Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ АСПЕКТЫ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК
1.1 Понятие международных воздушных перевозок
Воздушные перевозки грузов, пассажиров и багажа регулируются международным частным правом как в соответствии с национальным за-конодательством, так и в соответствии с международными договорами. В то же время международный характер таких перевозок (т.е. наличие «ино-странного элемента») определяет большую роль международных межпра-вительственных и неправительственных организаций в унификации право-вых норм и технических стандартов перевозки грузов, пассажиров и бага-жа на межгосударственных воздушных перевозках [12].
По данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), российский авиаперевозчик занимает девятое место в мире по грузообороту. Нормативно-правовая база, регулирующая авиаперевозки грузов в Российской Федерации, включает более 50 документов и около 30 стандартов. Новый Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 2001 г., содержащий отдельную главу о воздушном транспорте и главу о международных полетах воздушного судна, а также постановление Пра-вительства Российской Федерации от 28 марта № 527 «О мерах по органи-зации международных полетов» имеют первостепенное значение для пра-вового регулирования международных воздушных перевозок.
Важнейшим международным соглашением в области авиаперевозок грузов, пассажиров и багажа является Варшавская конвенция 1929 года об унификации некоторых правил международных авиаперевозок.
Воздушный кодекс Российской Федерации устанавливает, что внут-ренние перевозки - это воздушные перевозки, при которых точка взлета, назначения и все точки посадки находятся на территории Российской Фе-дерации. Международные воздушные перевозки - это воздушные перевоз-ки, при которых пункт отправления и пункт назначения находятся:
- соответственно в двух государствах;
- на территории одного государства, если есть пункт посадки (высад-ки) на территории другого государства.
В соответствии с действующим Воздушным кодексом Российской Федерации перевозчиком является оператор, имеющий лицензию на осу-ществление воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров воздушной перевозки. При осуществлении воз-душных перевозок авиакомпании обязаны соблюдать общие правила пе-ревозки пассажиров, багажа и грузов, а также требования к обслуживанию пассажиров, отправителей и получателей, изложенные в Федеральных авиационных правилах (ФАП). В то же время авиакомпании имеют право устанавливать свои собственные правила авиаперевозок, но эти правила не должны противоречить общим правилам авиаперевозок и мешать обслу-живанию пассажиров, отправителей и получателей [15].
Правила перевозки авиапочтой должны быть согласованы со специ-ально уполномоченным почтовым органом. В настоящее время междуна-родный воздушный транспорт является одним из важнейших средств меж-дународного сообщения. Его доля в общем объеме мировых авиаперево-зок составляет более 50%. В настоящее время в международных воздуш-ных перевозках задействовано более 470 авиакомпаний, более 250 из них являются международными регулярными перевозчиками. Более тысячи аэропортов по всему миру участвуют в обслуживании международных воздушных перевозок.
В период с 1975 по 1999 год среднегодовые темпы роста глобальных регулярных воздушных перевозок составляли около 7%, в то время как чисто международные перевозки развивались несколько быстрее и состав-ляли около 8% в год.
Международные перевозки грузов в физическом объеме росли в среднем на 7,6% в год в течение десятилетия, в то время как физические перевозки грузов (брутто-тонно-километры) увеличивались на 9,5% в год. В 2004-2002 годах прогнозировалось, что наиболее вероятный годовой темп международных регулярных грузовых перевозок, выраженный в ку-бических метрах, составит в среднем 7,5%, с отклонениями до 9,5% и ме-нее 5,5% в год. Ожидается, что рост грузовых перевозок по количеству перевезенных тонн будет ниже показателей объема в тонно-километрах, что обусловлено продолжающимся увеличением средней дальности.
Предполагается, что международные грузовые перевозки будут осуществляться быстрее, чем внутренние. Это связано с предшествующим ростом внешней торговли и относится к коммерческим и промышленным товарам и другим товарам, которые можно перевозить воздушным транс-портом. В то же время темпы роста авиаперевозок опережают темпы роста внешней торговли. К 2004 году оборот авиаперевозок превысил 100 мил-лиардов ткм, из которых международные грузовые километры регуляр-ных перевозок составляют 70 миллиардов ткм. Важность воздушного транспорта в трансокеанских и трансконтинентальных перевозках будет особенно возрастать [15].
