Фрагмент для ознакомления
2
Граждане и юридические лица имеют право требовать опровержения недостоверных сведений, порочащих их деловую репутацию, право публиковать опровержения в средствах массовой информации, право доказывать в суде, что распространенные порочащие сведения не соответствуют действительности, право требовать возмещения имущественного вреда, причиненного посягательством на их деловую репутацию, право опровергать сведения, порочащие их деловую репутацию, право доказывать в суде, что распространенные порочащие сведения не соответствуют действительности, право требовать возмещения имущественного вреда, причиненного в результате посягательства на его деловую репутацию. Право требовать возмещения имущественного вреда, причиненного посягательством на деловую репутацию.
Из понятия административного штрафа, закрепленного в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации, можно выделить следующие признаки:
1) Административный штраф - это мера ответственности, налагаемая государством.
Необходимость централизации механизмов воздействия административного права, и в частности административных наказаний, в руках государства очевидна и вытекает из публично-правового характера ответственности в целом. Этот аргумент никогда не оспаривался в литературе по административному праву. Аргумент о том, что «административные акты устанавливаются государством», имеет как формальное (очевидное), так и содержательное (внутреннее) значение.
Формальное значение заключается в том, что административные наказания как вид административного принуждения устанавливаются законом об административных правонарушениях, принятым национальным законодательным органом.
С содержательной точки зрения административные наказания могут считаться юридически установленными только в том случае, если в законе предусмотрены так называемые существенные элементы ограничения прав. Основные элементы ограничения прав свидетельствуют о том, что административные наказания фактически
приняты и наложены государством в общественных интересах; и
налагаются исключительно от имени государства; и
содержат четко определенные объекты (предметы) ограничения с указанием количественных пределов (максимумов и, при необходимости, минимумов), затрагивающих правовой статус правонарушителя; и 4.
выражает суть административного наказания как такового, а не как любой административной ответственности.
административные наказания применяются только по делам об административных правонарушениях.
Существенной особенностью этого признака является то, что он используется в сочетании с такими базовыми институтами административной юриспруденции, как административные правонарушения.
Административные правонарушения и административные наказания - взаимозависимые и взаимодополняющие понятия, не исключающие различий между ними. Административные правонарушения определяются административно-деликтным правом в целях обеспечения правильного и справедливого применения мер административной ответственности. Административное наказание может быть применено только к лицам, признанным виновными в совершении административного правонарушения;
Данная особенность административных наказаний реализует такие принципы административно-деликтного права, как принцип законности [5], принцип равенства перед законом [6], принцип справедливости [7] и, самое главное, принцип правомерности [8].
Суть выделенных признаков в контексте административных наказаний заключается в том, что административное наказание может быть назначено только при наличии вины административного правонарушителя. Иными словами, административное наказание назначается только за деяния, квалифицируемые Кодексом об административных деликтах как административные правонарушения, и применяется на основании факта совершения данным лицом общественно опасного деяния, которое охватывает все признаки состава административного правонарушения. Важно отметить, что лицо должно совершить виновное деяние, а его правонарушение должно быть полностью доказано в установленном законом порядке.
Административное наказание - это наказание, которое лишает или ограничивает права и свободы правонарушителя;
Именно в этом отражается на практике сущность наказания, его содержание. Наказание, имеющее сущностный характер, является традиционным признаком наказания.
С другой стороны, наказание не обязательно понимается как причинение боли количественно или качественно. Конечно, наказание налагает на ответственное лицо ограничения и лишения и причиняет определенную степень страданий, но целью наказания не является причинение страданий ответственному лицу, тем более умаление его человеческого достоинства и престижа.
Административные наказания всегда направлены против отдельных лиц и не должны затрагивать интересы третьих лиц;
Этот признак находится в диалектическом единстве с третьим признаком административных наказаний, согласно которому они применяются к лицу, признанному виновным в совершении правонарушения, а не к другим лицам. Более того, этот признак характеризует и меры наказания, применяемые в результате юридической ответственности, поскольку он не распространяется на гражданско-правовые санкции, реализация которых может наступить, например, после смерти правонарушителя.
Персональный характер административных санкций вытекает, прежде всего, из принципа индивидуальной ответственности, правовое содержание которого можно свести к трем основным статьям
1) административная ответственность основывается на деянии, совершенном конкретным лицом
2) физическое лицо несет ответственность только за совершенный им деликт; и
3) административные наказания, налагаемые на административных правонарушителей, должны быть персональными и не могут распространяться на других лиц.
4) Административные наказания налагаются целым рядом органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
То, что этот признак носит административно-процессуальный характер, не влияет на природу административных наказаний, которые качественно отличаются от других средств обеспечения законности со стороны государства (уголовных наказаний, гражданско-правовых деликтных взысканий, дисциплинарных взысканий и т. д.).
В то же время внесудебное применение административных наказаний имеет свои преимущества. Во-первых, назначение административных наказаний внесудебными органами не нарушает Конституцию РФ и конституционный строй, если учитывать многие аспекты самой административной ответственности (статус субъекта ответственности, характер санкции и т.д.) и предусматривать возможность последующего судебного обжалования действий (бездействия) этих органов и их сотрудников. Следует отметить, что этого не происходит.
Положительный эффект внесудебного применения административных наказаний заключается также в том, что эти обязанности носят административно-надзорный характер и исполняются должностными лицами, обладающими знаниями в различных областях законодательства, образующих составы административных правонарушений.
5) Административные наказания всегда имеют последствия, поэтому при их исполнении правонарушитель будет считаться подвергнутым такому наказанию.
