Фрагмент для ознакомления
2
На фоне сложного мира психологии развития и специального образования тема пространственной ориентировки у дошкольников с нарушениями зрения оказывается в центре внимания ученых; это отражает не просто академическое любопытство, а подчеркивает критическую потребность в педагогических стратегиях и реабилитационных науках. Актуальность данной темы исследования усиливается благодаря развивающемуся пониманию сенсорного развития и его ключевой роли в навигации и интерпретации окружающего мира, особенно для людей, чей перцептивный опыт заметно отличается из-за зрительных ограничений.
Исследование находится в более широком проблемном пространстве, в котором решаются двойные задачи – обеспечение инклюзивности образования и развитие самостоятельности у детей с нарушениями зрения. Значение пространственной ориентировки выходит за рамки простой физической навигации; она охватывает когнитивные, социальные и эмоциональные аспекты обучения и взаимодействия, подразумевая сложное взаимодействие сенсорной интеграции, моторного развития и адаптации к окружающей среде.
Исторически изучение пространственной ориентировки (определяемой как способность распознавать свое положение и ориентировку в пространстве по отношению к сигналам окружающей среды) проходило по мультидисциплинарной траектории, вбирая в себя идеи из психологии, нейронауки и образования. Представление о том, что пространственная осведомленность не является врожденной, а может быть значительно улучшена с помощью целенаправленного вмешательства, дает убедительный импульс для этих исследований. Внедрение новых технологических средств и педагогических методик открывает многообещающие возможности для развития пространственного познания у слабовидящих дошкольников, что способствует более тонкому пониманию пространства и его навигационных признаков.
В основе данного исследования лежит критический анализ существующих педагогических основ, определенных Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и Адаптированными основными образовательными программами (АООП), с особым акцентом на их эффективность и доступность для детей с нарушениями зрения. Анализ распространяется и на диагностические методики, направленные на оценку навыков пространственной ориентировки, подчеркивая необходимость создания инструментов, которые были бы одновременно валидными и адаптируемыми к уникальным потребностям этой демографической группы.
Синтезируя разнообразные направления исследований, это исследование не только вносит вклад в академический дискурс, но и предлагает практические идеи для педагогов, терапевтов и политиков, которые стремятся поддерживать целостное развитие дошкольников с нарушениями зрения. Благодаря тщательному изучению теоретических основ, методологических подходов и диагностических инструментов, это исследование стремится осветить путь к улучшению пространственной ориентировки и, как следствие, к более доступному и справедливому образованию.
Погружаясь в сферу психологии развития и специального образования с акцентом на пространственную ориентировку среди дошкольников с нарушениями зрения, это исследование определяет свою нишу. Объект исследования, причудливо вплетенный в ткань сенсорного развития и взаимодействия с окружающей средой, освещает жизненный опыт этих маленьких учеников, когда они ориентируются в окружающей обстановке. Предмет исследования углубляется, исследуя многогранный процесс формирования пространственной ориентировки; процесс, в котором задействованы когнитивное картирование, сенсорная интеграция и моторное развитие, переплетенные с нитями социальной интеграции и автономии.
Цель исследования – преодолеть разрыв между теоретическими основами и практическими приложениями, поэтому цель его ясна: расширить понимание пространственной ориентировки у слабовидящих дошкольников и разработать методики, способствующие развитию их пространственного сознания. Приступая к научному исследованию, мы ставим перед собой комплекс задач, каждая из которых направлена на раскрытие сложностей пространственного познания, тщательный анализ адекватности и доступности образовательных стандартов и адаптированных программ, а также оценку диагностических инструментов на предмет их эффективности и адаптивности.
Используя методологический подход, сочетающий строгость эмпирических исследований с инновациями междисциплинарных взглядов, исследование обязуется ориентироваться в лабиринте сенсорного и моторного развития. Исследование посвящено изучению роли игры и интерактивного обучения в создании пространственных нарративов для этих детей, одновременно бросая критический взгляд на общественные рамки, которые либо способствуют, либо препятствуют их полноценному участию в социальной среде. Данное исследование стремится открыть неизвестные территории в области специального образования и психологии развития, стремясь не только внести свой вклад в академический дискурс, но и проложить путь к практическим вмешательствам, которые обещают более инклюзивное и расширяющее возможности будущее для дошкольников с нарушениями зрения.
Научная новизна исследования разворачивается на стыке психологии развития и специального образования, указывая на пробел в существующем научном дискурсе: тонкое исследование пространственной ориентировки у дошкольников с нарушениями зрения через призму, сочетающую эмпирическую строгость с инновационными педагогическими методологиями. Примечательно, что данное исследование является первопроходцем в интеграции междисциплинарных подходов, охватывающих нейроразвитие, для развития пространственного познания этой демографической группы, что едва ли можно назвать столь глубоким исследованием в предыдущих работах.
