Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования речевого развития старших дошкольников в настоящее время очевидна: количество воспитанников дошкольных учреждений с различными речевыми нарушениями с каждым годом растет. Как правило, встречаются комплексные нарушения, которые требуют длительной коррекционной работы с детьми. В старшем дошкольном возрасте проблема развития связной речи наиболее актуальна. Это связано с тем, что ребенок готовится к поступлению в школу. От того, на сколько будет развита речь дошкольника, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Развитая речь – это один из показателей сформированности таких познавательных процессов, как: внимание, память, логическое мышление, воображение [3; с. 45].
Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 1028 от 25.11.2022г., определяет содержание, направление работы и планируемые результаты к реализации образовательной области «Речевое развитие» [26; с. 10].
С рождения ребенок окружён насыщенной медиасредой. Электронные игрушки, игровые приставки, компьютер занимают приоритетное место в досуге дошкольников, накладывая большой отпечаток на формирование их психофизических качеств и развитие личности.
Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Обучающий материал, который преподносится ребенку в игровой форме, усваивается быстро, легко и дает хорошие результаты.
Новые современные возможности подталкивают педагогов к решению задач обучения разными методами, один из которых - использование интерактивных игр на занятиях[10; с. 6-7].
Исследования С. Л. Новоселовой, И. Пашелите, Г. П. Петьку, Б. Хантера по проблемам применения компьютера в детских садах доказывают не только возможность и целесообразность использования этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии ребенка в целом.
Анализ теоретических основ проблемы и практики работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста связной речи позволил выявить существующее противоречие: между тем, что в методической литературе доказано эффективное влияние различных интерактивных игр на развитие связной речи детей и недостаточным использованием данного опыта в практической работе воспитателей.
Наличие данного противоречия позволило обозначить проблему исследования, которая заключается в обосновании и подборе интерактивных игр как средства формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность данной темы в теории и практике определили выбор темы для работы: «Применение интерактивных игр для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: изучение влияния интерактивных игр на процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования: процесс формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: интерактивная игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.
B работе выдвигается следующая гипотеза: процесс формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста будет более успешным, если в работе по развитию связной речи использовать интерактивные игры.
Для реализации цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
- провести анализ литературы по проблеме развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
- выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
- составить комплекс интерактивных игр по развитию речевой деятельности y детей старшего дошкольного возраста и экспериментально проверить его эффективность.
Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы – изучение и анализ психологической, педагогической, и методической литературы;
- эмпирические методы – педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); математическая обработка результатов исследования.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования и методика проведения эксперимента могут использоваться в образовательной деятельности воспитателей для решения задач по развитию связной речи у старших дошкольников.
База исследования. Сбор эмпирических данных проходил на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения ____________. B исследовании приняли участие старшие дошкольники 5-7 лет, в количестве 15 человек (8 девочек и 7 мальчиков).
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Развитие связной речи детей в дошкольном возрасте
Система дошкольного образования в России в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования" дошкольные образовательные учреждения начнут работать по новой федеральной образовательной программе – ФОП ДО.
Данный документ вводит базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах. Речевое развитие, по-прежнему, остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
В пункте 15.3.2. Федеральной образовательной программы описаны планируемые результаты развития связной речи детей дошкольного возраста с пяти лет. Среди них: ребенок должен самостоятельно пересказывать знакомые сказки, составлять описательные рассказы и загадки, проявлять словотворчество, с интересом слушать литературные тексты, воспроизводить текст, быть способным рассказать о предмете, его назначении и особенностях и другие.
Формирование связной речи – одна их важнейших задач работы с дошкольниками. Без специального обучения, самостоятельно дети не смогут овладеть таким видом речевой деятельности, как контекстная и описательно-повествовательная речь [6; с. 112].
Исследованием проблем развития связной речи дошкольников занимались: Л. С. Выготский, В. П. Глухов, А. Н. Леонтьев, Г. М. Лямина, Ф.А. Сохин, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, Т. Б. Филичева.
