Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Имея дело с традиционными народными музыкальными инструментами, нельзя обойти стороной их разнообразие. В современном мире практически все классические инструменты имеют фольклорные корни и традиционные аналоги, которые дошли до наших дней. С самого детства человек слышал звуки музыки, которая сопровождала его весь период жизни. Вокруг человека звучала музыка как в стиле вокала, так и в стиле инструментального исполнения, которая была характерна для данной местности, что заставляло детей с самого детства приобщаться к этой культуре.
Несмотря на то, что культура России включает в себя инструменты, фольклорная традиция все же является неотъемлемой частью. Материалы фольклорных экспедиций показывают, что в период с середины XX века до начала 1990–х годов песенные и инструментальные традиции России были достаточно сильны, несмотря на то, что страна переживала тяжелые времена. В настоящее время традиционная инструментальная культура, как и вокальная и прикладное творчество, переживает кризис как из–за смены социальных условий жизни, так и из–за планомерного искоренения традиционной культуры во времена советской власти и искусственной замены на массовую культуру, не предполагающую наличие традиционных проявлений в повседневной жизни человека.
Для того чтобы сохранить эту культуру, ученые фольклористы начали её активно исследовать. За последний год многие эстрадные музыканты стали интересоваться этническими корнями своих произведений. На данный момент в современном обществе инструментальная музыка (как и хореографическая, и музыкальная) из сферы повседневной жизни превратилась в профессиональную. И чтобы снова вернуться в жизнь народа, ей нужно получить поддержку со стороны средств массовой информации, став популярной и завоевав тем самым интерес у широкой аудитории.
Актуальность исследования. Проведение исследований на тему происхождения и становления музыкальных инструментов является актуальным в любой момент времени. Культурное развитие и досуг с каждым годом становится все более востребованной отраслью.
Основной целью данного исследования является выявление места и функций ударных музыкальных инструментов в традиционной фольклорной культуре.
Задачи:
1. рассмотреть определение ударных инструментов в фольклоре;
2. изучить влияние ударных инструментов на традиционные музыкальные жанры;
3. изучить новейшие ударные инструменты;
4. определить древние и средневековые ударные инструменты;
5. проанализировать технику игры и особенности звучания и резонанса на ударных инструментах;
6. определить эмоциональную выразительность ударных инструментов.
Объектом исследования являют ударные фольклорные инструменты и их влияние на жизнь и ее эмоциональный окрас.
Предмет исследования – развитие музыкальных жанров и влияние на них музыкальных ударных инструментов.
Научная новизна данной работы состоит в том, что объектами внимания становятся ударные музыкальные инструменты как существенная и неотъемлемая часть музыкального инструментария традиционных культур. Автором предпринята попытка объединить известные на сегодня факты, углубить и расширить сведения, представления о ударных музыкальных инструментах, дать характеристику накопленных знаний.
Практическая значимость исследования. В перспективе материалы работы могут служить основой для использования их в методических целях при обучении игре на музыкальных инструментах, при разработке тематического материала по истории музыкальных культур. В качестве отправной базы основные положения и выводы работы могут быть использованы в исследованиях как более углубленного, так и обобщающего характера.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Глава I. Традиционные ударные фольклорные инструменты: общая характеристика
1.1 Определение ударных инструментов в фольклоре
По мнению многих исследователей, ударные являются наиболее древней формой музыкальных инструментов. С помощью удара музыканта по инструменту или его резонирующей части формируется звук. К ударным инструментам относят все инструменты, которые относятся к ударным: барабаны, литавры, треугольники, ксилофоны, литавра и шейкеры. На сегодняшний день это является достаточно большой группой инструментов, включающей в себя этническую и оркестровую перкуссию [2].
Каждая народность имеет свои предпочтения и традиции в области музыкального искусства, которые сформировались за многие годы истории. Для того чтобы понять музыку народов Африки и Латинской Америки, необходимо иметь в наличии ударные инструменты, которые четко и громко отбивают ритм.
Для их изготовления наши предки использовали те материалы, которые были у них под рукой – дерево, кожу, кости, металл, а позднее и другие. В их число включались такие инструменты, как барабаны, бубны и погремушки, которые считались магическими. Как считалось, их звук способен отпугнуть злых духов и защитить душу человека. От удара по камням, древесине или костям животных исходит четкий звук. В процессе отбивания ритма на простейших ударных, первобытные люди использовали их для проведения охоты и выполнения ритуальных танцев. Со времен античности и до наших дней ударные музыкальные инструменты были неотъемлемой частью воспитания детей. Различные игрушки использовались в каждом регионе для того чтобы подчеркнуть самобытность его культуры и традиции. Игрушки, которые имеют в своем арсенале инструменты, всегда были необходимы для того, чтобы помочь ребенку адаптироваться к окружающему миру [3]. У первых по порядку игрушек всегда были и есть звуковые эффекты: погремушки, бубенцы, трещотки, свистелки, гудки и так далее. На основе первичной рефлекторной реакции эти игрушки способствуют развитию у детей восприятия мира звуков и координации движений, а затем постепенно пробуждают интерес к музыкальной деятельности.
