Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы развития речи у детей дошкольного возраста обусловлена уникальностью и специфичностью этого возраста, а также уникальными особенностями их психофизиологического и социально-личностного развития. Важно организовать благоприятные условия для развития личности ребенка в этот период, включая своевременное изучение родного языка в наиболее оптимальное время.
Значимость изучения данной проблематики заключается в нескольких аспектах: важности социализации и личностного роста ребенка; успешном решении образовательных задач на первых этапах обучения в школе; необходимости специальной подготовки педагогов к развитию и коррекции речи у детей в раннем возрасте.
Роль художественной литературы в развитии речи у детей старшего дошкольного возраста является важным аспектом исследования. В данной курсовой работе будет рассмотрено, как использование литературных произведений способствует развитию речи и языковых навыков у детей этого возраста. Анализируя современные исследования в этой области, курсовая будет охватывать различные аспекты влияния художественной литературы на речевое развитие детей дошкольного возраста.
Результаты множества психолого-педагогических и лингвистических исследований свидетельствуют о важности изучения проблемы развития речи у дошкольников.
Объект исследования: развитие речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие эффективному развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием произведений художественной литературы.
Цель исследования: педагогические условия развития речи у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «речь» и характеристику речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности восприятия художественной литературы детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести диагностику уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выделить содержание работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
5. Провести анализ результатов экспериментальной работы по развитию речи средствами художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагали, что использование художественной литературы для развития речи у старших дошкольников будет способствовать соблюдению определенных педагогических условий:
- учет индивидуальных и возрастных особенностей старших дошкольников при восприятии художественных текстов;
- включение элементов игровой драматизации в процесс чтения литературы для развития речи у старших дошкольников;
- сотрудничество педагогов дошкольного учреждения и родителей воспитанников.
Методы исследования:
Теоретические методы: изучение специализированной литературы в области психологии и педагогики.
Эмпирические методы: проведение бесед, использование анкет, анализ продуктивной деятельности детей, осуществление педагогических экспериментов.
База исследования:
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
1. Теоретическое обоснование развития речи у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы
1.1 Речь. Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Работам М.С. Соловейчика, А.А. Леонтьева, Львова М.Р., Т.А. Ладыженской, Жинкина Н.И. и других исследователей посвящена проблема развития речи.
Согласно исследованию С.Л. Рубинштейна, речь представляет собой средство общения, выражения и воздействия через язык. Речь является формой существования мыслей, чувств и переживаний для общения с другими и отражением действительности.
Коммуникативные отношения между людьми превращают познавательную функцию речи в специфическую обозначающую функцию. Речь, как средство выражения, включает в себя жесты, мимику и другие выразительные движения. Две основные функции речи - коммуникативная и сигнификативная - взаимодействуют друг с другом, делая речь средством общения и формой выражения мыслей и сознания. Социальный и обозначающий характер речи неразрывно связаны друг с другом. В речи отражены общественная природа человека и его сознательность [2, с. 76].
Существует несколько разновидностей речи: жестовая и звуковая, письменная и устная, внешняя и внутренняя. Хотя в современном обществе преобладает звуковая речь, жест также играет некоторую роль в коммуникации. Например, указательный жест может дополнить то, что не было сказано или определено в контексте звуковой речи, а выразительный жест может добавить новый оттенок к содержанию звуковой речи. Таким образом, звук и жест, слово и ситуация, в которой они используются, могут взаимодействовать и дополнять друг друга, создавая цельное выражение [3, с. 90].
В настоящее время язык жестов рассматривается скорее как вторичное средство выражения, дополняющее звуковую речь, чем как самостоятельный способ коммуникации. Развитие мышления у человека тесно связано с развитием звуковой речи, так как слово имеет более абстрактное значение, чем жест. Звуковая речь позволяет более точно выражать обобщенные и абстрактные понятия, что в свою очередь способствует развитию мышления. В историческом развитии звуковая речь и язык жестов взаимно влияли друг на друга [12, с. 76].
Таким образом, в звуковой речи существует взаимосвязь и дополнение между звуком и жестом, смысловым контекстом речи и наглядной ситуацией, которую представляет жест. Слово и ситуация часто поддерживают друг друга, создавая единое целое.
Развитие мышления у человека тесно связано с развитием артикулированной звуковой речи. Так как соотношение между словом и его смыслом в звуковой речи абстрактнее, чем соотношение жеста и предмета, на который он указывает, звуковая речь способствует более высокому уровню мышления. В свою очередь, более абстрактное мышление требует звуковой речи для выражения. Поэтому они взаимосвязаны и в процессе исторического развития воздействовали друг на друга [3, с. 111].
Также являются существенно, различными устная речь, осуществляемая в прямом контакте с собеседником (например, разговорная речь), и письменная речь.
В дошкольный период дети достигают наиболее интенсивного развития речи. Часто происходит значительное увеличение словарного запаса. Дети начинают широко использовать различные части речи, постепенно развивая навыки образования слов.