Суть административных наказаний заключается в установлении определенных правовых ограничений для лица, привлекаемого к административной ответственности, и в то же время они выполняют определенную воспитательную и профилактическую функцию, предупреждая возникновение новых административных правонарушений. Следует учитывать, что если административный правонарушитель подвергается административному наказанию, то неблагоприятные правовые последствия административного наказания на практике (в разумных пределах) должны быть настолько неотвратимыми, что их продолжительность не должна быть более суровой мерой, чем само административное наказание. Срок возврата административного штрафа - это своего рода испытательный срок, в течение которого лицо, привлеченное к административной ответственности, должно доказать «обоснованность» примененного наказания.
Все перечисленные здесь признаки административных наказаний относятся к административному праву. Кроме того, следует отметить, что все эти признаки являются условными. Это связано с тем, что данные признаки неразрывно связаны друг с другом и на практике реализуются одновременно.
1.2. Виды административных наказаний
За административные правонарушения могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания [9]
1) предупреждение;
2) штраф
3) возмездное изъятие средств или предметов совершения административного правонарушения; и
4) конфискация средств или предметов совершения административного правонарушения; и
5) лишение специальных прав, предоставленных физическому лицу
6) административный арест
7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранцев или лиц без гражданства
8) лишение квалификации
9) приостановление деятельности.
В отношении юридических лиц применяются следующие административные наказания:
1) предупреждение
2) штраф
3) возмездное изъятие средств или предметов совершения административного правонарушения
4) конфискация средств или предметов совершения административного правонарушения
5) прекращение деятельности.
Предупреждение, штраф, лишение специальных прав, предоставленных физическим лицам, административный арест, дисквалификация и прекращение деятельности могут быть назначены только в качестве основных административных наказаний [10].
Компенсационное изъятие средств или предметов совершения административного правонарушения, конфискация средств или предметов совершения административного правонарушения и административное выдворение за пределы территории страны иностранного гражданина или лица без гражданства могут устанавливаться и применяться в качестве основных административных наказаний и дополнительных административных наказаний.
За совершение административного правонарушения основное административное наказание либо основное и дополнительное административные наказания могут быть избраны из наказаний, предусмотренных санкциями статей Особенной части настоящего Кодекса или санкциями законодательства субъектов Российской Федерации об административной ответственности.
Характеристика административных наказаний
1) Предупреждение [11].
Предупреждение - это административное взыскание, которое выражается в форме официального порицания физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение является основным видом административного наказания. Устное замечание отличается от предупреждения.
Выговор - это решение по административному акту. При объявлении устного выговора выносится решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении [12].
Предупреждение выносится в случае совершения административного правонарушения впервые, не повлекшего причинения вреда или угрозы жизни, или здоровью человека, растительному и животному миру, окружающей среде, культурному наследию народа Российской Федерации (памятникам истории и культуры), безопасности государства, угрозы возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, причинения имущественного ущерба.
Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления.
2) Штраф [13].
Административный штраф - это денежное взыскание в рублях, не превышающее 5 000 рублей для граждан, 50 000 рублей для должностных лиц и 1 000 000 рублей для юридических лиц. (Нарушение требований, установленных Федеральным законом об условиях заключения договоров поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности), ст. 14.42 (Нарушение требований, установленных Федеральным законом об условиях заключения договоров поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности Нарушение требований, установленных Федеральным законом об условиях заключения договоров поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности), в следующих случаях.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г.
2. № 195-ФЗ (в ред. от 09.01.2013 г.).
3. Агеева, Е. В. Принципы назначения административных наказаний / Е. В. Агеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 45 (387). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/archive/387/85168/ (дата обращения: 13.02.2024).
4. Административное право: учеб. / под ред. Л. Л. Попова. М., 2016. С. 399; Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учеб. для юридических вузов. М., 2017;
5. Алехин А. П. Административное право России / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий. — М.: Зерцало-М, 2017.
6. Административное право. Курс лекций / Под ред. И.Ш. Килясханова. М., 2012 - с.311.
7. Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М., 2014 с.311.
8. Борькин В.В. Административное право. М., 2014 -с.311.
9. Варгузова А.А. Субъекты административных правоотношений в сфереобеспечения общественной безопасности // Административное и административно-процессуальное право. Часть 2. М., 2014- с.255.
10. Гаврилова М.И. Административное право. Курс лекций. М., 2007.
11. Еропкин М.И. Административное право. М., 2012 -с.247.
12. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право. - М., 2012 - с.318.
13. Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: М., 2012 с.299.
14. Кононов П.И., Аникитин А.А. Должностные лица в административных правоотношениях: Понятие и виды // Полицейское право. 2012. № 1 - с.311.
15. Корсакова Н. А. Принципы назначения административного наказания // Закон и право. 2013. № 6. С. 103–107;
16. Крутик А. А. Административное право. М., 2016. — С. 39. Колоколов Н. А. Настольная книга мирового судьи: рассмотрение дел об административных правонарушениях: научно-практическое пособие. М.: Юрист, 2018.
17. Лапина М.А. К вопросу о сущности и структуре (составе) административных правоотношений // Труды института государства и права Российской академии наук. 20 № 1 -с.300.
18. Лапина М.А. Структура административных правоотношений // Административное право и процесс. 2014. № 2- с.313.
19. Ломакина В.Ф. Административно-правовые отношения: «Лазаревские чтения» // Государство и право. 2012. № 2 - с.211.
20. Мицкевич Л.А. Классическая теория административных правоотношений: современное наполнение // Труды института государства и права Российской академии наук. 2012. № 1. - с.347.
21. Овчарова Е.В. Налоговые и административные правоотношения: проблемы соотношения // Труды института государства и права Российскойакадемии наук. 2014. № 1. - с.258.
22. Панкова О. В. Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях / под ред. О. А. Егоровой. М.: Статут, 2016 // Цит. по эл. версии СПС «КонсультантПлюс».