Фрагмент для ознакомления
2
1 Общая характеристика информации с ограниченным доступом
1.1 Понятие и классификация информации с ограниченным доступом
Если исходить из норм современного отечественного законодательства, мы сможем заключить, что как таковое понятие информации с ограниченным доступом. В частности, в ст.9 ФЗ от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ указано, что существует режим ограничения доступа к информации, если на это есть основания [2]. И к числу таких оснований могут относиться защита конституционного строя, общественной и государственной безопасности и т.д. Это, в свою очередь, позволяет сделать вывод о том, что только та информация может считаться секретной, которая соответствует определенным критериям [31].
Здесь мы сталкиваемся с проблемой выявления критериев, позволяющих законодателю отнести ту или иную информацию к разряду секретной. Чтобы разобраться в том, что же представляет собой информация, которая имеет ограниченный доступ, нужно, в первую очередь, понять понятие секретной информации. И в законодательстве четкого определения нет. Если ориентироваться на обыденный язык, то слово тайна употребляется в значении той информации, которая не может быть известна третьим лицам, не участвующим в обмене данной информацией.
Существуют разные подходы к определению тайны, тем не менее, присутствует много схожего. Например, есть позиция, согласно которой тайна соотнесена с той областью реальности, которая должна иметь ограниченный доступ, быть скрытой от массового доступа.
Эту позицию подтверждает также и М.А. Максимова.
То есть, тайна ассоциирована с неясностью, скрытностью. Это универсальные характеристики тайны, которые вполне могут быть отнесены к любой области социальной деятельности человека.
И правовое поле не является исключением, тем не менее, с формальной позиции секретность – это все же определенный режим, который должен поддерживаться правовыми нормами. Именно правовые нормы служат ориентиром для определения критериев и условий, которые могут ограничивать доступ к информации. Данные условия, безусловно, вариативны, определяются той сферой, в которой данная тайная информация функционирует. В публичной сфере нужны, конечно же, особые правила, а в частной сфере возможно ограничиться такими аспектами, как государственное разрешение и отсутствие вмешательства[38].
Идентификация информации как тайной важна, чтобы обеспечивать действительно эффективную защиту от массового распространения. Это, в свою очередь, рождает определенные права и обязанности субъекта информации. Если субъект не выполняет обязанности, то наступает юридическая ответственность. Исходя из этого, мы можем определить тайну в качестве вида правовой системы.
Что касается правовой системы, то речь идет о специфическом порядке правового регулирования, который выражен посредством совокупности инструментов в правовом поле. Правовая система крайне важна в плане создания оптимальных условий развития социальной сферы [23].
Если мы все же будем исходить из рассмотрения тайны как правовой системы, то здесь уместна следующая позиция: тайна является особой системой, которая соотносится с режимом доступа к информации конфиденциального характера. Как и у любого правового режима, здесь присутствуют собственные порядок, обязанности и ответственность [15].
Основные характеристики правового режима доступа к информации таковы:
-информация, которая составляет тайну, не может находиться в свободном обращении;
-информация крайне важна для всех заинтересованных лиц;
- применяются конкретные защитные меры.
Далее рассмотрим такое важное в контексте темы исследования понятие, как информация с ограниченным доступом [22].
Юридический дискурс предлагает разные варианты трактовки вышеозначенного понятия. К примеру, И.И. Салихов полагает, что информация ограниченного доступа может представлять собой предмет имущественных и личных неимущественных отношений, это та информация, которая известна ограниченному количеству людей. Если такая информация попадает в широкий оборот, то она может нанести серьезный ущерб [17].
И.М. Рассолов полагает, что речь идет об информации, распространение которой на территории России является либо ограниченным, либо запрещенным, поскольку таковы требования государственной, национальной безопасности. В данном случае хотелось бы сделать особый акцент на том, что эти определения подчеркивают: распространение тайной информации может привести к серьезным негативным последствиям для определенных лиц или даже целого государства[27].
Вторая глава данной курсовой работы будет посвящена более детальному рассмотрению видов информации, которая находится в ограниченном доступе.
Далее мы рассмотрим специфику нормативно-правового регулирования информации, доступ к которой является ограниченным [28].
Таким образом, информация ограниченного доступа, не содержащая сведений, составляющих государственную тайну (конфиденциальная информация) - это информация, доступ к которой ограничен федеральными законами [29].
К видам информации с ограниченным доступом относится служебная, государственная и десятки других видов тайн, при этом есть некоторые тонкости работы с ней: Законным поводом для предоставления сведений, составляющих профессиональную тайну, третьим лицам, является вступившее в силу судебное решение [42].
