Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Проблема социально-культурного опыта уходит далеко в древние времена, когда народ, создавая культурные ценности, сохранял их и передавал во времени и пространстве. То есть не зная соответствующей теоретико-методологической базы, уже тогда выполнялась главная функция социально-культурной деятельности.
Каждый народ уникален. И уникальность и особенность его заключается в национальной самобытности и накопленном социально-культурном опыте. А национальная самобытность и национальные ценности не могут появляться и развиваться без социокультурного опыта, который происходит только посредством участия в социально значимой деятельности.
В современном мире, где глобализационные информационные процессы стремительными темпами окутывают молодёжные тенденции, так важно объяснить молодому поколению о том, что социокультурные опыт важен и его, для благополучной дальнейшей жизни, должен пройти каждый. Данное требования выявляет социальный запрос на то, чтобы каждый человек обладал социально значимыми качествами, которые могут быть приобретены только в социально значимой деятельности.
Перечисленные факты подтверждают актуальность курсовой работы, которая заключается в изучении особенностей расширения социокультурного опыта молодёжи посредством социально значимой деятельности.
Цель работы заключается в выявлении эффективных форм и методов организации социально значимой деятельности обучающихся, направленных на расширение социокультурного опыта молодёжи.
Задачи работы:
проанализировать теоретические подходы к изучению и развитию у молодёжи личного социокультурного опыта в процессе воспитания, проблемы развития социокультурного опыта личности, методологическое значение представлений о личном социокультурном опыте молодёжи как цели и результате развития;
охарактеризовать сущность и содержание понятия «социокультурный опыт», структуру социокультурного опыты, виды социокультурного опыта молодёжи;
проанализировать социально-педагогические условия передачи социокультурного опыта;
проанализировать социально значимую деятельность как условие становления социокультурного опыта молодёжи;
проанализировать трансляцию социокультурного опыта через призму социально-культурной активности.
охарактеризовать технологии организации социально-значимой деятельности в образовательном пространстве, проанализировать критерии и показатели социально значимой деятельности образовательной организации;
проанализировать сущность социально значимой деятельности школы, выявить содержание, формы социально значимой деятельности.
провести анализ практики деятельности учреждений по расширению социокультурного опыта молодёжи посредством социально значимой деятельности;
выявить эффективные формы и методы организации социально значимой деятельности обучающихся, направленных на расширение социокультурного опыта молодёжи.
Объектом исследования является социокультурный опыт молодёжи, а предметом исследования – использование средств, форм и возможностей социально значимой деятельности для формирования успешного социокультурного опыта молодёжи.
Информационная база исследования. Данная тема нашла своё широкое отражение в числе некоторого количества научных трудов в области педагогики, социологии, культурологии, психологии, теории и методики социально-культурной деятельности. Жукова Е. Д. исследует методологию социально-культурного воспроизводства как одну из главнейших функций социально-культурной деятельности. Митрофанова Г.Г., Зайцева М. А. описывают конкретную современную методику включения детей и подростков в социально значимые мероприятия. Проблеме социокультурного опыта молодёжи свои научные труды посвятили такие авторы как Л. А. Дубровина, А. А. Жаркова, А. А. Скрипковская и др.
Методы исследования. Теоретические: анализ, синтез, классификация, обобщение. Практические: наблюдение, описание, сравнение.
Структуры работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОПЫТА МОЛОДЁЖИ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Теоретические подходы к изучению и развитию у молодёжи личного социокультурного опыта в процессе воспитания
Социально-культурный опыт является важнейшим в психолого-педагогической идентификации особенностей характера и личности ребёнка. В исследованиях, посвящённых развитию у молодёжи личного социокультурного опыта, учёные плотно связывают его с этапами психологического развития. Одним из представителей подобной мысли является Л. И. Божович, который считал, что «социальный опыт приобретается благодаря сочетанию «внутренних и внешних обстоятельств развития» [4].
Именно данные обстоятельства в значительно мере влияют на социализацию ребёнка. Конкретно термину «социализация» также в научной литературе уделяется большое количество внимания. По природе происхождения, социализация – это опредмечивание и присвоение культуры общества [12]. Такого мнения придерживался выдающийся педагог-исследователь А. Н. Леонтьев.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Асмолов, А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 245 с.Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 160 с.
2) Губанова, М. И. Исследовательская деятельность педагога : введение, основы, методология : учебное пособие : [16+] / М. И. Губанова, В. И. Сахарова ; Кемеровский государственный университет. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2022. – 168 с.
