Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Понятие и виды социального обслуживания
1.1 Понятие социального обслуживания
Социальное обслуживание населения – это значимая сфера управления в области социальной защиты. Указанная сфере затрагивает собой немало категорий граждан, которые нуждаются в поддержке непосредственно со стороны государства. Оказание такого рода социальной поддержки – это гарантии соблюдения переделенных социальных прав и свобод гражданина. В связи с этим практически вся система социального обслуживания должна быть построена таким образом, чтобы охватить именно всех нуждающихся в социальной помощи. Тогда она отвечать будет социальным интересам общества [14, c. 11].
И.А. Логинова и Ю.В. Гатен под социальным обслуживанием понимают систему способов реализации социально-гуманистической деятельности, которая ориентирована на социальную адаптацию и реабилитацию отдельного гражданина, отдельной семьи или же некоторой совокупности людей [17, c. 101]. В.П. Галаганов указывает относительную самостоятельность социального обслуживания непосредственно в рамках государственной системе социального обеспечения современного этапа развития общества [10, c. 91].
Социальное обслуживание понимать можно как особую социальную деятельность, направленную на удовлетворение различных социальных потребностей тех или иных категорий населения. То есть это процесс предоставления гражданам социальных услуг [22, c. 73]. Так, к примеру, надомное социальное обслуживание возникло в нашей стране еще в советский период, когда учреждения и различные предприятия оказывали отдельные социальные услуги ветеранам, своим нуждающимся бывшим работникам [29, c. 146].
Социальное обслуживание – это еще и деятельность по удовлетворению потребностей отдельной группы граждан в социальных услугах [21, c. 132]. С позиции Н.В. Путило, социальные услуги можно понимать как услуг, которые оказываются в сфере реализации социальных прав, оплачиваемые полностью либо частично за счет бюджетных средств либо же за средств государственных внебюджетных фондов. В качестве основных признаков социальных услуг являются: 1) их оказание гражданам именно в рамках государственной социальной политики; 2) адресная субъектная направленность таких услуг; 3) перечень таких услуг отличаются нормативным регламентированием; 4) они финансируются за счет бюджетных средств либо внебюджетных фондов; 5) в качестве субъектов услуг преимущественно выступают как государственные, так и муниципальные органы и учреждения [20, c. 11].
В Федеральном законе от 28 дек. 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [3], под социальными услугами понимаются такие действия по оказанию помощи, которые прописываются данным законом, отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством РФ, а также клиенту социальной службы.
По своей сути социальные услуги являются обязательной частью структуры социальной сферы [18, c. 65].
Поставщиком социальной услуги является юридическое лицо независимо от его организационно-правовых форм, а также форм собственности, выполняющего деятельность по социальному обслуживанию населения как базового вида деятельности [23, c. 48].
Получатели социальной услуги – отдельные граждане и (либо) семьи, которым в целях преодоления ими трудной жизненной ситуации предоставляются те или иные социальные услуги [1]. То есть предоставление социальных услуг неизменно основывается на уважении достоинства человека, обладает гуманным характером, не допускает унижения чести и достоинства человека, обязательно учитывает имеющие место этнокультурные традиции, сформировавшиеся в определенном субъекте РФ [26, c. 23].
Структурными компонентами системы социальных услуг являются: 1) определение объекты социальных услуг, граждане, некоторые группы людей, имеют потребности в социальных услугах; 2) субъекты социальных услуг, к включающие в себя специалистов, отдельные социальные организации, задействованные в сфере социальных услуг, а также это потребители услуг (клиенты); 3) действующие в этой сфере стандарты и нормы, проведение оценки нуждаемости, специальные технологии и отдельные формы оказания социальных услуг; 4) имеющиеся имущественно-финансовые ресурсы; 5) управленческие и кадровые ресурсы, необходимые для выполнения социальные услуги; 6) особые социальные связи и отношения, возникающие в процессе взаимодействия системы «объект – субъект»; 7) материальная и духовная и культура как объектов, так и субъектов социальных услуг; 8) итоговый результат оказания социальных услуг [28, c. 61-62].
В настоящее время нередко на первый план выходит медицинская помощь, бытовое обслуживание. Значимой частью социальной защиты населения выступает социальное обслуживание инвалидов и нетрудоспособных граждан, включающее в себя разные виды социальных услуг, которые направлены на удовлетворение особых потребностей данных категорий лиц [23, c. 88].
Эффективность социального обслуживания оцениваться может на основе общих и специфических специальных критериев. Основным источником выявления критериев социального обслуживания могут служить цели и задачи предоставления пожилым людям социальных услуг, а также степень их реализации [25, c. 78].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и литературы
1. Всеобщая декларация прав человека: [принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г.] // Рос. газ. – 1995. – 5 апр. – С. 2. – Текст: непосредственный.
2. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12. 1993) (в ред. от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ). – URL: https://base.garant.ru/10103000/ (дата обращения: 15.02.2024). – Текст: электронный.
3. Федеральный закон от 28 дек. 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (в ред. от 25. 12. 2023 г. №651-ФЗ). – URL: https://base.garant.ru/70552648/. (дата обращения: 15.02.2024). – Текст: электронный.
