Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Отношения духовенства и института государства во время Смуты можно разделить на два периода: первый – период охранительной политики церкви по отношению к действующей власти, второй – период, когда под риском уничтожения Московского царства и православной церкви, духовенство становится в оппозицию к «Семибоярщине» и начинает активно поддерживать освободительные движения, несмотря на риск преследования и репрессий со стороны власти. В освободительном движении духовенство координировало действия городов.
Также важную роль играли попытки примирить войска Трубецкого и нижегородское ополчение. Не стоит забывать и о материальной помощи монастырей. Все эти действия сыграли огромную роль в успехе освободительного движения.
Эпоха Смутного времени является одним из самых трагичных периодов русской истории.
Период характеризуется политическим и экономическим упадком. Кризис власти привёл к смене череды правителей, страна была разграблена отрядами бандитов, подверглась польской и шведской интервенции.
В начальный период Смутного времени церковь не участвовала в политических интригах, полностью поддерживая действующую власть, какой бы она не была. Всё изменилось, когда русская государственность оказалась в опасности. Появился риск уничтожения Московского царства и православной церкви. Именно в этот момент проявился патриотизм православной церкви, духовенство становится в оппозицию к «Семибоярщине» и начинает активно поддерживать освободительные движения, несмотря на риск преследования и репрессий со стороны власти.
В большинстве научных работ, посвященных роли православной церкви в освободительном движении, большая роль отводится факторам веры и духовности русского народа. Деятельность духовенства рассматривается в духовно-нравственном отношении, в отрыве от политических вопросов.
Актуальность темы состоит в рассмотрении проблематики русской православной церкви с новой стороны: со стороны отношений государственной власти и института церкви.
Таким образом, целью исследования, является изучение, обобщение и систематизация фактов о положении православной церкви по отношению к государству в период Смутного времени.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава I. Русская православная церковь в эпоху смутного времени в начале XVII века
1.1. Смутное время
Смутное время, вызванное как прекращением династии Рюриковичей и борьбой за власть среди бояр, так и тяжелым положением народа, также является последней попыткой католичества внедрить свою веру на Руси. Великий урон принесло это время нашему Отечеству. Православная Церковь не только во всей полноте разделила беды и страдания, имея мучеников и исповедников, но и стала тем основанием, которое способствовало победе и восстановлению страны в те дни. Поэтому наряду с трагическими событиями того периода необходимо отметить подвиги и деяния духовенства и монашества в Смутное время.
Лжедмитрий I
В Чудовом монастыре в одной из келлий Григорий Отрепьев задумал свой дерзкий план вступить на престол русских царей и в феврале 1602 года бежал отсюда со священником Варлаамом и клирошанином Мисаилом Повадиным. В 1603 году монах-расстрига Отрепьев появляется в Новгороде-Северском и обращается в Спасо-Преображенскую обитель, которая дала ему приют. Настоятель радушно предоставил ему кров, не подозревая о его планах. Когда гость покинул монастырские стены, отец игумен обнаружил в его келлии записку следующего содержания: «Аз есмь царевич Димитрий, сын царя Иоанна, а как буду на престоле отца своего и я тебя пожалую за то, что ты меня покоил у себя в обители» . Своего слова мнимый царевич не сдержал. Спустя год, в 1604 году, сопровождаемый польскими отрядами, он подошел к Новгороду-Северскому.
Это был первый город, который оказал самозванцу сопротивление, так как местные жители питали ненависть к полякам, помня о введении унии, поругании святынь, притеснениях и грабежах. Они бились жестоко с польскими отрядами. Сначала им помогало московское войско под предводительством князя Никиты Трубецкого и Петра Басманова, но когда последние, потерпев большие потери, вынуждены были отойти за реку Десну, Новгород-Северский пал и был разграблен. Спасо-Преображенский монастырь также при этом сильно пострадал.
Первым из духовенства, кто пытался предотвратить наступление смуты, был патриарх Иов. В 1604 году святитель Иов с другими архиереями послал в Польскую раду грамоту, в которой говорилось, что выдающий себя за царевича Димитрия – обманщик, бывший монах, дьякон Григорий Отрепьев, и просил ему не верить. Он писал также к князю Константину Острожскому, знавшему Отрепьева, и убеждал князя обличить и схватить самозванца. Эти грамоты цели не достигли. В октябре 1604 года Лжедмитрий с небольшим отрядом вошел в московские пределы, ему на помощь пришли днепровские и донские казаки, приграничные города добровольно сдавались самозванцу. В январе 1605 года патриарх разослал грамоты по всей России, в которых извещал об угрозе латинской ереси и поругания православной веры, призывая ежедневно служить молебны. После смерти царя Бориса Годунова 13 апреля 1605 года присягнули семье царя, но уже вскоре началась измена, и 1 июня на Лобном месте бояре и жители Москвы выслушали грамоту, присланную самозванцем, и признали его царевичем. Утром 10 июня сторонники воцарения Лжедмитрия изгнали святителя из Успенского собора, не дав дослужить Литургию, и из Москвы и разграбили патриарший двор. Патриарх умолил отпустить его в Старицу, в Успенский монастырь. Настоятелем монастыря в то время был архимандрит Дионисий (с 1610 года – настоятель Троице-Сергиевой Лавры), который сам служил опальному старцу и старался создать условия, чтобы последний ни в чем не нуждался и не ощущал тягот своего положения.
