Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Женские образы Антона Чехова всегда восхищали критиков и ученых, и этот интерес не угасает до сих пор. Причин тому много. Во-первых, это обращение к характерологии писателя в целом и стремление отразить актуальные женские проблемы в его художественной практике. Но, пожалуй, самое главное заключается в том, что женские образы наиболее ярко раскрывают противоречивость и несовместимость черт, мыслей и стремлений. Это и есть характерная черта чеховского мастерства - тонкое балансирование на грани смысла. Через призму романтической традиции можно увидеть особое «устройство» этой балансировки и лучше понять соотношение внешнего и внутреннего мира, скрытого под поверхностью, которое Чехов так виртуозно изображает.
А.П. Чехов всегда был внимателен к деталям и очень тонко раскрывал образ женщины в своих работах. В его понимании женщина - это самостоятельный объект и не просто часть общего «человеческого» концепта, поскольку подход мужчин и женщин отличается. Анализ женских образов у Чехова связывается с традицией изображения женщины в художественной литературе последних лет XIX века и его собственным подходом.
В своих поздних работах Чехов пишет о сложности человеческой души, противоречивости природы и о разрыве с совершенством. Героини его произведений хорошо образованы, обладают знаниями в различных сферах, таких как медицина, педагогика, искусство, но это не делает их жизнь лучше.
Особым вниманием Чехов обращается к проблеме самосознания и самопознания женщины. Его героини мыслят и стремятся к более достойной жизни, понимая свои ошибки и занимаясь самоанализом. Такая задача стоит и перед женщиной в XX веке.
В своих произведениях Чехов не только раскрывает особенности своих героинь, но и уделывает внимание мелочам. Он верит, что женщины способны на серьезные и героические поступки, преодолевать трудности, их жизнь зависит от общественных условий и времени.
«Дом с мезонином» – рассказ Антона Павловича Чехова, написанный в 1896 году. В этом произведении отразился личный опыт писателя и атмосфера мест, которые он посещал. Главные герои рассказа соотносятся с реальными людьми из окружения Чехова. Рассказ впервые был опубликован в журнале «Русская мысль» в 1896 году. И в этом рассказе, очень близком тургеневским традициям, Чехов представил яркие женские образы двух сестер.
Основной целью данного исследования является анализ женских образов в произведении А.П. Чехова «Дом с мезонином». Такая цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
- изучить история создания рассказа;
- определить ключевые смыслы повествования;
- рассмотреть проблематику рассказа, выраженную через женские образы;
- охарактеризовать психологизм двойного образа сестер Волчаниновых;
- обозначить противоречивость образа Лидии Волчаниновой.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя отдельные параграфы согласно логике поставленных в исследовании задач, выводов и библиографического списка.
Глава I. Смысл, содержание и прообразы рассказа А.П. Чехова «Дом с мезонином»
§1. История создания рассказа
«Дом с мезонином» не является спонтанным результатом творческого порыва, написанным в спешке за короткий срок. Существующие черновые записи Чехова свидетельствуют о том, что идея рассказа формировалась в течение продолжительного времени: некоторые фразы, которые позднее вошли в рассказ в феврале 1896 года, были готовы задолго до его апрельской публикации.
Кроме того, в своих разговорах с писательницей Еленой Шавровой Чехов неоднократно упоминал некую Мисюсь, которую он называл своей возлюбленной и о чувствах к которой он собирался написать в новом рассказе. Подлинные мотивы, лежащие в основе этих откровений Антона Павловича, остаются неизвестными: либо он действительно был влюблен в девушку, послужившую прототипом героини рассказа, либо повторил опыт Пигмалиона, потерпевшего неудачу из-за слишком высоких ожиданий от своего собственного творения. Двусмысленность чеховских слов будет позже отмечена литературоведом Георгием Бердниковым, однако это не поможет нам разгадать эту биографическую загадку.
Существует множество предположений о прототипах персонажей «Дома с мезонином». Например, в соответствии с обоснованными предположениями Леонида Гроссмана, дочь А.Н. Турчаниновой, Варвара, могла стать прототипом Жени Волчаниновой (Мисюсь). Это объясняется как сходством портрета девушки, нарисованного Чеховым, с внешними особенностями, отмеченными его современниками, так и созвучием фамилий «Волчанинова» и «Турчанинова» [Громов, с. 151].
Главного героя рассказа связывают с личностью знаменитого российского пейзажиста Исаака Левитана. Подробности могла сообщить сама Чехову его близкая знакомая – лингвистка Т.Л. Щепкина-Куперник. Женщина была свидетельницей отношений живописца со своей женой, Софьей Кувшинниковой, которые значительно осложнились во время их пребывания в имении Турчаниновых. Таким образом, Левитан запомнился как гений, страдающий от вянущей любви к жизни, очень похожий на главного героя «Дома с мезонином», а его жена – истеричная девушка, стремящаяся заткнуть свою неустойчиво-гневную непривлекательность, ставшую, очевидно, прототипом чеховской «Попрыгуньи» [Ройко, с. 57].
Среди многочисленных деталей относительно прототипов персонажей сестер Волчаниновых, о которых свидетельствует Михаил Чехов, племянник Антона Павловича Чехова, стоит отметить, что молодые девушки, проживавшие в поместье неподалеку от Богимово, могли послужить объективом для создания этих персонажей.
Одна из них работала в одной из местных школ, вторая же была идеальной и мечтательной особой, погруженной в поэтические фантазии. Безусловно, сходство между реальными девушками и сестрами Волчаниновыми очевидно. Важно отметить, что хозяин поместья в Богимово, помещик Былим-Колосовский, вероятно, служил прототипом героя Белокурова.
