Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы исследования, рассматривающаяся в данной курсовой работе, связана с тем, что в современном мире уровень конкуренции становится настолько высоким, что продвижение бренда является не только обязательным, но и крайне значимым процессом для того, чтобы компания смогла выдержать все сложности, которые предлагает ей социально-экономическая реальность.
Выход компании на новый целевой рынок является большим риском для снижения конкурентоспособности, поэтому чтобы коммуникационная политика компании была наиболее полной, в ней применяются интегрированные маркетинговые коммуникации, которые включают в себя различные инструменты, показывающие свою эффективность.
Цель исследования – провести анализ методов управления конкурентоспособностью фирмы в условиях перехода на новый рынок.
Объект исследования – управление конкурентоспособностью фирмы.
Предмет исследования – методы управления конкурентоспособностью фирмы в условиях перехода на новый рынок.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать сущность и факторы конкурентоспособности.
2. Проанализировать трансформацию целевого рынка ООО «Синяя птица».
3. Предложить программу обеспечения конкурентоспособности ООО «Синяя птица» при переходе на новый целевой рынок.
База исследования: ООО «Центр творческого развития детей и взрослых с ОВЗ «Синяя птица»», г. Санкт-Петербург.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, хронологический, контент-анализ, SWOT-анализ, прогнозирование, проектирование.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе, «Теоретические аспекты изучения принципов управления конкурентоспособностью фирмы в условиях перехода на новый целевой рынок», характеризуется сущность и факторы конкурентоспособности, изучается понятие и виды целевых рынков, а также описываются методы обеспечения конкурентоспособности фирмы в условиях перехода на новый целевой рынок.
Во второй главе, «Анализ программы обеспечения конкурентоспособности ООО «Синяя птица» при переходе на новый целевой рынок», приводится общая характеристика ООО «Синяя птица», проводится изучение сегментов рынка ООО «Синяя птица», а также предлагается программа обеспечения конкурентоспособности ООО «Синяя птица» при переходе на новый целевой рынок.
1. Теоретические аспекты изучения принципов управления конкурентоспособностью фирмы в условиях перехода на новый целевой рынок
1.1. Сущность и факторы конкурентоспособности
Термин «конкурентоспособность» является очень популярным на сегодняшний день и имеет широкое значение, охватывая как микро-, так и макроуровень анализа экономики в целом, и отдельных экономических систем – в частности [20, С. 10-23].
Множество исследований посвящено конкурентоспособности, которая изучается на теоретическом, методологическом и практическом уровнях различными учеными из разных стран [14, С. 33-48].
При этом, как утверждают источники, в научной литературе на сегодняшний день не существует единого подхода к определению понятия конкуренции, т.к. каждый исследователь по-своему трактует эту научную категории, выделяя собственные признаки, формы проявления и факторы, которые ее обуславливают [1].
Основное определение конкурентоспособности, которое представлено в научной литературе, выглядит следующим образом: это уровень экономических показателей развития субъекта, который определяется в ходе сравнительного анализа с другими субъектами подобной категории и уровня [16, С. 13].
В современной экономической науке существует ряд подходов, с точки зрения которых может рассматриваться конкурентоспособность как экономическое явление [4, С. 40-60].
Характеристика рассмотрения конкурентоспособности посредством различных научных подходов представлена в Таблице 1.1.1.
Таблица 1.1.1.
Научные подходы к изучению конкурентоспособности
№ п/п Название подхода Исследование конкурентоспособности
1 Критический Непринятие операционного применения понятия конкурентоспособности
2 Системно-диалектический Рассмотрение конкурентоспособности как возможности экономического субъекта сохранять свои позиции на рынке определенного уровня (региональном, государственном, международном). Данный подход рассматривает конкурентоспособность с позиций качества.
3 Функциональный (конструктивистский) Четко дифференцирует понятие конкурентоспособности в зависимости от типа и категории экономического субъекта, в отношении которого рассматривается данной понятие (предприятие, товар, производство, государство, регион). Единое определение понятие отсутствует.
4 Объективистский Конкурентоспособность рассматривается не как экономическая категория, а как свойство конкретного экономического субъекта. Изучение понятия основано на теории конкурентных преимуществ М. Портера.
5 Комбинированный С точки зрения этого подхода, конкурентоспособностью могут обладать не все экономические субъекты, при этом единого определения данного понятия существовать не может.
Определение уровня конкурентоспособности определенного экономического субъекта осуществляется рядом исследователей на основе нескольких основных признаков, к которым, в частности, относятся [23, С. 18-22].
– управленческие возможности;
– динамичность системы;
– обусловленность различными факторами;
– объективность;
– относительность других экономических субъектов [28, С. 123].