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 нояб. 2014 г. №939н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания». – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70736800/. (дата обращения: 16.02.2024). – Текст: электронный.
5. Дело. 2-836/12. Решение о расторжении договора о стационарном обслуживании и оказании социальных услуг и принудительном переселении в специализированное учреждение социального обслуживания от 19.03.2012г. – URL: // https://судебныерешения.рф/69339997. (дата обращения: 14.02.2024). – Текст: электронный.
6. Андреев, В.С. Право социального обеспечения / В.С. Андреев. – Москва, 2017. – 312 с. – Текст: непосредственный
7. Бабаев, В.К. Теория права и государства в схемах и определениях / В.К. Бабаев, В.М. Баранов, В.А. Толстик. – Москва: Норма, 2018. – 434 с. – Текст: непосредственный.
8. Байматов, П.Н. Перспективы развития правовою регулирования социального обеспечения в России: инновации в социальной сфере / ПН. Байматов. – Текст: непосредственный // Вестн. Тюменск. гос. ун-та. – 2014. – № 3. – С. 218 - 226.
9. Васильева, Ю.В. Кодификация законодательства о социальном обеспечении: основы законодательства или кодекс? / Ю.В. Васильева. – Текст: непосредственный // Извест. вузов. Правоведение. – 2009. – № 4. – С. 111 - 115.
10. Галаганов, В.П. Право социального обеспечения / В.П. Галаганов. – Москва: Академия, 2017. – 348 с. – Текст: непосредственный.
11. Дмитриева, И.К. Принципы российского трудового права / И.К. Дмитриева. – Москва: «Цифровичок», 2014. – 198 с.
12. Захаров, М.Л. Принципы права: вопросы теории и практики монография / М.Л. Захаров. – Самара: ТДК, 2019. – 214 с. – Текст: непосредственный.
13. Зубарев, С.М. К вопросу о совершенствовании правовой основы государственного управления в социальной сфере / С.М. Зубарев. – Текст: непосредственный // Государственная власть и местное самоуправление. – 2013 – № 6. – С. 31 - 34.
14. Зуева, Н.Л. Социальное обслуживание населения: административно-правовое регулирование: монография / Н.Л. Зуева. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2018. – 288 с. – Текст: непосредственный.
15. Зуева, Н.Л. Текущие проблемы законодательства о социальном обслуживании и тенденции законотворчества / Н.Л. Зуева. – Текст: непосредственный // Вестн. Воронежск. гос. ун-та. Сер: право. – 2016. – № 3. – С.16-22
16. Кузнецова, О.А. Нормы-принципы российского гражданского права / О.А. Кузнецов. – Москва: НоРма, 2016. – 286 с. – Текст: непосредственный.
17. Логинова, И.А. О проблемах эффективности и качества социального обслуживания населения / И.А. Логинова, Ю.В. Гатен. – Текст: непосредственный // Вестн. Самарск. муниципал. ин-та управления. – 2016. – № 3. – С. 100-107.
18. Малофеев, И.В. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения / И.В. Малофеев. – Москва, 2014. – 244 с. – Текст: непосредственный.
19. Поваго, А. Все начинается с осознания / А. Поваго. – Текст: непосредственный // Вечерняя Москва. – 2016. – 30 авг. – С. 6-7.
20. Путило, Н.В. Система публичных услуг. Социальные услуги / Н.В. Путило // Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт): сб. ст. / научая редакция Е.В. Гриценко, Н.А. Шевелева. – Москва, 2017. – С. 10 - 13. – Текст: непосредственный.
21. Российская энциклопедия социальной работы / под ред. Р. Баркера. – Москва: Наука, 2009. – 412 с. – Текст: непосредственный.
22. Сигида, Е.А. Теория и методология практики медико-социальной работы: монография / Е.А. Сигида, И.Е. Лукьянова. – Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 296 с. – Текст: непосредственный.
23. Современные подходы к организации предоставления социальных услуг / под редакцией М.К. Васильевой. – Москва: Фонд «Ин-т экономики Города», 2016. – 188 с. – Текст: непосредственный.
24. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. – Москва, 2018. – 196 с. – Текст: непосредственный.
25. Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. – Москва: Юрайт, 2016. – 322 с. – Текст: непосредственный.
26. Топчий, Л.В. Методика оценки эффективности социальных услуг и других видов социальной поддержки / Л.В. Топчий. – Нижний Новгород, 2018. – 276 с. – Текст: непосредственный.
27. Филиппова, Э.М. Принцип всеобщности в праве социального обеспечения: философско-теоретический аспект / Э.М. Филиппова // Вестн. Южно-Ульск. гос. ун-та. Сер. Право. – 2013. – Т.13. – № 3. – С. 46 - 49.
28. Хорева, Л.В. Сфера социальных услуг: формирование и направления реагирования / Л.В. Хорева. – Санкт-Петербург, 2019. – 298 с. – Текст: непосредственный.
29. Шипулина, Л.Н. Обслуживание инвалидов и пожилых граждан на дому: проблемы и инновации / Л.Н. Шипулина, М.Г. Блиинова. – Текст: непосредственный // Бизнес, менеджмент и право. – 2018. – №2. – С. 145-149.