Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Наличие эффективной бизнес-среды является необходимым условием успешного создания, долгосрочного функционирования и развития коммерческой деятельности в современной России.
В этом случае предпринимательство нуждается в особом внимании, то есть в поддержке государства и общественных организаций, а также в устранении ненужной нагрузки, чтобы предприятия могли успешно функционировать на всех этапах развития.
Особая роль предпринимательства во внутренних и международных делах является очевидным фактом сегодняшней реальности. В кратчайшие сроки предприниматель может продемонстрировать необходимые эффекты: выполнять стимулирующие функции; решать многочисленные задачи, стоящие перед обществом, выраженные в таких показателях, как занятость населения; повышать их благосостояние; способствовать реализации потенциала активной части населения, обладающей «духом предпринимательства и изобретательства», что, в свою очередь, приводит к развитию инновационных преимуществ, производству конкурентоспособных продуктов и услуг, импортозамещению и разумному позиционированию российской деловой части на международной арене.
Многие нормативные акты, государственные программы и стратегические документы, предложенные за последнее десятилетие, указывают на задачу укрепления бизнес-институтов, которая, в свою очередь, опосредуется созданием соответствующей бизнес-среды и, следовательно, является одним из приоритетов на национальном уровне.
Целью данного исследования является проведение комплексной оценки внешней и внутренней предпринимательской среды предприятия на примере деятельности ООО «Лента» за 2020-2021 гг.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и сущность предпринимательской среды предприятия;
2. Дать комплексную оценку состояния внешней предпринимательской среды и рискованности отрасли на примере ООО «Лента» за 2020-2021 гг.;
3. Привести организационно-экономическую характеристику организации;
4. Раскрыть анализ финансового состояния организации;
5. Дать оценку вероятности наступления банкротства организации;
6. Разработать карту рисков;
7. Проанализировать место компании в отрасли.
Объект исследования: ООО «Лента».
Предмет исследования: комплексная оценка внешней и внутренней предпринимательской среды предприятия.
Методы исследования: аналитический метод, метод сравнения, метод измерений, метод описания, метод моделирования, метод наблюдения.
Практическая и теоретическая значимость исследования состоит в том, что она может быть применена в курсовых, диссертационных и научных работах.
Структура. Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы.
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и сущность предпринимательской среды предприятия
В настоящее время существует множество способов определения предпринимательской среды, и одним из критериев их различения является соотношение «деятельность - субъект деятельности». В этом смысле предпринимательство, с одной стороны, рассматривается с точки зрения множества действующих лиц, которые являются юридически ответственными людьми, самостоятельно принимающими необходимые решения для его реализации, с другой стороны, предпринимательская среда - это деятельность, в которой субъект выполняет множество важных действий в рамках взаимосвязанных процессов [11, С. 47].
Другими словами, предпринимательская среда - это не номинальная категория, которая в основном проявляется в действиях, направленных на самореализацию. Для того чтобы сделать бизнес конкурентоспособным и приносить прибыль и другие выгоды, необходимо постоянно его совершенствовать: заключать новые контракты, привлекать покупателей, расширять производство, модернизировать оборудование, то есть увеличивать производственные мощности. Необходимо осуществить множество действий, как минимум для поддержания баланса на рынке.
Таким образом, можно сделать вывод, что подходы к определению предпринимательской среды фокусируются на различных аспектах.
В первом подходе представители экономической теории и практики занимают позицию о ключевой роли субъектов хозяйствования в предпринимательской деятельности, которая включает [6, С. 88]:
- принимать решения и нести ответственность за результаты управления;
- объединять имеющиеся ресурсы и в полной мере использовать их для получения прибыли в условиях неопределенности;
- внедрять новые технологии производства продукции в экономическую практику, успешное управление предприятием и организационную практику, а также эффективное использование ресурсов.
Предпринимательство определяет способность человека успешно вести бизнес. Поэтому, по мнению В. Зомби, предприниматель - это «завоеватель», который готов рисковать, обладает духовной свободой, богатыми мыслями и волей, умеющий убеждать и вызывать интерес к себе и своим продуктам.
Предпринимательская среда - это деятельность, которая создает экономические инновации и потенциальные возможности для реализации способностей людей. По мнению П.В. Журавлева, предпринимательский потенциал включает в себя: профессиональные знания, врожденные и приобретенные способности, инновационный потенциал и квалификации, не связанные с профессиональными функциями, которые используются в любой сфере деятельности [9, С. 96].
В контексте второго метода подчеркивается, что предпринимательскую среду следует рассматривать как деятельность социального и управленческого характера с учетом факторов, которые на него влияют [2, С. 15]:
1. Что касается желания извлечь выгоду из реализации предпринимательской деятельности (далее именуемой рабочим планом), то этот процесс является управляемым по содержанию, фокусируясь на получении необходимых ресурсов и управлении рисками.
2. Предпринимательская среда зависит, среди прочего, от институциональной среды, в которой осуществляется данная деятельность. Здесь изучаемые виды деятельности - это постоянная оценка условий окружающей среды, заключение контрактов и реализация будущих выгод, которые могут возникнуть в результате взаимодействия с внешней средой.