Перспективы развития международных авиаперевозок во многом за-висят от общего состояния мирового рынка, развития международного разделения труда, научно-технического прогресса в авиационной технике и необходимой инфраструктуры для оказания услуг по перевозке грузов. Вторым перспективным направлением развития международных авиапе-ревозок является контейнеризация, которая стала возможной благодаря созданию широкофюзеляжных грузовых самолетов, способных перевозить большое количество стандартных контейнеров.
По данным Международной организации гражданской авиации, в 2004 году более 80% всех грузовых авиаперевозок осуществлялось в кон-тейнерах. Специализированные грузовые самолеты выполняют более 50% грузовых перевозок. Предполагается, что принципы перевозки грузов насыпными грузами, на поддонах и в нестандартных контейнерах в ука-занный период должны уступить место принципу «интермодальных», т.е. перевозки в стандартных 20-футовых контейнерах, отвечающих требова-ниям Международной организации по стандартизации (ISO). Эти контей-неры могут использоваться всеми видами транспорта, что расширяет воз-можности смешанных грузовых перевозок. Скорость доставки контейне-ров с грузом воздушным, автомобильным, железнодорожным и морским транспортом при смешанных перевозках увеличивается в среднем в шесть раз по сравнению с различными перевозками альтернативными видами транспорта.
Наибольшая доля регулярных международных перевозок приходит-ся на рынки Северной Атлантики и Транстихоокеанского региона. Всех основных участников международного экономического сотрудничества в области воздушного транспорта можно разделить на группы: государства в лице своих правительств и авиационных администраций, авиакомпании и перевозчики, воздушные порты, туристические агентства и другие пред-ставители авиакомпаний, осуществляющих продажу авиационных грузов, посреднические организации авиакомпаний и аэропортов для обслужива-ния воздушных судов, пассажиров и грузоотправителей. Глобальная сеть международных рейсов в настоящее время охватывает несколько геогра-фических регионов и более 150 стран по всему миру. Таким образом, международное экономическое сотрудничество осуществляется на не-скольких уровнях, которые можно разделить следующим образом: гло-бальном, региональном, межправительственном и национальном [15].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным го-лосованием 12 декабря 1993 г. // СПС Консультант Плюс.
2. Договор по открытому небу от 4 марта 2001 г. // СПС Консуль-тант Плюс.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // СПС Консультант Плюс.
4. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1999 г. // СПС Консультант Плюс.
5. Федеральный закон от 08.01.1998 N 10-ФЗ (ред. от 23.07.2010) «О государственном регулировании развития авиации» // СПС Консуль-тант Плюс.
6. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 2001 // СПС Консультант Плюс.
7. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 N 60-ФЗ // СПС Консультант Плюс.
8. Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. // СПС Консультант Плюс.
9. Авчинкин Д.В. Международные перевозки. – М., Амалфея, 2012.
10. Глебов И.Н., Жданов Ю.Н. Международное право. Альбом схем. М., 2002
11. Додонов В.Н., Панов В.П., Румянцев О.Г. Международное пра-во. Словарь-справочник. /Под общей редакцией акад. МАИ, д.ю.н. В.Н.Трофимова. - М., 2001.
12. Ерпылева Н.Ю. Международное частное право: учебник. Юрайт, 2011.
13. Звеков В.П. Международное частное право. Курс лекций. – М.: Инфра-М, 2003.
14. Комментарий к Федеральному закону «О международных дого-ворах Российской Федерации» /Отв. Ред. В.П. Звеков, Б.И. Осминин. М., 2000.
15. Лукашук И.И. Международное право. Общая и Особенная часть. М. -БЕК., 2003.
16. Лукашук И.И. Структура и форма международных договоров. - Саратов, 1960.
17. Международное право в документах, М. 2001.
18. Международное право. Учебник для вузов. Ответственные ре-дакторы - проф. Г.В. Игнатенко и проф. О.И. Тиунов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-м, 2003.
19. Международное право. Учебник. Под. редакцией Ю.М.Колосова.
20. Мезенцев А.В. Современные международно-правовые вопросы управления воздушным движением // Московский журнал международно-го права. 2001.№2.
21. Николаев Д.С. Транспорт в международных экономических от-ношениях. - М., 1984.
22. Сухова Л.Ф. Транспортное обслуживание международных эко-номических связей. - Алматы: Казак университет, 2002.
23. Талалаев А.Н. Право международных договоров: общие вопро-сы. - М., 1997