Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Фольклорные жанры играют важную роль в формировании речевой выразительности у младших школьников на уроках литературного чтения. Понимание, анализ и использование таких жанров на уроках помогает развивать у детей языковую и коммуникативную компетенции, способность выражать свои мысли и эмоции, а также повышает их мотивацию к изучению литературы и чтению.
Современное образование стремится формировать у детей не только навыки чтения и письма, но и развивать их творческое мышление, выразительность речи, эмоционально-ценностное отношение к произведениям литературы. Однако, существует недостаточное количество исследований, посвященных применению фольклорных жанров в процессе обучения литературному чтению. Таким образом, данное исследование является актуальным в свете необходимости разработки эффективных методик и подходов к развитию речевой выразительности младших школьников.
Таким образом, определена проблема исследования: многие младшие школьники испытывают трудности с выразительным чтением и пониманием произведений литературы.
Цель исследования заключается в определении возможностей применения фольклорных жанров на уроках литературного чтения для формирования речевой выразительности у младших школьников.
Объект исследования: младшие школьники.
Предмет исследования: фольклорные жанры и их применение на уроках литературного чтения с целью формирования речевой выразительности у младших школьников.
Гипотеза исследования: предположение о том, что применение фольклорных жанров на уроках литературного чтения поможет развить у младших школьников речевую выразительность и улучшить их способность к пониманию и анализу произведений литературы. Использование фольклорных жанров будет способствовать развитию интонационных навыков, пониманию значения слов и выражений, а также формированию у детей навыков выразительного чтения.
Тема исследования и цель обусловили формулировку следующих задач исследования:
1) рассмотреть сущность проблемы формирования речевой выразительности в психолого-педагогической и методической литературе;
2) исследовать формирование речевой выразительности у младших школьников;
3) изучить методики использования фольклорных жанров для формирования речевой выразительности у младших школьников
4) проанализировать особенности использования фольклорных жанров на уроках литературного чтения.
Методы исследования: анализ и обобщение педагогической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, контент-анализ, моделирование.
База исследования:
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, список источников и литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования речевой выразительности у младших школьников с использованием фольклорных жанров на уроках литературного чтения
1.1. Проблема формирования речевой выразительности в психолого-педагогической и методической литературе
Речевая выразительность является важной составляющей развития ребенка и играет существенную роль в его коммуникации и в общем успехе в жизни. Понятие речевой выразительности охватывает способность человека использовать свой голос, интонацию, громкость, ритм и паузы для передачи эмоций, мыслей и идей.
Развитие речевой выразительности начинается с самого раннего возраста. В младенчестве ребенок начинает осознавать звуки, учиться произносить первые слова и понимать их значение. Отношение к речи родителей и окружающих людей имеет огромное влияние на развитие речевой выразительности. Игровые ситуации, стихи, песни, книги и общение с ребенком способствуют развитию его умения использовать различные интонации, акценты и эмоциональное выражение.
Речевая выразительность помогает ребенку развивать свое мышление и воображение, улучшает его память, концентрацию и познавательную активность. Чем умелее ребенок выражает свои мысли и чувства, тем легче ему преодолевать преграды в общении и достигать своих целей. Она также способствует его социализации, улучшает способность к адаптации в новых условиях и повышает самооценку.
Для развития речевой выразительности ребенку необходимо предоставлять широкий круг живых и разнообразных впечатлений: просмотр кино и театра, посещение мероприятий и музеев, общение с интересными людьми. Также полезно участвовать в детских играх и спектаклях, где ребенку будет предоставлена возможность разыгрывать различные роли и эмоции.
Развитие речевой выразительности требует постоянной практики и тренировки. Одним из способов улучшить речевую выразительность является участие ребенка в драматическом кружке или подобных группах, где он сможет усовершенствовать свои навыки актерского мастерства и работы с голосом. Также полезно заниматься чтением вслух, меморизацией стихотворений и выступлениями перед аудиторией.
Речевая выразительность является важным инструментом развития ребенка. Она позволяет ему эффективно общаться, сказать то, что хочется и выразить свои мысли и эмоции. Поддержка и активное включение семьи и педагогов в процесс развития речевой выразительности помогут ребенку лучше освоить этот навык и использовать его в повседневной жизни.
Факторы, влияющие на формирование речевой выразительности у младших школьников, имеют большое значение для их развития и успеха в обучении. Речевая выразительность - это способность передавать свои мысли, эмоции и представления с помощью речи, а также использовать интонацию, акценты, жесты и мимику для обогащения коммуникации.
Один из основных факторов, влияющих на формирование речевой выразительности, это общение в семье и окружающей среде. Дети, растущие в семьях, где активно и интересно разговаривают, часто выступают на публике или участвуют в театральных постановках, имеют больше возможностей развить у себя речевые навыки, включая выразительность. Также важно, чтобы взрослые в семье говорили с детьми не только простыми предложениями, но также использовали разнообразный лексикон и правильную грамматику, позволяющую расширить словарный запас и улучшить структуру предложений.
Окружающая среда также играет значительную роль в формировании речевой выразительности. Дети, живущие в условиях, где они имеют доступ к книгам, аудио- и видео-материалам, играм, и разным видам искусства, имеют больше возможностей познакомиться с различными выразительными способами и стилями речи. Посещение театров и кинотеатров, чтение историй и рассказов, обсуждение прочитанного или просмотренного - все это способствует развитию речевой выразительности и расширению репертуара выражения мыслей.
Индивидуальные особенности личности также играют важную роль в формировании речевой выразительности. Некоторые дети более склонны к эмоциональному и выразительному общению, в то время как другие предпочитают более нейтральный стиль. Важно уважать индивидуальность каждого ребенка и поддерживать его в развитии собственного выразительного стиля. Поощрение экспериментирования с разными способами выражения мыслей и эмоций поможет развить речевую выразительность в соответствии с индивидуальными особенностями.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957. - 240с.
2. Далимбаева К.С. Мыслительная деятельность учащихся на уроках русского языка // Учитель Республики. - 2005.
3. Ладыженская Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка - М., 2004
4. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская. М., 2000.
5. Львов М.Ф. Речь младших школьников и пути ее развития М., 2005
6. Павленко В.К., Касымова Р.Т. Родное слово - А., 2003
7. Подласый И.П. Педагогика начальной школы - М., 2004, С 371
8. Сердюченко О.И. Современные образовательные технологии // Завуч. - 2002 - №2
9. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет // Русский язык в школе, №5, 2009
10. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. - М.: Просвещение, 1960. - 348с.