Фрагмент для ознакомления
2
Адаптация состоит в частичном целесообразном изменении кода и нарушений, наложенных на код ограничений. Такое нарушение неизбежно во время передачи новой научной или поэтической информации.
Под адаптивной системой понимается самонастраивающаяся система, приспосабливающаяся к условиям своего функционирования как через улучшение своего состава, так и через изменение самой своей структуры. Поводом и основой для адаптации является нарушение равновесия между ее составом и устройством с одной стороны, и задачами, которые система выполняет, с другой.
В лексических системах языка адаптивность означает свойство, при котором язык продолжает работать вне зависимости от различного рода норм. Адаптивность позволяет системе внедрять внутри новые слова и иные кардинальные изменения в системе.
Прослеживается это на примере английского языка. В системе английского языка некоторые слова и списки слов претерпели изменения. Из английского языка были удалены лексико-грамматические категории рода, сохранявшиеся в языке на протяжении продолжительного периода времени. Причиной такого удаления стала борьба женщин за собственные права.
Полуаффикс -man и суффикс -ess англичане стараются заменить словами, в которых категория рода нейтрализована: businessman - business person, fireman-fire fighter, stewardess — flight attendant.
Ранее личные местоимения в английском языке были упорядоченны по следующим признакам: лицо, число и падеж. В их процессах своего функционирования постепенно преобразуется. Помимо внесённых корректировок в местоимения третьего лица, в английском языке поменялись транспозиции из-за введения норм этикета и общения. Среда — прагматические межличностные отношения - добавляет местоимению you гонорифический признак, а также выводит thou в сферу религиозного употребления.
Результатом адаптивного развития языка становится полевая структура всех принятых в языкознании группировок языковых единиц. Так новые слова уже разделились по частям речи, тематики, вариативности или фукнционально-семантическим признакам.
Полем в словесности называют некоторое произвольное множество языковых элементов. В. Адмони под термином понимает наличие инвентаря элементов, связанных системными взаимоотношениями. В. Адмони усматривает в поле центральную часть — ядро, элементы которого обладают полным набором признаков, определяющих данную группировку, и периферию, элементы которой обладают не всеми, характерными для поля признаками, но могут иметь и признаки, присущие соседним полям. Таких соседних полей может быть несколько. Структура поля таким образом неоднородна. По мере удаления от ядра доминантные признаки ослабевают. Появляются признаки факультативные.
Касаясь терминологической стороны вопроса, обратим внимание на различие между полем и классом. Рассматривая классы, исследователь допускает, что большинство объектов изучаемого множества четко распределяется по нескольким группам. Число объектов, одновременно принадлежащих к двум классам, невелико, т.е. класс представляет собой замкнутое множество. Элементы более или менее равноправны.
В литературе существует немало работ по методам исследования, но в большинстве случаев они описывают какой-нибудь один метод и не дают общей картины. Восполнить этот недостаток и предстоит данной главе, содержащей обзор наиболее распространенных методов и возникших в их рамках процедур, так, чтобы читатель сам мог выбрать наиболее для себя подходящие.
Выбор методики, соответствующей объекту и задачам исследования, имеет для успеха работы первостепенное значение. Для начинающего исследователя этот выбор затруднен тем, что он плохо знаком с существующими возможностями и сравнительной эффективностью процедур. Поскольку такого обзора нигде в литературе нет, начинающий тратит много времени, отыскивая, более или менее вслепую, подходящую методику, а выбор его не всегда оказывается оптимальным.
Гипотетико-дедуктивный метод анализа следует рассмотреть первым, поскольку он нередко является в исследовании основным, включающим другие, более частные методики.
В основном метод состоит из следующих этапов:
Установив критерии подлежащего исследованию объекта, исследователь собирает фактический материал. Источником материала может служить художественная или специальная литература, словари или опрос информантов.
Собранный языковой материал обобщается индуктивным путем. Индуктивным называется умозаключение, в котором мысль развивается от знания единичного и частного к знанию общего. Так создается теория в виде гипотезы. Теорией будем называть некоторую систему идей, дающую научное объяснение явлению или классу явлений. Далее гипотеза уточняется многими путями, например, сопоставлением с уже известными концепциями и выявлением противоречащего им материала.
Затем наступает этап дедукции. Так называют выведение новой мысли из признанных истинными данных чисто логическим путем. Путем дедукции получают также следствия из предложенной теории.