3) Дедюро, Д. А. Роль социально-культурной деятельности в формировании патриотизма современной молодёжи / Д. А. Дедюро // Социально-культурная среда регионов глазами молодежи : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, Улан-Удэ, 22 мая 2020 года. Том II. – Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ФГБОУ ВО ВСГИК, 2020. – С. 43-51.
4) Дубровина, Л. А. Социально значимая проектная деятельность как метод психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения учащейся молодёжи / Л. А. Дубровина // ЛУЧШАЯ НАУЧНАЯ СТАТЬЯ 2019 : сборник статей XXXI Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 25 декабря 2019 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. – С. 283-286.
5) Жаркова, А. А. Парадигмальный подход к социально-культурной деятельности молодёжи в современной ситуации / А. А. Жаркова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – № 3(65). – С. 106-112.
6) Жаркова, А. А. Функции - важнейший структурный компонент теории социально-культурной деятельности / А. А. Жаркова // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 6(79). – С. 307-309.
7) Жарков, А. Д. Теории социально-культурной деятельности / А. Д. Жарков // Профессиональная подготовка специалистов социальной сферы: проблемы и перспективы : Сборник статей по результатам городской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 10 апреля 2014 года / ГБОУ ВПО Московский городской педагогический университет; Ответственный составитель К.И. Чижова. – Москва: Московский городской педагогический университет, 2014. – С. 108-119.
8) Жукова, Е.Д. Социокультурное воспроизводство: методология и опыт исследования [Электронный ресурс] [Текст] : монография. - 2-е издание, стереотипное. - Москва : Издательство «ФЛИНТА», 2016. - 213 с.
9) Зайцева, М. А. Вовлечение молодёжи в социально-значимую деятельность средствами проектной деятельности / М. А. Зайцева, Н. В. Энзельдт // Потенциалы и ограничения социализации личности в современном социокультурном пространстве : Материалы научно-практической конференции, Ярославль, 22 апреля 2022 года. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2022. – С. 92-102.
10) Ивонина, Я. И. Инновации в организации культурно-массовых мероприятий для студенческой молодёжи / Я. И. Ивонина // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). – 2020. – № 4(26). – С. 91-95.
11) Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров ; Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – 2-е издание, стереотипное. – Москва : Academia, 2005. – 91 с.
12) Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика : теоретико-методологические основы : учебник для аспирантов, магистрантов и студентов : учебник : [16+] / Л. В. Мардахаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Директ-Медиа, 2023. – 268 с.
13) Методологические основания теории социально-культурной деятельности: эвристическая значимость сферного подхода / О. Ф. Морозова, Е. А. Ноздренко, Л. Н. Жуковская, С. В. Костылев // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2019. – № 1(87). – С. 122-132.
14) Митрофанова, Г.Г. Методика включения детей и подростков в социально значимые виды деятельности : учебно-методическое пособие / Г. Г. Митрофанова ; Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Бокситогорский институт (филиал). - Санкт-Петербург : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2019. - 90 с.
15) Нальгиева, Х. Л. Творческая самореализация педагога / Х. Л. Нальгиева, М. С. Эльсиева // Вестник педагогических наук. – 2022. – № 6. – С. 31-35.
16) Немов, Р. С. Психология : учебник : в 3 книгах / Р. С. Немов. – 4-е изд. – Москва : Владос, 2020. – Книга 2. Психология образования. – 609 с.
17) Павлова, О. А. Теория социально-культурной деятельности в ракурсе парадигмального подхода: опыт интерпретации / О. А. Павлова // Современный ученый. – 2022. – № 3. – С. 177-181.
18) Пинкевич, А. П. Педагогика / А. П. Пинкевич. – Москва : Работник просвещения, 1925. – Том 2. Трудовая школа. – 222 с.
19) Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015).
20) Психология и педагогика : учебник / А. М. Столяренко, И. И. Аминов, К. Г. Дедюхин [и др.]. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юнити-Дана, 2023. – 544 с.
21) Репринцев, А. В. Патриотизм и гражданственность как интегративный результат социально-нравственного развития личности / А. В. Репринцев // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. – 2023. – № 3-4(58-59). – С. 216-233.
22) Ромм, Т.А. Воспитательная деятельность классного руководителя. - Новосибирск : Новосибирский государственный педагогический университет, 2022 г.
23) Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
24) Савченко, Е. А. Теория и методика воспитания : учебник и практикум : [16+] / Е. А. Савченко, Т. П. Макарова ; Московский государственный областной университет. – Москва : РУСАЙНС, 2022. – 304 с.