1.2 Нормативно-правовое регулирование информации с ограниченным доступом
Как указывает ч.3 ст.55 Конституции РФ, ограничение доступа к информации в связи с принципом обязательного обеспечения прав и свобод человека, гражданина, осуществляется, чтобы защищать общественную и государственную безопасность [43].
Рассматривая признаки информации, имеющей ограниченный доступ, представляется важным сосредоточиться на следующих моментах.
В действующем законодательстве Российской Федерации функционируют понятия информации с ограниченным доступом, тайны, а также информации конфиденциального характера. Но не всегда дефиниция понятий является четкой, ясной, позволяющей четко идентифицировать и классифицировать информацию.
В ст.2 Закона об информации есть дефиниция «конфиденциальности информации». Здесь указано, что те лица, которые имеют доступ к такого рода информации, не должны ее передавать третьим лицам. Безусловно, если на то не было получено добровольное согласие заинтересованной стороны. Под заинтересованной стороной мы пониманием следующее. Тайная информация может нанести определенный ущерб конкретным людям, организациям, даже целым сообществам, соответственно, эти субъекты заинтересованы в том, чтобы конфиденциальность информации строго соблюдалась [44].
Научная литература определяет, что под конфиденциальностью нужно понимать определенное свойство, связанное с ограничением доступа. А тайна является именно тем режимом, который непосредственно ограничивает данный доступ. Если принять это за основу, то мы сможем заключить, что конфиденциальность информации выступает как важное свойство, которое может отличать любую информацию. Безусловно, речь идет о тех случаях, когда распространение информации может повлечь наступление негативных последствий для одного из лиц.
Этот подход репрезентован в современном отечественном законодательстве. Рассмотрим некоторые примеры.
Если обратить внимание на п.1 ст.53 Федерального закона «О связи» от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ, то здесь будет указано, что информация, известная оператору об абонентах, определяется как информация, функционирующая в ограниченном поле. Такого рода информацию нельзя разглашать, как это предписано законодательством [48].
Само соотнесение информации с принципом конфиденциальности означает, что есть те или иные меры ее защиты. И здесь мы должны выявить другой значимый той информации, которая пребывает в ограниченном доступе – потребность в наличии и функционировании специального правового режима. Этот режим и должен работать на защиту информации [50].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 12.12.2023) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448
3. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об исполнительном производстве" // Собрание законодательства РФ, 08.10.2007, № 41, ст. 4849
4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "О персональных данных" // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3451
5. Федеральный закон от 19.12.2005 № 160-ФЗ "О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных" // Собрание законодательства РФ, 26.12.2005, № 52 (1 ч.), ст. 5573
6. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О системе государственной службы Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, № 22, ст. 2063
7. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О муниципальной службе в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 05.03.2007, № 10, ст. 1152
8. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 25.12.2023)"О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, № 31, ст. 3215.
9. Федеральный закон от 17.07.1999 № 176-ФЗ (ред. от 18.03.2023)"О почтовой связи" // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3697
10. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 "О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017 - 2030 годы" // Собрание законодательства РФ, 15.05.2017, № 20, ст. 2901
11. Постановление Правительства РФ от 01.11.2012 № 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных" // Собрание законодательства РФ, 05.11.2012, № 45, ст. 6257
12. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 29.04.2023) "Об утверждении государственной программы РФ "Информационное общество" // Собрание законодательства РФ, 05.05.2014, № 18 (часть II), ст. 2159.
13. Приказ Роскомнадзора от 24.02.2021 № 18 "Об утверждении требований к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2021 № 63204) // Официальный Интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 21.04.2021
14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 4, 2005
15. Антонова, В. В. Проблемы и решения правового регулирования защиты персональных данных / В. В. Антонова // Учет и контроль. – 2022. – № 3. – С. 15-17.
16. Балдынова А. Персональные данные // Трудовое право. 2020. N 7. С. 27 - 34; Административное право. 2020. N 4. С. 23 - 27.
17. Белобабченко М.К. Нарушение банковской тайны и права на защиту персональных данных // Комментарий судебной практики / отв. ред. К.Б. Ярошенко. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2020. Вып. 26. С. 18 - 26.
18. Вабищевич, В. В. К вопросу об уголовно-правовой защите от посягательств на персональные данные с использованием компьютерных и сетевых технологий / В. В. Вабищевич // Право.by. – 2020. – № 5(67). – С. 43-48.
19. Велиулова, Д. Б. Правовой режим защиты и охраны персональных данных в национальных законодательствах / Д. Б. Велиулова // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2023. – Т. 19, № 6. – С. 123-129.
20. Гареев А.Р. Деятельность средств массовой информации по защите прав человека как института гражданского общества. В сборнике: Академическая среда российских университетов Сборник научных статей. Тюмень, 2018. С. 455-457
21. Гончаров И.А. Место права на информацию в системе конституционных прав и свобод. В сборнике: Академическая наука - проблемы и достижения Материалы XV международной научно-практической конференции. 2018. С. 113-117.