В Москву самозванец въехал 20 июня 1605 года при колокольном звоне всех церквей и огромном стечении народа.
На Лобном месте нового правителя встретили митрополиты, епископы, священнослужители с крестами, иконами, хоругвиями. Таким образом, когда не стало ни законного царя, ни патриарха, бояре, войско, духовенство и народ покорились
Лжедмитрию. Исключением стал Астраханский архиепископ Феодосий, который убеждал народ в том, что воцарился самозванец. Но жители Астрахани чуть не убили своего архипастыря, отдали его под стражу, а архиерейский двор разграбили. Лжедмитрий в нарушение церковных правил сам избрал патриарха, впоследствии названного лжепатриархом; преобразовал Государственную думу в сенат по образцу польской рады, предоставив первые места епископам.
Иезуиты получили большой дом на территории Кремля, который они превратили в костел. Лжедмитрий старался привлечь к себе своих мнимых родственников и поэтому предложил сан митрополита на Ростовской кафедре архимандриту Антониево-Сийского монастыря Филарету (Феодору Никитичу Романову). Желая получить расположение народа, самозванец благодетельствовал православным архиереям и обителям, выделяя им угодья. Известно очень мало сведений о состоянии и разрушении монастырей в течение этого года, возможно, это связано с тем, что поляки и казаки ощущали себя признанными властью, пользовались ее покровительством и не занимались грабежами. Есть сведения о помощи монастырей самозванцу. А. П. Доброклонский сообщает, что он взял из казны Троице-Сергиевой Лавры 30 000 рублей . В октябре 1605 года настоятель Иосифо-Волоцкого монастыря предоставил около 3000 рублей правительству Лжедмитрия.
В первое время своего правления Лжедмитрий I подтверждал монастырям жалованные грамоты и даже выдавал новые, что можно объяснить стремлением заручиться политической поддержкой некоторых наиболее крупных монастырей. Самозванец называл монахов «тунеядцами и лицемерами»; впоследствии по его повелению готовился указ, согласно которому готовилась опись монастырского имущества, доходов, вотчин для передачи в государственную казну, монахам полагалось самое необходимое для существования. Из казны он предполагал выдавать жалованье в виде земельных окладов дворянству, поддержка которого была ему жизненно необходима. Однако расположение правителя к латинству и пренебрежительное отношение его приближенных к православным святыням ускорили его конец.
Царствование Василия Шуйского
После свержения Лжедмитрия I в мае 1606 года был «выкрикнут» в цари Василий Шуйский. После этого 17–18 мая лжепатриарх Игнатий был соборно низложен, лишен святительского сана и как простой инок отправлен в заключение в Чудов монастырь. 3 июля Казанский митрополит Гермоген был посвящен в сан патриарха Собором русских епископов. 8 марта 1607 года скончался патриарх Иов в Старицком Богородицком монастыре, проживавший там на покое после избрания патриархом Гермогена.
В царствование Василия Шуйского монастыри оказали государству не только духовную, но и материальную помощь.
В 1609 году царь Василий сознавался, что за оскудением царской казны «из монастырей, находящихся в его державе, всякая монастырская казна взята и роздана служивым людям на жалованье». Спасо-Прилуцкий монастырь пожертвовал на нужды Отечества всю свою казну, а также серебро, вложенное в монастырь московскими князьями. Соловецкая обитель прислала за два раза более 17 000 рублей. Троице-Сергиева обитель выделила Шуйскому 18 000 и 2000 рублей в добавок, а также имущество монахов и драгоценные сосуды, взятые на нужды государства.
Поскольку царь Василий Шуйский был выбран одной Москвой, то он не пользовался популярностью и авторитетом в стране, поэтому вновь создались условия для появления на Руси самозванцев. Наибольшую силу имел Лжедмитрий II, или Тушинский вор (история не сохранила его настоящего имени), которого поддержали отряды поляков и литовцев, изгнанные из Москвы, а также казаки. Это приводило к грабежам мирного населения и монастырей, богатство которых также являлось привлекательным для лихих людей.
К 1608 году захватчикам подчинились многие города севера и востока Руси: на севере – Псков, Орешек и другие.