И прототип, и представленный герой одинаково скучные люди, мыслящие ограниченно и сложно, попросту говоря, «душные», как сейчас принято говорить о таких личностях.
Чехов планировал отправить готовую историю в редакцию «Русской мысли» до конца декабря 1895 года, однако столкнулся с проблемой нехватки личного пространства, необходимого для того, чтобы качественно поработать над произведением: его дом был усеян гостями, требующими внимания, что было бы невежливо им отказать.
Однако эта пауза оказалась в пользу писателя: в рассказ было внесено множество правок, включая линию идеологического противостояния главного героя, которая добавила популярный социальный контекст произведению, а также отразила проблему бюрократической системы земств [Турков, с. 293]. Таким образом, вместо истории о любви во время чаепития, Чехов сдал в «Русскую мысль» рассказ о пире во время чумы, который позаботился о теле, но изуродовал душу.
Благодаря своему компактному размеру и наличию повествующего лица, использующего художественную форму для описания событий, «Дом с мезонином» можно отнести к рассказу. Что касается литературного направления произведения, следует отметить, что Чехов не отказывался от реализма в качестве способа отражения своих мыслей и впечатлений, проецируемых на недостатки и аспекты общества своего времени. Поэтому «Дом с мезонином», так же, как и другие произведения классика, можно отнести к реалистическому направлению [Елизарова, с. 175].
Не следует также игнорировать факт того, что рассказ обладает значительной жанровой уникальностью, благодаря отсутствию строгого времени, наличию хронотопа безвременья, который создался на месте усадьбы Волчаниновых, а также нестандартной структуре сюжета, где основные линии смешиваются без какого-либо явного противоречия. В «Доме с мезонином» Чехов остается верен своему принципу «краткость – сестра таланта», подчеркивая тем самым, что «упрощение – подруга отсутствия вкуса».
Таким образом, рассказ «Дом с мезонином» не только сохраняет свой основной смысл, но и приобретает новые свежие детали, которые придают ему уникальность и значимость в контексте литературы.
§2. Смысл повествования
Рассказчик – известный петербургский пейзажист, посещает поместье богатого землевладельца Белокурова в поисках вдохновения. Однако его пребывание здесь вызывает бурю меланхолии и погружает его в душевную пустоту. Непривлекательный зал с огромными окнами, где он поселился, и бестолковые беседы Белокурова только усиливают эти чувства. Неинтересное занятие пасьянсом, запущенность поместья и ощущение одиночества невыносимы для нашего героя. Единственным источником облегчения становятся его прогулки на природе, на которые он тратит большую часть своего времени, хотя и без особой на то причины.
Во время одной из таких прогулок рассказчик случайно оказывается в очень живописном месте: липовая аллея ведет к маленькому дому с мезонином и пруду. За ним начинается деревня, которую легко узнать по колокольне церкви. Здесь он замечает двух девушек, явно жительниц поместья, но не решается с ними познакомиться. Однако он не может не отметить их внешность – старшая имеет необычайную красоту и статность, одета сдержанно, но со вкусом, а младшая привлекает своим обаянием, несмотря на отсутствие искусственной красоты [Семкин, с. 74].
На некоторое время наш герой забывает о встрече с этими девушками. Однако в поместье Белокурова деловым визитом появляется старшая из них - Лидия Волчанинова. Она занимается работой в земском управлении и является настоящей активисткой гражданского движения. Визит Лидии связан с просьбой о финансовой поддержке для погорельцев. При прощании она ругает Белокурова за то, что он перестал бывать в гостях у семьи Волчаниновых, и обязует его возобновить свои дружественные посещения, теперь уже в компании рассказчика.
После посещения Волчаниновых наш герой поражен их гостеприимством и порядочностью. Мать семьи, Екатерина Павловна, восхищается его талантом, а семнадцатилетняя Женя (Мисюсь), хоть и не участвует в серьезных разговорах, демонстрирует глубокий и душевный характер, полный сострадания к нашему герою. Только Лидия остается холодной по отношению к рассказчику. Ее не устраивает то, что его картины не отражают социальные проблемы современности. В диалоге о земском управлении Лидия обычно обращается к нашему герою со словами: «это вам не интересно».
Посещения Волчаниновых восстанавливают утраченную страсть к жизни и профессии рассказчика, который начинает делать чаще наброски и писать этюды. Его художественная натура очень привлекает Мисюсь, и между ними возникает взаимное влечение и сочувствие. Для Жени таких людей, как он, раньше существовали только в романах, которые она с увлечением читала целыми сутками.
Однажды Лидия снова начала говорить о земстве, как обычно, насмешливо замечая: «Как же я забываю, что это не может быть вам интересно». Это замечание взволновало рассказчика, и он решил выразить свою позицию, полностью противоположную Лидии. Он считал, что активизм Земского управления, создающего библиотеки, школы и медицинские пункты, наносит ущерб земству, поскольку принуждает людей работать еще усерднее, чтобы поддерживать функционирование новых учреждений [Казимирченко, с. 219]. Рассказчик верил, что чрезмерный труд является главной причиной болезней и горестей людей.
Лидия отнеслась к услышанному с пренебрежением, но в более явной форме, чем раньше. Очевидно, она осознала, что общение с художником, который поддерживает фармазонские убеждения, может быть опасным для нее самой. И она была частично права: слова рассказчика произвели большое впечатление на Мисюсь, окончательно подтвердив ее симпатию к нему.
Рассказчик и Мисюсь начали проводить больше времени вместе: обменивались идеями о возможности общего счастья, катались на лодке, собирали грибы, играли в крокет и теннис. С течением времени наш герой понял, что его привязанность к юной девушке, ее бледному лицу, изящной фигуре и отважным мыслям, переросла в настоящую влюбленность. В день