А.М. Бородич под связной речью понимает «смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей». Формирование связной речи, изменение её функций являются следствием усложняющейся деятельности ребенка и зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими [20; с. 45].
Связная речь рассматривается в единстве ее содержания и формы.
По мнению Б.Н. Головина, главными качествами связной речи, соответствующими норме, являются: содержательность и точность; логичность и последовательность; уместность; краткость; богатство; чистота и ясность.
А. А. Леонтьев говорит о том, что связная речь — это не только простое воспроизведение слов и предложений в определенной последовательности, а последовательность мыслей, связанных друг с другом. В связной речи демонстрируется понимание ребенком дошкольного возраста речевого действия. Конструируя собственное утверждение, он должен понимать и логику выражения мысли, и последовательность речевого изложения [13; с. 56-58].
Изучением вопросов и разработкой методики работы по формированию связной речи занимался К. Д. Ушинский. Народные сказки, рассказы, написанные и обработанные им, используются в образовательной деятельности дошкольных учреждений и в настоящее время.
Такие компоненты связной речи, как умение грамотно высказывать свои мысли, устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения, зависят от сформированности мыслительных функций ребенка.
К основным характеристикам связной речи детей относят:
• тематическое и структурное единство;
• грамотное оформление речи;
• доступность для понимания другими людьми;
• соответствие содержания речи ситуации общения;
• осмысленность;
• правильность произношения;
• наличие смысловых и вербальных ассоциаций;
• использование синонимов, антонимов, омонимов и различных речевых оборотов;
• разнообразие лексики;
• правильное интонирование;
• полнота передачи мысли;
• логическая завершенность высказываний;
• культура изложения [4; с. 3].
Если ребенок своевременно овладеет навыками связной речи, то усвоение школьной программы будет успешным, потому что восприятие и воспроизведение учебных текстов, умение развернуто и грамотно отвечать на поставленные вопросы, делать выводы - является необходимым условием демонстрации знаний в общеобразовательном учреждении. Уровень развития связной речи у воспитанников детских садов свидетельствует о степени сформированности процессов мышления. Умение самостоятельно излагать свои мысли, делать умозаключения способствуют преодолению молчаливости, застенчивости, предает уверенности в себе и в установлении контактов со сверстниками.
1.2. Средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Связная речь – это высшая форма речевой деятельности, определяющая уровень речи и умственного развития личности ребенка.
В настоящее время методика формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста не имеет четкую классификацию приемов.
Методических разработок, научных статей, методов и приемов по развитию связной речи в литературе достаточно много (Г. В. Чиркина, Т. А. Ткаченко, А. В. Ястребова, Т. Б. Филичева и т. д.).
Рассмотрим классификацию М.М. Алексеевой и В.И. Яшина. Они выделяют три группы методов, которые направлены на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста: наглядные, словесные и практические. Первые - сопровождаются словом, во втором методе - используются наглядные приемы. Третий вид методов связан со словом и с наглядным материалом. Используются как непосредственные методы (наблюдение, экскурсия, осмотр помещения, рассматривание натуральных предметов), так и опосредованные методы (рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек) [23; с. 34-35].
Среди словесных методов выделяют: чтение и рассказывание произведений художественной литературы, декламация стихов, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание из жизненного опыта. Эта группа методов неотделима от наглядных приемов: демонстрация предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, так как возрастные особенности дошкольников требуют использования наглядности.
Практические методы подразумевают применение речевых навыков и умений, их совершенствование. К ним относятся: дидактические игры и упражнения, игры-драматизации, инсценировки, пластические этюды, хороводные игры.
В зависимости от характера речевой деятельности детей выделяются следующие методы: репродуктивные (воспроизведение речевого материала, готовых образцов, например: пересказ близко к тексту, воспроизведение рассказа педагога) и продуктивные (построение детьми связных высказываний с учетом ситуации общения, например, обобщающая беседа, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агумян Г.Г. Интерактивные развивающие игры для дошкольников//Успехи современного естествознания. - 2013. - № 10. - С. 71.
2. Антонова С.Г. Создание мультимедийной интерактивной игры для дошкольников в программе Power Point// Современное дошкольное образование: теория и практика. - 2022. - № 5. - С. 28-36.