22. Горбунов, И. А. Административная ответственность за незаконное получение информации с ограниченным доступом / И. А. Горбунов // Юридические исследования. – 2023. – № 6. – С. 48-55.
23. Данилова О.А. Проблемы правового регулирования банковской тайны // Финансовое право. 2020. № 5. С. 21 - 25.
24. Добробаба, М. Б. Понятие персональных данных: проблема правовой определенности / М. Б. Добробаба // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2023. – № 2(102). – С. 42-52.
25. Долинина А.А. Конституционное право человека и гражданина на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. В книге: Традиции и новации в системе современного российского права. Сборник тезисов XVII Международной научно-практической конференции молодых ученых, 2018. С. 67-68.
26. Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А. Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 "О средствах массовой информации" // СПС КонсультантПлюс. 2021.
27. Калашникова, Е. Б. Соотношение банковской и коммерческой тайны / Е. Б. Калашникова, Е. Н. Пустовалова, С. А. Николаева // Евразийский юридический журнал. – 2019. – № 9(136). – С. 151-153.
28. Информация как объект гражданских прав предпринимателей. Материалы Международной научно-практической конференции. Сборник статей /Ответственные редакторы Г.Ф. Гараева, Т.И. Султонова, М.Е. Бегларян, 2018.
29. Леошкевич, Е. В. Актуальные вопросы привлечения к административной ответственности за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом / Е. В. Леошкевич // Евразийская адвокатура. – 2022. – № 4(59). – С. 41-45.
30. Львова С.В. Обжалование (оспаривание) действий (бездействия) непубличного оператора как специальный способ защиты прав садовода - субъекта персональных данных // Актуальные проблемы российского права. 2023. № 10. С. 121 - 129.
31. Лясковский, И. И. Правовые режимы информации в сети интернет / И. И. Лясковский // Информационное общество. – 2021. – № 2. – С. 67-73.
32. Мартыненко, Е. И. Особенности охраны коммерческой тайны в предпринимательской деятельности / Е. И. Мартыненко // Научный аспект. – 2022. – Т. 12, № 6. – С. 1462-1468.
33. Машкина, В. В. Система защиты информации в помещениях с ограниченным доступом / В. В. Машкина // Студенческий. – 2023. – № 42-1(254). – С. 38-40.
34. Минина, А. А. Отдельные особенности правового режима и защиты персональных данных / А. А. Минина, Г. Ю. Атаян, А. Т. Богатырева // Право и государство: теория и практика. – 2023. – № 8(224). – С. 164-167.
35. Митрахович А. Особенности режима коммерческой тайны // Жилищное право. 2024. № 1. С. 45 - 52.
36. Морковкин, Е. А. IP-адресация и информационная безопасность / Е. А. Морковкин, А. А. Новичихина, И. С. Замулин // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. – 2022. – № 2(40). – С. 109-112.
37. Мусинова, В. Е. Сущность понятия и признаков информации с ограниченным доступом как правового явления / В. Е. Мусинова, У. А. Прозорова // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019. – № 12-2(40). – С. 414-419.
38. Мумаидов, А. А. Государственная, коммерческая тайна и конфиденциальная информация: понятия и проблемы правового регулирования в РФ / А. А. Мумаидов // Интернаука. – 2023. – № 23-4(293). – С. 4-6.
39. Назаров, М. М. Приватность в сети и цифровая покорность: исследование аудитории Интернета / М. М. Назаров // Вестник Института социологии. – 2022. – Т. 13, № 3. – С. 87-107.
40. Новикова, К. Д. Административная ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом / К. Д. Новикова // Студенческий вестник. – 2023. – № 45-5(284). – С. 62-63.
41. Полещук, Д. Г. Оптимизация ответственности за несанкционированный доступ к компьютерной информации в современных условиях / Д. Г. Полещук // Юстиция Беларуси. – 2023. – № 11(260). – С. 48-52.
42. Попов, В. Г. Отдельные проблемы регулирования цифровой сферы в России на современном этапе "surveillancecapitalism" / В. Г. Попов, Е. И. Мелякова // Цифровая и отраслевая экономика. – 2021. – № 1(22). – С. 101-105.
43. Рузанова, В. Д. Законодательство в области персональных данных как институт информационного законодательства / В. Д. Рузанова // Юридический вестник Самарского университета. – 2019. – Т. 5, № 2. – С. 15-22.
44. Садыкова, А. А. Коммерческая тайна как разновидность информации с ограниченным доступом: отдельные аспекты классификации / А. А. Садыкова, Х. С. Меджидова // Евразийский юридический журнал. – 2022. – № 10(173). – С. 276-277.