Заключительным этапом является проверка новой теории путем сопоставления ее с дополнительно полученными фактами. Если при этом обнаруживается отрицательный, т.е. противоречащий сделанным выводам материал, который не укладывается в рамки предложенной теории, это, при условии, что гипотеза в целом подтверждается достаточно большим числом случаев, означает необходимость введения уточнений и описания пограничных случаев. Последнее обстоятельство заслуживает серьезного внимания в связи с концепцией полевой структуры языковых явлений.
Разработанное Н.С. Трубецким учение об оппозициях имеет в своей основе известный тезис Ф. де Соссюра: «Весь лингвистический механизм вращается вокруг тождеств и различий, причем эти последние только обратная сторона первых». Однако ни сам Соссюр и никто другой до Трубецкого целостной теории оппозиций не давал. Перечислим коротко те положения теории, которые лежат в основе метода. Прежде всего надо подчеркнуть, что не всякое различие является оппозицией. Оппозиция возможна лишь тогда, когда между ее членами имеются не только различия, но и общие признаки. Эти последние называются основанием для сравнения, а различительный признак принято называть дифференциальным признаком. Оппозицию можно определить как семантически релевантное различие по одному признаку при сходстве остальных. Основание оппозиции может рассматриваться как некоторый абстрактный инвариант. Реальные элементы оказываются тогда вариантами, осложненными некоторыми добавочными признаками. При сравнении учитываются и рассматриваются не все признаки, а только те, которые признаны существенными для предложенной модели.
Дистрибутивный анализ генетически связан со структурализмом и занимал большое место в американской словесности 30-х, 40-х и 50-х годов. И хотя общие теории структурализма современной словесности оставлены, техника, им созданная, оказывается полезной и в настоящее время в рамках других направлений.
Для упорядочения описания в дистрибутивном анализе широко используются условные буквенные обозначения классов слов, из которых образуются так называемые дистрибутивные формулы. При таком кодировании слова заменяются символами, указывающими класс, к которому принадлежит слово. Так, N означает существительные и слова, которые могут стоять в позиции существительных. Для уточнения, т.е. указания лексико-грамматических разрядов существительных, можно пользоваться подстрочными индексами: Npers -имя лица, Nmass - вещественное существительное, Nabstr - абстрактное существительное, Vtr - переходный глагол, Vintr — непереходный глагол, А - прилагательное, D - наречие и его эквиваленты. Не кодируются, а даются в обычной транскрипции исследуемые слова и некоторые служебные.
Дистрибутивно-статистический анализ в том виде, как его разработал и применяет А.Я. Шайкевич, «есть сумма формальных алгоритмических процедур, направленных на описание языка и опирающихся только на распределение (дистрибуцию) заданных элементов в тексте. Под заданными элементами могут пониматься буквы (и другие графические символы), цепочки букв между пробелами (слова), цепочки слов между более крупными пробелами (высказывания), короче —любые объекты в тексте, непосредственно доступные нашему восприятию. Сам анализ при этом носит не жестко-детерминистский, а статистический характер, постоянно использует количественную информацию о встречаемости элементов в тексте»
Валентностный анализ проходит следующие стадии: После того как установлена общая задача исследования, устанавливается список слов, валентность которых намечено изучить, определяется тип текстов, из которых будет взята выборка, и устанавливается общий объем выборки. Общей методики свертывания примеров пока не существует, каждый решает эту задачу в соответствии со своим материалом. Так, например, в некоторых работах могут быть отброшены все элементы, которые не имеют синтаксической связи с ядром, устранение которых не нарушает отмеченности и которые избыточны как контекстуальные индикаторы. Здесь нельзя не обратить внимания на связь этой методики с методом контекстуального анализа, о котором речь пойдет в следующем параграфе; связана эта методика и с теорией вероятностей и со статистикой.
В компонентном анализе значение слова разлагается на его составляющие. Их называют семантическими компонентами, семан- 'тическими множителями, дифференциальными семантическими признаками, семантическими параметрами, ноэмами и т.д. В дальнейшем изложении будет принят термин «сема». Этот термин наиболее приемлем в качестве центрального термина компонентного анализа, поскольку он отвечает требованиям краткости, прозрачной мотивированности, указывающей на его принадлежность к семантике как плану содержания, обладает хорошим словообразовательным потенциалом (ср. «семный состав», «классема», «гиперсема» и т.д.).
Показать больше