Некоторые авторы указывают на этап детского творчества со словами, на котором дети проявляют повышенный интерес к языковым явлениям и обобщениям (например, Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин и другие).
Арушанова А. Г. отмечает, что важным аспектом речи старших дошкольников является активное усвоение ими различных типов текстов. В этом возрасте дети начинают учиться строить монологи, их речь становится более контекстной и независимой от конкретных ситуаций общения. По мере развития связной речи у детей также усовершенствуется грамматическая структура [1, с. 78].
На шестом году жизни детей в основном завершается освоение языковой системы, однако многие традиционные формы еще не полностью усвоены. Продолжается активный процесс словообразования, количество инноваций даже увеличивается по сравнению с предыдущей возрастной группой. Встречаются случаи грамматических переборов, поиска правильной формы: например, "бровь, бровев, бровей", а также множество ошибок в ударении. Эти инновации указывают на то, что дети не просто повторяют готовые формы, а активно их создают самостоятельно.
А.Г. Арушанова утверждает, что на шестом году жизни детей продолжается интенсивное освоение различных морфологических структур, таких как формы множественного числа существительных в именительном и родительном падежах, повелительное наклонение глаголов, степени сравнения прилагательных и наречий, как и в более раннем возрасте [1, с. 89].
В шестом году жизни детей наблюдается активное освоение способов словообразования, что проявляется в использовании разнообразных производных слов и повышенной интенсивности словотворчества. Новшества затрагивают основные части речи, такие как существительное ("ласкунька", "ластонька", "аистик", "аиститенок", "скворятки", "скворчатки", "скворенки"), прилагательное ("кашенная", "растайчивая", "сердитные", "обиденные", "обедный", "длинноуший"), и глагол ("гакает", "прокатнулся", "втыкнул").
Таким образом, можно выделить следующие основные закономерности развития речи ребенка в старшем дошкольном возрасте:
- появление слова как части ситуации, наряду с другими ее элементами. В данном случае еще не формируется семиотическая функция;
- отделение слова от ситуации, начало его использования в соответствии с правилами символьных систем. Развитие семиотической функции с сохранением связи с предметным значением слова (символическая функция);
- появление осознания различия между различными аспектами, что впоследствии применяется ко всем элементам знаковой ситуации, включая другие компоненты семиотической функции.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арушанова А. Г. Развитие речи дошкольников [Текст] / А. Г. Арушанова, Е.А. Бугрименко. – М. : 2019. – 143 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольника [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М. : Академия, 2020. – 240 с.
3. Бородич, Л.М. Методика развития речи детей [Текст] / Л.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2019. – 225 с.
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – М.,1967. – 213 с.
5. Гурович, Л.М. Ребенок и книга [Текст] / Л.М. Гурович. – М., 2012. – 143 с.
6. Запорожец, А.В. Игра и развитие ребенка [Текст] / А.В. Запорожец // Психология и педагогика игры дошкольника (материалы симпозиума) / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М. : Просвещение, 1966. – С. 5-10.
7. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н.С. Карпинская. – М. : Просвещение, 1972. – 288 с.
8. Козырева, Л.А. Развитие речи. Дети 5-7 лет [Текст] / Л.А. Козырова. – Ярославль : Академия развития, 2022. – 160 с.
9. Конина, М.М. Художественная литература как средство нравственного воспитания. Вопросы эстетического воспитания в детском саду [Текст] / М.М. Конина. – М. : Изд-во «Академия», 2016. – 236 с.
10. Короткова, Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду [Текст] / Э.П. Короткова. – М. : Просвещение, 2018. – 211 с.
11. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся [Текст] / Т.А. Ладыженская. – М., 2017. – 241 с.
12. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников. Ученые записи ЛГПИ им. А.И. Герцена [Текст] / А.М. Леушина. – М., 2020. - Т. 35. – 713 с.
13. Маршак, С.Я. Воспитание словом [Текст] / С.Я. Маршак. – М. :2022. – 319 с.
14. Никифорова, О.И. Психология восприятия художественной литературы [Текст] / О.И. Никифорова. – М., 2021. – 216 с.
15. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; 2 издание. – М., 2011. – 1663 с.
16. Рубинштейн, С.Л. К психологии речи [Текст] / С.Л. Рубинштейн // Проблемы общей психологии. – М., 2023. – 242 с.
17. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников [Текст] / Е.А. Флерина. – М. : Просвещение, 2020. – 224 с.
18. Чуковский, К.И. От двух до пяти [Текст] / К.И. Чуковский. – М. : Педагогика, 2012. – 384 с.
19. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] : Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Д.Б. Эльконин; Ред.-сост. Б.Д. Эльконин; Рец.: К.Н. Поливанова, Л.Ф. Обухова; МО РФ. – 2-е изд. – М. : Изд-во «Академия», 2014. – 384 с.
20. Ядешко, В.И. Развитие речи детей от трех до шести лет [Текст] / В.И. Ядешко. – М. : Просвещение, 2016. – 350 с.