3. Стимулы для предпринимательской деятельности устанавливаются существующими институтами, которые являются ограничителями: они рационализируют и трансформируют предпринимательскую деятельность.
Основой является поиск новых возможностей и решений для развития бизнеса, инновационных направлений, а также умение привлекать и эффективно использовать ресурсы. Развитие предпринимательской среды является одним из основных факторов достижения устойчивого развития.
Начало предпринимательских научных исследований связано с Р. Кантильоном. Он разработал одну из первых концепций предпринимательства в 1725 году, именно поэтому его считают отцом слова «предпринимательская среда». Р. Кантильон описывал предпринимателя как человека, способного принимать решения и удовлетворять свои потребности в условиях риска и неопределенности [1, С. 47].
А. Смит также подчеркивал миссию предпринимательской среды, то есть частично отказаться от текущего потребления с целью формирования будущего капитала как источника доступа к средствам производства.
Французский экономист Ж.Б. Сэй писал, что деятельность предпринимателей включает в себя перевод ресурсов с низких должностей в сферы с высокой производительностью и прибыльностью. Поэтому он считал, что предприниматели - это люди, которые наиболее успешно комбинировали факторы производства для достижения различных полезных социально-экономических эффектов, главным из которых является систематическое получение прибыли [13, С. 105].
Й. Фон Тунен исследовал предпринимательскую среду не только с точки зрения функциональной эффективности в условиях риска, но и с точки зрения внедрения инноваций. Дж. Шумпетер также занимал аналогичную позицию, связывая экономический прогресс с увеличением активности предпринимателей, большинство из которых получали небольшую прибыль или вообще не получали, а то и убытки. Когда условия окружающей среды требуют отклонения от обычных правил, роль предпринимателя играют люди, которые могут проявить особое поведение в нужный момент.
1.2 Комплексная оценка состояния внешней предпринимательской среды и рискованности отрасли на примере ООО «Лента» за 2021-2022 гг.
ООО «Лента» занимается розничной торговлей. Розничная торговля - это коммерческая деятельность, которая непосредственно продает товары или предоставляет услуги конечным потребителям для их личного некоммерческого использования [14, С. 99]
По итогам 2023 г. доля продовольственных товаров снизилась на 1 п.п. до 48,5% оборота розничной торговли. Ускорение инфляции и возобновление роста цен на плодоовощную продукцию, увеличение цепочек поставок и вызванное этим удорожание логистической составляющей в розничной цене товара, дефицит и рост стоимости упаковки – эти
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алавердов, А.Р. Управление персоналом: Учебное пособие / А.Р. Алавердов. - М.: МФПУ Синергия, 2022. - 192 c.
2. Горностаева Ж.В., Кушнарёва И. В. Мотивация труда в предпринимательской деятельности // Экономика и менеджмент: современные детерминанты модернизации и трансформации. - М. : Миракль, 2020. - С. 79-91
3. Жукова, Т. Н. Коммерческая деятельность / Т.Н. Жукова. - М.: Вектор, 2020. - 256 c.
4. Кирцнер, И. Конкуренция и предпринимательство / И. Кирцнер. - М.: Социум, 2020. - 569 c.
5. Кришталюк, А. Н. Правовые аспекты системы безопасности / А.Н. Кришталюк. - М.: МАБИВ, 2021. - 206 c.
6. Лапуста, М. Г. Предпринимательство / М.Г. Лапуста. - М.: Дрофа, 2022. - 384 c.
7. Лебедева, Н. А. Экономическая безопасность предприятия / Н.А. Лебедева. - М.: МАБИВ, 2033. - 162 c.
8. Мармашова, С. П. Международная конкуренция / С.П. Мармашова. - М.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2022. - 158 c.
9. Морозова, Т. В. Льготы для малого и среднего бизнеса в российской и международной практике учета / Т.В. Морозова. - М.: Экономика, 2020. - 320 c.
10. Организация предпринимательской деятельности / Под редакцией В.Я. Горфинкеля. - М.: Проспект, 2021. - 544 c.
11. Просветов, Г.И. Стратегия и тактика ведения бизнеса / Г.И. Просветов. - М.: Альфа-пресс, 2021. - 719 c.
12. Правовые основы управления персоналом // HR-Portal: сообщество и публикации. - URL : http://hr-portal.ru/artide/pravovye-osnovy-upravleniya-personalom
13. Рубин, Ю. Б. Курс профессионального предпринимательства. Часть 1 / Ю.Б. Рубин. - М.: Маркет ДС, 2020. - 400 c.
14. Сущность предпринимательской среды // СтудопедиЯ: Ваша школопедия. - URL : https://studopedia.ru/3_187457_vneshnyaya-predprmimatelskaya-sreda.html
15. Фирсова, О. А. Управление рисками организаций / О.А. Фирсова. - М.: МАБИВ, 2020. - 82 c.