закона или нового знания [39].
По видам, основанным на характере выполняемых человеком задач, различают практическое и теоретическое мышление. Теоретическое мышление как бы направлено на объяснение явлений реальности, но практично для преобразования реальности.
Функциональным может быть разделение общих способов направления человека в мир - это абстрактное и конкретное мышление. Творческое и критическое мышление также различаются по своим функциям [26].
Следует отметить, что все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой. Когда человек приступает к какому-либо практическому действию, он уже имеет в сознании образ того, что ему предстоит достигнуть. Разные виды мышления все время взаимопереходят друг в друга. Практически невозможно разделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, например, когда предстоит работа с графиками и схемами. Поэтому, пытаясь определить вид мышления, следует помнить, что это является относительным и условным процессом. У человека почти всегда задействованы все виды мышления, поэтому стоит говорить об относительном преобладании того или иного вида.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебник для вузов / Г. С. Абрамова. - Москва: Юрайт, 2010. - 811 с.
2. Акимова, М. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников / М. К. Акимова. - Обнинск, 1993. - 230 с.
3. Алендеева, О. М. Шаги к успешности: учебно-методологическое пособие для общеобразовательных учреждений / О. М. Алендеева. - Чебакчары: Перфектум,2013. - 64 с.
4. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. - Москва: Аспект пресс, 2005. - 363 с.
5. Бабкина, Н. В. Развиваем мышление / Н. В. Бабкина. - Москва: Айрис пресс, 2007. - 24 с.
6. Бардин, К. В. Как научить детей учиться? / К. В. Бардин. - Москва: Просвещение, 1997. - 57 с.
7. Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии / Л. С. Выготский. - Москва: Педагогика, 1982. - 504 с.
8. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. - Москва: Педагогика,1986. - 240 с.
9. Давыдов, В. В. Психологическое развитие младших школьников / В. В. Давыдова. - Москва: Просвещение, 1990. - 288 с.
10. Дормашев, Ю. Б. Психология внимания / Ю. Б. Дормашев. - Москва: Тривола, 1995. - 347 с.
11. Ефанова, З. А. Развитие мышления / З. А. Ефанова. - Волгоград: Корифей, 2010. - 111 с.
12. Калугина, И. Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности: учебное пособие для студентов и преподавателей / И. Ю. Калугина. - Москва: Сфера, 1999. - 192 с.
13. Карпова, С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет / С. И. Карпова. - Санкт-Петербург: Творческий центр, 2010. - 181 с.
14. Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет / Н. В. Квач. - Москва: Владос, 2001. - 274 с.
15. Колмыкова, З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З. И. Колмыкова. - Москва: Владос, 1991. - 147 с.
16. Кравченко, А. И. Общая психология: учебное пособие / А. И. Кравченко. - Москва: Проспект, 2011. - 430 с.
17. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина. - Москва: Сфера,2001. - 464 с.
18. Летвинов, Н. Д. Детская и педагогическая психология / Н. Д. Летвинов. - Москва: Просвещение, 1964. - 168 с.
19. Люблинская, А. А. Детская психология: учебное пособие для студентов педагогических институтов / А. А. Люблюнская. - Москва: Просвещение,1971. - 415 с.
20. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебное пособие для вузов и слушателей курсов психологических дисциплин/ А. Г. Маклаков. - Москва: Питер, 2012. - 583с.
21. Марцинковская, Т. Д. Общая психология: учебное пособие для студентов высшего учебного заведения / Т. Д. Марцинковская. - Москва: Академия, 2010. - 384 с.
22. Менчинская, Н. Л. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребенка: избранные труды / Н. Л. Менчинская под. ред. Е. Д. Божович. - Москва: Издательство Московского псих. - соц. Института. Воронеж: издательство НРО Модек, 2004г. - 512 с .
23. Менчинская, Н. А. Пробелы учения и умственного развития школьника: избранные психологические труды / Н. А. Менчинская. - Москва: Педагогика, 1989. - 157 с.
24. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития детство, отрочество: учебник для студентов вузов / В. С. Мухина. - Москва: Академия, 2004. - 456 с.
25. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. - Москва: Высшее образование МГППУ, 2006. - 460 с.
26. Переслени, Л. И. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики / Л. И. Переслени // Вопросы психологии. - 1989. - №1. - С. 55-62.
27. Першина, Л. А. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Л. А. Першина. - Москва: Академический проект,2004. - 256 с.
28. Петрунек, В. П. Младший школьник / В. П. Петрунек. - Москва: Владос, 1981. - 65 с.
29. Поливанова, К. Н. Шестилетки: диагностика готовности к школе / К. Н. Поливанова. - Москва: Эксмо,2009. - 204 с.
30. Рогов, И. Е. Общая психология / И. Е. Рогов. - Москва: Владос, 1998. - 488 с.
31. Рубенштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубенштейн. - СПб: Питер, 2008. - 713 с.
32. Тихомирова, Л. Ф. Развитие логического мышления детей / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль: ТОО Гринго, 1995. - 240 с.
33. Ткаченко, Т. А. Обведи и объясни / Т. А. Ткаченко. - Москва: Гном и Д, 2001. - 32 с.
34. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении / Г. А. Цукерман. - Томск: Пеленг, 1993. - 268 с.
35. Чередникова, Т. В. Проверьте развитие ребенка: 105 психологических тестов / Т. В. Чередникова. - СПб: «Речь»,2007. - 304 с.
36. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология / И. В. Шаповаленко. - Москва: Гардарики, 2005. - 349 с.
37. Швайко, Г. С. Игры и упражнения по развитию речи / Г. С. Швайко. - Москва: «Айрис пресс», 2008. - 176с.
38. Шишкоедов, П. Н. Общая психология / П. Н. Шишкоедов. - Москва: Эксмо,2009. - 288 с.
39. Штейнмец, А. Э. Общая психология: учебное пособие для студентов высшего учебного заведения/ А. Э. Штейнмец. - Москва: Академия,2006. - 288 с.
40. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования [Электронный ресурс]: в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1643 // КонсультантПлюс: справ.- правовая система / Компания «КонсультантПлюс».