Фрагмент для ознакомления
2
1. Теоретические основы конкурентной среды и конкурентоспособности
1.1 Современные представления о конкуренции и конкурентной среде
Конкуренция - это «соревнование» между одним предпринимателем и другим предпринимателем посредством использования методов увеличения продаж и повышения осведомленности о продукте. Финансисты определяют такое поведение как борьбу компании за защиту своих интересов. Предприниматели используют все методы для привлечения внимания, чтобы как можно больше покупателей разобрались в товаре.
Качество рекламной продукции известно своей конкурентоспособностью. Конкурентоспособность продукта определяется тремя характеристиками: технической областью, доступностью и социальной ориентацией.
Первая особенность относится к правилам и предписаниям, которым должен соответствовать продукт. Экономические характеристики включают стоимость, затраты на логистику и инновации, в которые потребители инвестируют при покупке и использовании продуктов [9].
К характеристикам социальной ориентации относятся социальный слой людей, национальные параметры производства, продажи и продвижения продукции.
Экономисты выделяют четыре типа конкуренции на рынке товаров и услуг: полная конкуренция; монопольная конкуренция; олигополия; абсолютная монополия.
Совершенная конкуренция - это рынок, на котором работает большое количество компаний. Новые компании могут свободно выходить на рынок. Производители не могут влиять на цену своей продукции, так же как и новые игроки, выходящие на рынок.
В условиях монопольной конкуренции компания создает каждый из своих продуктов. Например, швейная фабрика производит только военную форму, вторая - куртки, а третья - костюмы. Любой продавец может выйти на рынок без проблем. Разница заключается в монополии на товары. Прибыль растет за счет продвижения бренда.
В условиях олигополии трудно выйти на рынок. Здесь работает несколько поставщиков. Например, чтобы преуспеть в генной инженерии, одного образования недостаточно. Компания должна иметь научную базу, отличных специалистов, патенты на разработки, профессиональные маркетинговые стратегии и серьезную финансовую поддержку [11].
Абсолютная монополия распространяется на одного игрока. Для остальных вход в отрасль невозможен. Примером монополиста является ОАО «Российские железные дороги». Когда продавцов много, покупатели могут выбрать большое количество товаров по цене и качеству.
Конкуренция на рынке основана на различных типах степеней свободы:
Полностью свободная конкуренция состоит из большого количества компаний и потребителей, которые не могут повлиять на текущую экономическую ситуацию.
В то же время рыночные котировки эквивалентны, а товары и услуги взаимозаменяемы. Граждане получают полную и достоверную информацию о ценах.
Если единственное условие совершенной конкуренции не будет выполнено, на рынке возникнет несовершенная конкуренция. Несовершенные формы конкуренции включают монополию, олигополию и монопольную конкуренцию. Участники монопольного рынка пользуются конкурентными преимуществами, отличными от ценовых. Новым компаниям легко выйти на этот рынок - достаточно обеспечить потребителей нужными продуктами.
В России уровень конкуренции держится на уровне 51 процента, что считается довольно стабильным и хорошим показателем. Еще в 2014 году этот показатель составлял 73 процента, что говорит о высоком «соперничестве» со стороны организаций. Фактор «полезности» от конкуренции чаще всего отмечают предприниматели крупного бизнеса. По их мнению, именно конкуренция – способ мотивации для улучшения качества товаров и услуг, а также возможность выйти на новый уровень.
Несмотря на рыночные условия, количество бизнес-структур, которые отмечают, что не чувствуют конкуренцию на рынке, постепенно увеличивается. Это говорит об ухудшении бизнес-климата, но не обязательно о снижении влияния конкурентов. Скорее всего, компаниям достаточно того уровня, на котором они находятся в данный момент [4].
Рассматривая инструменты в процессе достижения наилучшей конкурентоспособности, приведем следующее:
- снижение затрат на производство продукции;
- поиск новых маркетинговых стратегий;
- использование наиболее современного оборудования;
- вывод продукции на новые рынки;
- увеличение количества производства продукции.