3. Бичева И.Б., Грахова Н.Е., Новикова Е.Н., Автамонова О.В., Раскатова С.И. Использование компьютерных дидактических игр в ознакомлении старших дошкольников с трудом взрослых// Современные наукоемкие технологии. - 2021. - № 12-1. - С. 138-142.
4. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. – М.: Юрайт, 2020. – 219 с.
5. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная развивающая среда// Вопросы науки и образования: теоретические и практические аспекты. Под общей редакцией А.И. Вострецова. - 2017. - С. 487-491.
6. Гербова, В. Развитие речи в детском саду.5-6лет.Старшая группа / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 144 c.
7. Гимадеева С.К. Использование интерактивной доски в детском саду// Психология и педагогика: методы и приемы. – 2021. - № 14. – С.218-223.
8. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М.: Академия, 2018.- 258 с.
9. Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Академия, 1996. – 346 с.
10. Использование компьютерных дидактических игр в ознакомлении старших дошкольников с трудом взрослых// Современные наукоемкие технологии. - 2021. - № 12-1. - С. 138-142.
11. Колосницына О.В. Консультация для педагогов. методика проведения занятий с применением интерактивных и мультимедийных игр// Вестник научных конференций. - 2023.- № 3-1 (91). - С. 37-39.
12. Кондрашина О.Е., Кондрашин Ю.А. Использование цифровых образовательных ресурсов в дошкольной образовательной организации// учеб. пособие. – М., 2004.
13. Котова С.А. К вопросу использования интерактивных игр для дошкольников//Наука и образование в жизни современного общества. - 2012. - С. 66-67.
14. Кротова Т.В., Дмитриев Ю.А., Калинина Т.В. Мультимедийные технологии в современном дошкольном образовании//Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 689-691.
15. Методические рекомендации по подготовке и проведению учебных занятий в интерактивной форме. Том Часть I Деловая игра. Москва, 2012.
16. Носенко, И.П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах): Учебное пособие / И.П. Носенко. - М.: ЦПО, 2009. - 96 c.
17. Панкова С.В. Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО// «Образовательный альманах». – 2022. - № 8. – С.65-67.
18. Парамонова Е.А. Речевые игры для дошкольников с применением интерактивной доски// Традиции и новации в дошкольном образовании. -2018. - № 1 (1). - С. 30-32.
19. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. – 526 с.
20. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 4.
21. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847).
22. Романович О.А., Стефанова Н.Л., Селищева Т.В., Зорина О.П., Савенкова Г.А. Дидактические игры для дошкольника/О.А. Романович.- М.: ТЦ «Учитель», 2019.-23с.
23. Серых Е.М., Бусловская М.А., Шестакова Л.А., Сорокина Г.В. Интерактивные игры как средство повышения познавательной активности// Педагогика и психология: методика и проблемы. – 2022. - № 8. – С. 123-125.
24. Сваталова Т.А. Возможности информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе детского сада//Педагогические и информационные технологии в образовании. - 2010. - № 9. - С. 10.
25. Спиридонова М.В., Титова С.А. Развитие связной речи дошкольников//Технологии образования. - 2021. - № 2 (12). - С. 27-30.
26. Стахеева С.Л. Интерактивные логопедические игры для развития речи дошкольников//Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2022. - №10. - С. 539-541.
27. Тимохина Т.В., Галстян О.А. Использование интерактивных игровых технологий для развития речи детей дошкольного возраста// Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. - 2022. - № 1. - С. 68-73.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2012. – 20 с.
29. Цифровизация современного дошкольного образования: основные подходы, проблемы и перспективы развития: Липецк, - 2022. - С. 112-115.
30. Штомберг Т.В. Интерактивные игры для дошкольников//Вестник научных конференций. - 2023. - № 3-1 (91). - С. 103-104.
31. Ярусова Е. А. Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения. М., Просвещение. – 2004. – 134с.
32. Яковлева С.В. Педагогико-психологические основы использования информационно-коммуникационных технологий в образовании детей дошкольного возраста// Сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2023.- С. 185-191.