25) Самерсова, Н. В. Методическое обеспечение социально-культурной деятельности: от теории к практике / Н. В. Самерсова // Искусство и культура. – 2021. – № 2(42). – С. 98-101.
26) Сенаторова, О. Ю. Словарь-справочник медико-психологических терминов / О. Ю. Сенаторова, Е. Г. Ичитовкина. – Домодедово : Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2021. – 40 с.
27) Солнцев, М. Н. Методы социального воспитания в теории и практике социально-культурной деятельности: история и современность / М. Н. Солнцев, М. В. Мартынова // Современный ученый. – 2019. – № 6. – С. 121-130.
28) Социальная педагогика : учебник / И. А. Липский, Л. Е. Сикорская, О. Г. Прохорова [и др.] ; под ред. И. А. Липского, Л. Е. Сикорской. – 5-е изд., стер. – Москва : Дашков и К°, 2024. – 278 с.
29) Социально ориентированная проектная деятельность : практики и кейсы : сборник методических материалов : методическое пособие : [16+] / отв. ред. И. А. Газиева ; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – Москва : Дело, 2020. – Выпуск 5. – 210 с.
30) Социокультурный опыт современных детей и его развитие в процессе воспитания. Монография. – М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2019. – 268 с.
31) Скрипковская, А. А. Социальное служение как социально-значимая деятельность молодёжи / А. А. Скрипковская, С. Н. Добросмыслова // Молодежь и государство: научно-методологические, социально-педагогические и психологические аспекты развития современного образования. Международный и российский опыт : Сборник трудов XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Тверь, 18 октября 2021 года / Под редакцией М.А. Крыловой. – Тверь: Тверской государственный университет, 2022. – С. 17-21.
32) Социально-психологические основы командной работы и саморазвития : учебное пособие : [16+] / сост. Р. Р. Исхакова, Н. И. Юртаева ; Казанский национальный исследовательский технологический университет. – Казань : Казанский национальный исследовательский технологический университет (КНИТУ), 2022. – 240 с.
33) Сухова, Е. И. Педагогическая этика (словарь-справочник) : Учебное пособие / Е. И. Сухова, Н. Ю. Зубенко. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Экон-Информ", 2012. – 309 с.
34) Сферный подход в теории и практике социально-культурной деятельности / Л. Н. Жуковская, С. В. Костылев, О. Ф. Мо Розова [и др.] ; Министерство науки и высшего образования Российской федерации, Сибирский федеральный университет. – Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2020. – 200 с.
35) Теория и история социально-культурной деятельности: теоретические основы социально-культурной деятельности : учебно-методическое пособие / Алтайский государственный институт культуры, кафедра социально-культурной деятельности. – Барнаул : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Алтайский государственный институт культуры", 2022. – 79 с.
36) Усов, Н.В. Акселерация социально ориентированных проектов школьников, студентов и выпускников вузов : учебное пособие / Н. В. Усов, Е. А. Дубик, Т. В. Болоничева ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева", Волонтерский отряд "Промэкскурсовод". - Нижний Новгород : Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, 2020. - 136 с.
37) Феномен ВЛКСМ: социокультурный опыт и преемственность в воспитании молодежи (100-летию ВЛКСМ посвящается) : материалы Международной научно-практической конференции, 23 октября 2018 г. / Министерство культуры Российской Федерации, Орловский государственный институт культуры, Факультет социально-культурной деятельности, Кафедра социально-культурной деятельности, Международный союз детских общественных объединений "Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций" ; редакционная коллегия: А. В. Волохов [и др.]. - Орел : Орловский гос. ин-т культуры, 2019. - 143 с.
38) Харисова, И. Г. Вожатская и организаторская деятельность детско-юношеских объединений и организаций : учебник : [12+] / И. Г. Харисова, К. М. Царькова, Л. В. Байбородова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 216 с.
39) Чумакова, В. Е. Проектно-грантовая деятельность как инструмент вовлечения молодёжи в социально-культурную сферу страны / В. Е. Чумакова // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям : Сборник докладов XI Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. В 5-ти томах, Белгород, 28 апреля 2023 года / Отв. редакторы Н.В. Посохова, В.В. Кистенев, Н.Е. Мережко, С.А. Енина, М.Е. Мережко, О.Г. Еремина. Том 2. – Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2023. – С. 505-508.
40) Шуваева, М. Г. Педагогические условия реализации проектов Российского движения школьников в сельской школе / М. Г. Шуваева // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 40. – С. 737-750.