Псковский епископ Геннадий, видя предательство жителей вопреки его увещаниям и, с другой стороны, страшные казни остальных верных граждан, умер от горя (24 августа 1609 г.).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией: в 5 т. / под ред. Я. И. Бередникова. СПб.: Типография Экспедиции заготовления Государственных бумаг, 1841. Т. 2. 481 с.
2. Акты Сийского монастыря. Выпуск первый. Грамоты патриарха Филарета (1619–1633 гг.). С портретом патриарха Филарета и тремя фото-тинто-гравюрами. Архангельск: Губернская Типография, 1913
3. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографическою экспедициею Императорской академии наук. СПб: Тип. 2 отделения С. Е. И. В. канцелярии, 1836. Т. 2: 1598-1613. 394 с.
4. Валишевский К. Ф. Первые Романовы. М.: ИКПА, 1989
5. Грамота Константинопольского патриарха Паисия I к Московскому патриарху Никону (часть 1) // Архив журнала «Христианское чтение». СПб.: С.-Петерб. православ. дух. академия, 2010. С. 303–353
6. Деяния Великого Московского Собора 1666 года. Текст: электронный // Интернет-журнал «Святая Русь», 2003. URL: http://holyrussia. narod.ru/Sobor_1666_67.html
7. Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2009. С. 317
8. Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российския касающихся / под ред. Н. И. Новикова. М.: Типография компании типографической, 1788
9. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. М.: Госполитиздат, 1960
10. Жития русских святых / сост. монахиня Таисия. Нью-Йорк, 1983. Т.1. С. 180
11. Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и Царь Алексей Михайлович: в 2 т. М.: Сергеев посад, 1909. Т. 1. 524 с.
12. Ключевский В. О. / В. О. Ключевский. Курс русской истории. URL http: //www.spsl.nsc.ru/history/kluch/kluch43.htm
13. Ключевский В. О. Курс русской истории. М.: АСТ, 2018. – с. 571
14. Ключевский В. О. Сочинения: в 9 т. / под ред. В. Л. Янина; послесл. и коммент. В. А. Александрова, В. Г. Зиминой. М.: Мысль, 1988. Т. 3. 414 с
15. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М.: АСТ, 2018
16. Костомаров Н. И. Смутное время Московского государства. М., 1994. С. 414
17. Крамер А. В. Раскол русской Церкви в середине XVII в. СПб.: Алетейя, 2011
18. Крывелев И. А. История религий. Очерки: в 2 т. М.: Мысль, 1976. Т. 2. 419 с.
19. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. М., 1996. Т. VI. С. 94
20. Материалы для истории раскола за первое время его существования: в 9 т. / под ред. Н. Субботина. М.: Тип. Э. Лисснер и Ю Роман, 1878. Т. 1. 491 с.
21. Милюков П. Н. / П.Н. Милюков. Очерки по истории русской культуры. Т. 2. М., 1994
22. Никольский Н. М. История Русской Церкви / предисл. А. А. Круглова. Минск: Беларусь, 1990. 541 с.
23. Платонов С. Ф. / С.Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории. Петрозаводск, 1996.
24. Послание патриарха Никона к Паисию патриарху Константинопольскому. Деяния Поместного Собора 1654 г. Московского. Дышу православием: акты соборов 1654, 1655, 1656 годов. СПб.: Своё изд-во, 2013. 640 с.
25. Православные монастыри, Новгород-Северский Спасо-Преображенский монастырь. М., 2010. С. 6.
26. Пресняков А. Е. / А.Е. Пресняков. Образование Великорусского государства. М., 1998.
27. Протопоп Иван Неронов. Собрание документов эпохи. СПб.: Своё издательство, 2012. 272 с.
28. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII, описание его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским: в 5 т. М.: Унив. тип. Т. 3. 161 с.
29. Соборное уложение 1649 года: текст, комментарии. Л.: Изд-во Москов. ун-та, 1987. 445 с.
30. Собрание государственных грамот и договоров, хранящийся в Государственной коллегии иностранных дел. Часть вторая, служащая дополнением к первой URL // Режим доступа https://runivers.ru/lib/book6820/174861/
31. Соколов Александр, прот. Князья Пожарские и Нижегородское ополчение. Нижний Новгород, 2006
32. Соловьёв С. М. Сочинения: в 18 т. История России с древнейших времён / отв. ред. И. Д. Ковальченко, С. С. Дмитриев. М.: Мысль, 1991. Т. 11. 671 с.
33. Соловьев С. М., С.М. Соловьев. Сочинения. Кн. IV. История России с древнейших времен. Т. 7–8. М., 1989.
34. Тальберг Н. Д. История русской Церкви. М.: Изд-во Сретен. монастыря, 1997. 924 с.
35. Творения святейшего Гермогена Патриарха Московского и всея России. С приложением чина постановления в Патриарха. М.: Печатня Снегиревой А. И., 1912.
36. Черепнин Л. В. История СССР: в 2 т. М.: Мысль, 1964. Т 1. 855 с.