Гипотеза, утверждающая преобразующий потенциал, присущий адаптированным, сенсорно обогащенным учебным средам и методикам. Согласно данной гипотезе, они значительно укрепляют навыки пространственной ориентировки у слабовидящих дошкольников, тем самым катализируя их когнитивное развитие, социальную интеграцию и самостоятельность. Данный тезис, подкрепленный синтезом теоретических взглядов и эмпирических данных, бросает вызов общепринятым парадигмам специального образования, выступая за смену парадигмы в сторону более целостных, инклюзивных образовательных практик.
При построении методологической основы исследования пространственной ориентировки дошкольников с нарушениями зрения мы опираемся на обширный массив научных работ, тщательно вплетая их в ткань своего анализа. Вначале исследование Е.А. Абдулаевой о возникновении пространственной Я-концепции в раннем и дошкольном возрасте закладывает основу, предлагая ключевое понимание траектории развития пространственного сознания. Его дополняет исследование Е.В. Андреевой и Н.Ю. Большаковой о формировании и эволюции пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, которое представляет нюансированную перспективу влияния разнообразных видов детской деятельности на пространственное познание.
Углубляясь в педагогические аспекты, М.В. Бойко и Г.В. Юрьева подчеркивают значимость формирования пространственных представлений у младших школьников с тяжелыми нарушениями зрения. Их мысли о педагогических стратегиях обогащают дискуссию об образовательных мероприятиях. Аналогичным образом Г.А. Бутко рассматривает вопросы повышения профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений в оказании помощи детям с особыми образовательными потребностями (ООП), подчеркивая необходимость специальной подготовки и информированности. Тем временем Т.П. Воронина предлагает практическое руководство по развитию пространственных представлений, являющееся ценным ресурсом для методического применения в образовательных учреждениях. Прагматический подход перекликается с работой Т.В. Дорониной о возрастных и индивидуально-типологических особенностях восприятия пространственно-предметной среды, что еще больше развивает концептуальные основы исследования.
Методические рекомендации по развитию пространственной ориентировки у дошкольников с нарушениями зрения, которые являются краеугольным камнем для разработки вмешательства в исследование, представлены Л.А. Дружининой. Основополагающие принципы тифлопедагогики пересматриваются на основе фундаментального текста В.П. Ермакова и Г.А. Якунина, предлагая линзу, через которую тщательно изучается образовательная траектория для детей с нарушениями зрения. Теоретический и практический дискурс дополняет учебное пособие В.А. Кручинина по формированию пространственной ориентировки у слабовидящих детей в процессе обучения в школе, а также методическое пособие Е.А. Кульбуш по обучению пространственной ориентировке слепых младших школьников. Современное состояние обучения пространственной ориентировки инвалидов по зрению критически анализирует А.А. Любимов, выделяя развивающиеся парадигмы в дефектологии. Роль зрительно-пространственных представлений в восприятии перспективы, о которой говорит Ю.Н. Тяповкин, вносит психологическое измерение в понимание пространственной ориентировки, обогащая гипотезу исследования когнитивными представлениями. Каждая цитируемая работа, тщательно отобранная и интегрированная, вносит уникальную нить в спектр этого исследования. Синтез этих разнообразных научных материалов, начиная от психологических теорий и педагогических стратегий и заканчивая методическими руководствами, создает прочную методологическую базу. Подобное объединение не только способствует диалогу между прошлыми и современными научными достижениями, но и продвигает исследование к неизведанным территориям, ориентируясь на маяк научной новизны и стремление улучшить жизнь дошкольников с нарушениями зрения за счет улучшения пространственной ориентировки.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что в нем рассматриваются и анализируются существующие парадигмы в области психологии развития, специального образования и реабилитационных наук, что позволяет представить мозаику взглядов на пространственную ориентировку у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Благодаря взаимодействию между теориями это исследование освещает полифонию взглядов на когнитивные, сенсорные и социальные аспекты пространственного сознания и навигационных навыков. Трансдисциплинарный подход, принятый в данном исследовании, не только способствует всестороннему анализу предмета, но и усиливает вовлеченность в тему, критически оценивая преобладающие методологии и одновременно предлагая инновационные решения и альтернативные точки зрения.
Практическая значимость, напротив, проявляется в разработке целевых, сенсорно обогащенных образовательных мероприятий, направленных на развитие навыков пространственной ориентировки у этой категории населения. Результаты исследования имеют глубокие последствия для педагогов, терапевтов и политиков, предлагая план создания учебной среды, которая будет одновременно доступной и способствующей развитию детей с нарушениями зрения. Предлагая методологические инновации, основанные на эмпирических исследованиях и междисциплинарной теории, данное исследование вносит вклад в развитие педагогической практики и реабилитационных программ, в конечном итоге способствуя большей автономии, социальной интеграции и когнитивному развитию детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдулаева, Е. А. Становление пространственного образа себя в раннем и младшем дошкольном возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук / Е. А. Абдулаева. – М., 2015. – 29 с.
2. Андреева, Е. В. Формирование и развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в различных видах детской деятельности / Е.В. Андреева, Н. Ю. Большакова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – №18. – М. 2013. – С.65-70
3. Бойко, М. В. Формирование пространственных представлений у младших школьников с тяжелыми нарушениями зрения / М.В. Бойко, Г. В. Юрьева // Логопед. – 2014. – №9. – С. 76-82
4. Боровская И.К., Ковалец И.В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития. – М.: Владос, 2004. – 34 с.
