Фрагмент для ознакомления
1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 5
1.1. Сущность и особенности финансирования расходов на образование 5
1.2. Развитие системы финансирования сферы образования в Российской Федерации 8
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СФЕРЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 14
2.1. Основные проблемы финансового обеспечения сферы образования и их решение 14
2.2. Программа развития образования в проекте бюджета 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 25
Фрагмент для ознакомления
2
Помимо образовательных учреждений, в систему образования входит также обширная сеть учреждений, обеспечивающих учебный процесс, называемых другими учреждениями: научно-методические центры; медицинские, психологические и образовательные услуги; кино- и видеотеки; централизованное бухгалтерское обслуживание; услуги технического надзора за продвижением капитального ремонта и строительства образовательных учреждений; экономичные услуги по эксплуатации зданий и т.д. [7]
Каждое образовательное учреждение создается одним или несколькими учреждениями, которые финансируют его деятельность. Степень участия бюджета того или иного уровня в финансировании расходов зависит от ряда факторов, в том числе: структуры государства и общей системы государственного управления; законодательное распределение обязанностей по видам образования; сложившиеся традиции.
Наша страна сочетает в себе принципы отраслевого и территориального управления. Это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на содержание образования по уровням бюджета. Федеральный уровень включает три направления финансовых расходов:
- финансировать федеральные учреждения, главным образом учреждения профессионального образования;
- для разработки федеральных целевых программ.
В последние годы наметилась тенденция к целевому выделению средств, для чего на федеральном уровне создаются различные фонды. Региональный и местный уровни аналогичны федеральному уровню. Первые бюджеты предусматривают средства для осуществления деятельности и содержания учреждений, находящихся в их ведении, а также реализации собственной программы развития.
Закон гласит, что сфера образования находится в ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. [9]
В компетенцию Российской Федерации входят федеральный бюджет, выделяемый на финансирование образования, а также формирование федерального бюджета в части расходов на образование, федеральных фондов развития образования, федеральных нормативов финансирования образования исходя из количества студентов, школьников, минимальные ставки заработной платы и должностные оклады работников образовательных учреждений и государственных органов управления образованием.
К компетенции субъектов Российской Федерации в этой области относится формирование их бюджетов в части расходов на образование, установление региональных нормативов финансирования образования.
В компетенцию органов местного самоуправления входит формирование местных бюджетов и фондов развития образования и принятие местных стандартов финансирования образования.
Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных стандартов и финансирования в расчете на 1 обучающегося по каждому типу и типу образовательного учреждения.[4]
Нормативы федерального финансирования должны ежегодно утверждаться Государственной Думой одновременно с принятием закона о федеральном бюджете следующего года и быть приемлемым минимумом.
Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия текущих расходов данной территории, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и оборудования персонала образовательного учреждения.
Режим финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений определяется типовыми положениями соответствующего типа образовательного учреждения. Учебное заведение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Имеет независимый баланс и текущий счет. Финансовые средства, не использованные в текущем году, могут быть изъяты у образовательного учреждения или учтены при финансировании следующего года.
1.2. Развитие системы финансирования сферы образования в Российской Федерации
В России финансирование системы образования как одно из приоритетных и важных с точки зрения объема предоставляемых социальных услуг традиционно составляет значительную долю бюджетных расходов. Поскольку бюджетные ресурсы ограничены, проводимая сегодня в Российской Федерации бюджетная политика направлена на повышение эффективности использования бюджетных средств. [1]
В данной работе рассматриваются теоретические аспекты формирования бюджетных расходов на общее образование: характеризуются бюджетные расходы и источники финансирования общего образования. Проанализированы расходы на образование из консолидированного бюджета Российской Федерации.
Образование является одним из приоритетных направлений, определяющих уровень развития страны и потенциал кадров действующих субъектов предпринимательства. Различные тенденции в мировой политике и экономике, кризисы и различные новации не могли не повлиять на эту сферу
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. —
2.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.05.2020) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (13.06.2020).
3.Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (ред. от 04.06.2020) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/cf742885e783e08d9387d7364e34f26f87ec138f/ (13.06.2020).
4.Будущее России. Национальные проекты. Национальный проект «Образование» Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://futurerussia.gov.ru/obrazovanie (17.06.2020).
5.Булатова Ю. Характеристика источников финансирования системы общего образования // Научный электронный журнал меридиан. — 2019. — № 16. — С. 126–128.
6. Вершинина О., Москвитин Г. Основные аспекты финансирования современной сферы образования Российской Федерации // Вестник Российского нового университета. Серия: человек и общество. — 2019. — № 1. — С. 3–7.
7.Лагуткина К., Тарита К. Проблемы финансирования сферы образования в Российской Федерации // Ростовский научный журнал. — 2019. — № 4. — С. 33–42.
8. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (17.06.2020).
9.Игнеева, А. З. Развитие системы финансирования сферы образования в Российской Федерации / А. З. Игнеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 445-449. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86734/ (дата обращения: 24.02.2024).