Различают ударные музыкальные инструменты по способу их подключения. У них есть возможность быть выразительными, но это зависит от способа звукоизвлечения: удар по натянутой коже, металлу или дереву. Среди традиционных ударных инструментов можно выделить такие как: барабан, бубен, колотушка, трещотка, барабаны с деревянными ручками, маракасы и кастаньеты. Существует несколько групп ударных инструментов, которые входят в состав симфонического оркестра: барабаны, литавры, колокольчики, тамтам, треугольник, тарелки, ксилофон и т.д. В их число также входят те, которые имеют мелодический звукоряд (клавиши, тарелка) или же не имеют его (барабаны, тарелки).
Можно выделить семь основных функций фольклорного ударного инструмента:
1. Сакральная – использование инструмента в обрядах и магических ритуалах.
2. Воспитательная – использование инструмента для обучения воспитания и развития детей.
3. Трудовая – использование инструмента в пастушьей работе.
4. Сигнальная – использование инструмента для подачи сигналов, в том числе и в ратном (военном) деле [6].
5. Шумовая – использование инструмента в ритуалах, для изгнания злых духов, в ратном деле, для психологической атаки противника.
6. Коммуникативная – использование инструмента пастухами и охотниками для обмена информацией.
7. Эстетическая – использование инструмента для музыкального сопровождения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агажанов, А. «Русские народные музыкальные инструменты»: [текст]/ составитель Агажанов, А. – М.: Лира, 2020, 302 с
2. Андреев, В.В. «Материалы и документы»: [текст]/ составитель Грановский, Б.Б. – М.: 2022, 50 с
3. Буданков, О., Вахутинский, М., Петров, В. «Практический курс игры на русских народных духовых и ударных народных инструментах»: [текст, ноты]/ составитель Буданков, О., Вахутинский, М., Петров, В. – М.: 2021, 15 с
4. Васильев, Ю., Широков, А. «Рассказы о русских народных инструментах»: [текст]/ составитель Васильев, Ю., Широков, А. – М.: 2020, 115 с
5. Вертков, К. «Русские народные музыкальные инструменты»: [текст]/ составитель Вертков, К. – М.: 2022, 100 с
6. Дайн, Г.Л. «Русская народная игрушка»: [текст]/ составитель Дайн, Г.Л. – М.:2021, 54 – 99 с
7. Дмитриев, Г.П. «Ударные инструменты: трактовка и современное состояние»: [текст]/ составитель Дмитриев, Г.П. – М.: 2023, 80 – 98 с
8. Имханицкий, М.И. «У истоков русской народной оркестровой культуры»: [текст]/ составитель Имханицкий, М.И. – М.: 2021, 77 с
9. Мельников, М.Н. «Русский детский фольклор»: [текст]/ составитель Мельников, М.Н. – М.: 2023, 77 – 112 с
10. «Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка»: [текст]/ Сборник статей и материалов. – М.: 2023, 80 с
11. Некрылова, А.Ф., Головин, В.В. «Уроки воспитания сквозь призму истории. Традиционные формы воспитания у русских крестьян в IX – начале XX века»: [текст]/ составитель Некрылова, А.Ф., Головин, В.В. – М.: Спб, 2021, 100 с
12. Попонов, В.Б. «Русская народная инструментальная музыка»: [текст]/ составитель Попонов, В.Б. – М.: 2023
13. Фаминцын, А.С. «Скоморохи на Руси»: [текст]/ составитель Фаминцын, А.С. – М.: Спб, 2022, 36 с
14. Алдошина И. А., Приттс Р. Музыкальная акустика. — СПб.: Композитор, 2023, 80 с
15. Машины–монстры: Wintergatan Marble Machine // DailyTechInfo. 2023
16. Риман Г. Музыкальный словарь. О–Я / Г. Риман, 2021, 300 с
17. Сошников В..Д., Югай И. И. Монтаж в режиссуре мультимедиа // Материалы III Международной научно–практической конференции «Музыка в пространстве медиакультуры». — Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2023, 205 с
18. Сошников В. Д., Рубичева М. В. Звуковое решение аудиовизуального произведения — особенности подготовки режиссеров мультимедиа // Материалы Международной научно–практической конференции «Музыка в пространстве медиакультуры». — Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2022, 203 с
19. Ханг // Энциклопедия музыкальных инструментов EOMI. 2021
20. Югай И. И. Проблемы профессиональной подготовки специалистов для работы с медиа–технологиями // Педагогика искусства. — 2021, 56 с