5. Бутко, Г. А. Проблема повышения профессиональной компетентности педагогов-дошкольников в вопросах помощи детям с ОВЗ / Г. А. Бутко // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2013. – № 3. – С. 25- 28.
6. Вовчик-Блакитная М.В. Развитие пространственного различения в дошкольном возрасте. – М.: Просвещение, 2011. – 216 с.
7. Воробьев, В.Ф. Оценка нарушений пространственного праксиса у детей с косоглазием и амблиопией / В.Ф. Воробьев, Н.В. Костенкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 2 (168). – С. 60-64.
8. Воронина, Т. П. Вверх, вниз, вправо, влево! Формируем пространственное представление: методическое пособие / Т. П. Воронина. – СПб.: Феникс, 2015. – 32 с.
9. Доронина, Т. В. Возрастные и индивидуально-типологические особенности восприятия пространственно-предметных сред: автореф. дис.канд. психол. наук / Т. В. Доронина. – М., 2012. – 25 с.
10. Дружинина Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения: Методические рекомендации. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. – 206 с.
11. Дружинина, Л. А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения: методические рекомендации / Л. А. Дружинина. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. — 206 с.
12. Ермаков, В. П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения : учебное пособие / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. – М. : Владос, 2000. – 240 с.
13. Кручинин, В. А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения: учебное пособие / В. А. Кручинин. – Спб: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, 1991. – 186 с
14. Кульбуш, Е. А. Обучение пространственной ориентировке слепых младших школьников: Метод. пособие / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена – М.; Л.: ЛГПИ, 1989. – 45с.
15. Кулькова, И.В. Средства оздоровительной физической культуры слабовидящих и слабослышащих детей 6-7 лет / И.В. Кулькова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2014. – № 2 (108). – С. 87-91.
16. ЛитвакА.Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст] / А.Г. Литвак. СПб.: Речь, 2006. 336 с.
17. Любимов, А. А. Анализ современного состояния обучения ориентировке в пространстве инвалидов по зрению / А. А. Любимов // Дефектология. – 2013. – № 6. – С. 84-89 .
18. Малева, З. П. Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников с нарушением зрения / З. П. Малева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – №1. – C. 27-33
19. Митюрина, Т. В. Развитие ориентировки в микропространстве у слепых первоклассников / Т. В. Митюрина // Школа для всех: образование 84 слепых и слабовидящих: сб. ст. конференции / Каф. тифлопедагогики Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. – СПб.: Граница, 2015. – С. 91-95.
20. НаумовМ.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке. / М.: ВОС, 2015. 114 с.
21. Одинокова Н.А. Использование подвижных игр в развитии ориентировки в пространстве детей дошкольного возраста с нарушением зрения// Подготовка педагогов для работы с детьми с ограниченными возможностями в детских оздоровительных лагерях Новосибирской области/ Под ред. А.Н. Никульникова. -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – С. 31-36.
22. Одинокова Н.А. Условия развития слухового восприятия детей, имеющих ограниченные зрительные возможности// Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы научно-практического семинара (г.Новосибирск, 7-8 апреля 2016г.) под ред. Г.С. Чесноковой, Е.В. Ушаковой. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. – С. 175-178.
23. Осипова, Л. Б. Развиваем в деятельности: в помощь родителям, воспитывающим ребенка с нарушениями зрения: Методические рекомендации / Л. Б. Осипова, Ю.Ю. Стахеева. – Челябинск: РЕКПОЛ, 2009. – 218 с.
24. Плаксина Л.И. Некоторые особенности зрительной ориентации детей с нарушением зрения [Текст] / под ред. Плаксиной Л.И. М.: Просвещение, 2007. 312 с.
25. Подколзина Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 176 с.
26. Подколзина, Е. Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения: методическое пособие / Е. Н. Подколзина. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 169с.
27. Подколзина, Е.Н. Специальные коррекционные занятия для детей с нарушением зрения / Е.Н. Подколзина // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. – 2008. – № 9. – С.10-16.
28. Подколозина Е.Н. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки у ребенка с нарушением зрения [текст] / Е.Н. Подколозина. Рос. гос. б-ка для слепых. ред. Н.С. Плахина. М.: РГБС, 2017. 39 с. Библиогр.. С. 38-39.
29. Спирина, И.К. Нестандартное оборудования для развития ориентировки в пространстве в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения / И.К. Спирина, Е.А Сырцова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2012. – № 2 (4). – С. 65-71.
30. Тяповкин, Ю. Н. Роль зрительно-пространственных представлений в восприятии перспективы: автореф. дис. канд. психол. наук / Ю. Н. Тяповкин. – Екатеринбург, 2009. – 23 с.
31. Шемякин Ф.Н. Некоторые актуальные проблемы исследования пространственных восприятий и представлений // Восприятие пространства и времени. – Л.: Наука, 1969. – 136 с.