В ходе изучения понятия конкурентоспособности важно также рассмотреть такие понятия, которые непосредственно связаны с ним и в некоторой степени определяют его содержание.
В частности, это понятие «конкурент», под которым в научной литературе понимается определенный субъект (в экономической науке – хозяйственный), который обладает теми же первичными характери
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдурахимова, Ф.Т.К. Конкурентоспособность: понятие и факторы / Ф.Т.К. Абдурахимова // Life Sciences and Agriculture. – 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentosposobnost-ponyatie-i-faktory (дата обращения: 18.02.2024).
2. Афанасьева, Т.С., Веселова, К.В., Тихомирова, П.В. Использование интернет-технологий в создании и развитии образа бренда / Т.С. Афанасьева, К.В. Веселова, П.В. Тихомирова // Молодой ученый. – 2023. –№11(458)–URL: https://moluch.ru/archive/458/100787/?ysclid=lp38krn7a4944774604 (дата обращения: 18.02.2024).
3. Варенцова, С.М., Гаврилова, А.А., Барышникова, Н.К. Современные подходы к определению наиболее эффективных инструментов связей с общественностью для продвижения брендов игровых компаний: основные направления маркетинговой деятельности и перспективы развития рынка / С.М. Варенцова, А.А. Гаврилова, Н.К. Барышникова // Вестник Удмуртского государственного университета. – 2022. – № 12. – С. 48–60.
4. Венедиктова, С.М., Лазурская, А.П., Шапошникова, Е.В. Принципы изучения конкурентоспособности как экономической категории в современном мире / С.М. Венедиктова, А.П. Лазурская, Е.В. Шапошникова // Материалы международной научно-практической конференции «Современная экономика: проблемы и перспективы развития». – Омск: Омский государственный университет, 2022. – С. 40–60.
5. Вишнякова, М.В., Боргардт, Е.А. Совершенствование методики выбора целевого рынка / М.В. Вишнякова, Е.А. Боргардт // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-metodiki-vybora-tselevogo-rynka?ysclid=lsri27ucfj348067210 (дата обращения: 18.02.2024).
6. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Специальные мероприятия. Цели. Задачи. Особенности проведения. – Воронеж: Альянс, 2017. – 380 с.
7. Воронина, А.Е., Сантурова, И.Т., Хачатурян, В.С. Проблемы и перспективы организации мероприятий событийного маркетинга в рамках острой конкуренции на товарном рынке: исторический и современный аспекты / А.Е. Воронина, И.Т. Сантурова, В.С. Хачатурян // Сборник статей Балтийского федерального университета им. И. Канта. Вып. 4. – Калининград: Издательство Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2023. – С. 81–90.
8. Гордиенко, В.А., Самосудова, П.Р., Романова, А.А. Современные аспекты изучения эффективности связей с общественностью для продвижения компаний: теория и методология исследования / В.А. Гордиенко, П.Р. Самосудова, А.А. Романова // Сборник статей Тюменского государственного университета. Вып. 4. Маркетинг. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2023. – С. 65–79.
9. Грабель, А.Ю., Сотникова, В.С. Event-мероприятия в современном мире: основы организации и проведения, проблемы и перспективы применения в современном брендинге / А.Ю. Грабель. В.С. Сотникова // Вестник Казанского государственного университета. – 2022. – № 12. – С. 179–190.
10. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Событийный маркетинг. Инструкции для исполнителей. – Мурманск: Полярные зори, 2021. – 470 с.
11. Дмитриева, Г.А., Лозанская, Ю.В., Хальнова, О.А. Специальные мероприятия для продвижения бренда: к проблеме организации и проведения / Г.А. Дмитриева, Ю.В. Лозаннская, О.А. Хальнова // Современные проблемы маркетинга. Сборник статей. – М.: Академия, 2023. – С. 89–100.
12. Дьяченко, Р.С. Роль и место отдела рекламы в исследовании целевых рынков / Р.С. Дьяченко // Молодой ученый. – 2022. – № 2 (397). – URL: https://moluch.ru/archive/397/87562/ (дата обращения: 18.02.2024).
13. Иванченко, С.М., Фирсова, А.К., Мануйлова, В.В. Принципы оценки конкурентоспособности в современных социально-экономических условиях / С.М. Иванченко, А.К. Фирсова, В.В. Мануйлова // Материалы международной научно-практической конференции «Основные проблемы экономической деятельности: российский и мировой опыт». – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2022. – С. 80–95.
14. Колесникова, А.А., Саратьян, Б.В., Хромченкова, И.М. Конкурентоспособность как предмет экономического исследования: теория, методология и практика / А.А. Колесникова, Б.В. Саратьян, И.М. Хромченкова // Вестник Ивановского государственного университета. – 2022. – № 7. – С. 33–48.
15. Медведева Н.А. Петрова М.С. Специальные мероприятия в паблик рилейшинз. Роль. Место. Задачи. – Казань: Пальмира, 2018. – С. 125–131.
16. Мокроносов, А.Г., Маврина, И.Н. Конкуренция и конкурентоспособность. Учебное пособие / А.Г. Мокроносов, И.Н. Маврина. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014. – 198 с.
17. Молоковская, И.М., Сименеева, Г.А., Горбункова, А.А. Актуальные тенденции современного событийного маркетинга: социологический и экономический подходы / И.М. Молоковская, Г.А. Сименеева, А.А. Горбункова // Сборник статей Челябинского государственного университета. Вып. 7. Маркетинг и массовые коммуникации. – Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2023. – С. 50–62.
18. Мруг, К.В. К вопросу определения понятий имиджевого и пиар-текстов в современном медиапространстве / К.В. Мруг // Litera. – 2023. – № 11.–URL: https://www.e-notabene.ru/fil/article_68890.html?ysclid=lp3rkdp98p33484350 (дата обращения: 18.02.2024).
19. Муфутина, М.И., Хазарова, И.С., Мантурова, М.А. Специфика и проблемы организации специальных событий для продвижения бренда компании в конкурентной среде / М.И. Муфутина, И.С. Хазарова // Материалы международной научно-практической конференции «Современные тенденции маркетинга в России и за рубежом». – Р.-на-Д.: Ростовский государственный университет, 2023. – С. 44–59.
20. Оболенская, М.И., Сергиенко, В.В., Шаталова, Е.Н. Современные исследования в области конкурентоспособности: основные методологические подходы исследования форм и проблем конкурентоспособности / М.И. Оболенская, В.В. Сергиенво, Е.Н. Шаталова // Сборник статей Московского педагогического института. Вып. 4. Мировая экономика. – М.: Издательство Московского педагогического института, 2022. – С. 10–23.
21. Петрухина, В.М., Щеголева, И.С., Володарская, Т.А. Маркетинговые технологии как предмет научного исследования: история и современность / В.М. Петрухина, И.С. Щеголева, Т.А. Володарская // Вестник Самарского государственного университета. – 2023. – № 9. – С. 68–81.
22. Погодина, Т.В., Чайникова, М.И., Суханова, Р.В. Принципы реализации связей с общественностью в современных социально-экономических условиях / Т.В. Погодина, М.И. Чайникова, Р.В. Суханова // Известия Томского государственного университета. – 2023. – № 2 (136). – С. 55–68.
23. Рудь, Е.М. Конкурентоспособность: концептуальные подходы и уровни исследования / Е.М. Рудь // Известия Саратовского университета. Серия «Экономика, управление, право». – 2021. – Т. 21. Вып. 1. – С. 18–22.
24. Саврин, А.Ю., Садченко, Е.Н., Степанченко, К.Л. Имиджевая реклама: особенности и возможности / А.Ю. Саврин, Е.Н. Садченко, К.Л. Степанченко // Инновационные аспекты развития науки и техники. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzhevaya-reklama-osobennosti-i-vozmozhnosti?ysclid=lp3ah666tz615022397 (дата обращения: 18.02.2024).
25. Сергеева А.Ю., Туранина Н.А. Специальное событие как один из инструментов реализации PR-технологий в библиотеке // Библиосфера. – 2017. – № 3 [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/spetsialnoe-sobytie-kak-odin-iz-instrumentov-realizatsii-pr-tehnologiy-v-biblioteke (Дата обращения: 18.02.2024).
26. Синяя птица. Творческое развитие людей с ОВЗ. Официальная группа // Вконтакте. Социальная сеть. – 2023. – URL: https://vk.com/bluebirdcenter (дата обращения: 18.02.2024).
27. Утина И.В., Проводина Г.П. Искусство организации мероприятий. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 362 с.
28. Федорович, М.И. Конкурентоспособность: виды, уровни, формы проявления. Монография / М.И. Федорович. – Тюмень: Перекресток, 2022. – 330 с.
29. Фурманова, Е.Н., Александрова, Г.А., Шавилович, Н.Н. Event-мероприятия как вид событийного маркетинга: особенности организации и проведения в современных условиях / Е.Н. Фурманова, Г.А. Александрова, Н.Н. Шавилович // Известия Томского государственного университета. – 2022. – № 12 (389). – С. 104–113.