Приведем мнение ученого Н.С. Павленко, который отмечал, что постепенное снижение затрат на продукцию раскрывается в изменении рыночных цен, за которые клиенты готовы приобрести товар. Также осуществляется данный процесс посредством снижения спроса из-за невозможности платежеспособности.
Стоит отметить положительный аспект конкуренции – произойдет не только рост числа качественных бизнес-структур, но и будут устранены компании со старыми технологиями. В качестве отрицательной стороны конкуренции можно отметить уход крупных и надежных игроков, а также прост законодательного давления.
Немаловажным аспектом, влияющим на конкурентоспособность компаний, является импортозамещение. Именно этот процесс наталкивает многие компании на различные барьеры внедрения своих товаров и услуг. Сюда следует отнести: машиностроение, химическое производство и т.д.
В завершении данного пункта отметим, что конкуренция дает возможность определить единую рыночную цену, разграничивая спрос и предложения. Оптимальное разграничение спроса и предложения дадут возможность наладить оптимальное производство в рыночныхусловиях во всех секторах экономики.
Несмотря на некоторые негативные стороны конкуренции, по большей части, она необходима, так как дает возможность наладить процесс сбыта товаров и услуг со стороны компаний и обеспечить надлежащее удовлетворение потребностей со стороны потенциальных клиентов. В качестве основных способов роста конкурентоспособности компаний относят: снижение затрат и внедрение новых видов более качественной продукции компаний. Соответственно, необходимо перейти к более узкому направлении в конкуренции – конкурентным позициям.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020). https://www.consultant.ru/
2. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция). https://www.consultant.ru/
3. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция). https://www.consultant.ru/
4. Абаева, Н. П. Конкурентоспособность организации. – Ульяновск: УлГТУ, 2020. – 259с. https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-konkurentnyh-preimuschestv-na-osnove-ispolzovaniya-innovatsionnyh-resursov-v-rossii
5. Бабошин, А.В, Конкурентное позиционирование: Как нейтрализовать или использовать конкурента. - М.: Маркет ДС, 2021. – 257 с. https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-upravlenii-konkurentosposobnostyu-kommercheskoy-organizatsii-1
6. Болатхан, З.Р. Приоритетные направления конкурентоспособности современного предприятия // Вестник науки. — 2020. — Т. 4. — № 2 (23). — С. 21-24. https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-konkurentnyh-preimuschestv-na-osnove-ispolzovaniya-innovatsionnyh-resursov-v-rossii
7. Бронникова, Т.С. Экономика фирмы: учебное пособие. – М.: Теис, 2021. – 222 с. https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-upravlenii-konkurentosposobnostyu-kommercheskoy-organizatsii-1
8. Вашко, Т.А. Стратегия и конкурентоспособность // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2020. – № 7 (7).–С.10.–14. https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-upravlenii-konkurentosposobnostyu-kommercheskoy-organizatsii-1
9. Грачева, Е.С. Экономическая безопасность организации: учебник для вузов. – М.: ГНОМ и Д, 2022. – 309 с. https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-konkurentnyh-preimuschestv-na-osnove-ispolzovaniya-innovatsionnyh-resursov-v-rossii
10. Жукова, М.А. Теоретические и методические аспекты управления конкурентными преимуществами организации // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2020. – №5. – С.16–20. https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-upravlenii-konkurentosposobnostyu-kommercheskoy-organizatsii-1
11. Кривуля, Р.Е., Кривуля, И.А. Проблемы формирования конкурентных преимуществ и их взаимосвязь со стратегией предприятия // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. — 2021. — № 8. — С. 31-33. https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-konkurentnyh-preimuschestv-na-osnove-ispolzovaniya-innovatsionnyh-resursov-v-rossii
12. Михайлова, А.А., Юданов, А.Ю. Конкурентоспособность и конкурентное преимущество в системе конкурентных отношений // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. — 2020. — № 15. — С. 68-74. https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-bezopasnost-predpriyatiya-3
13. Павленко, Н.С. Показатели экономической безопасности предприятия // Аграрное образование и наука. – 2020. – № 1. - С. 44-58. https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-bezopasnost-predpriyatiya-3
14. Рамченкова, М.С. Задачи анализа управления конкурентоспособностью коммерческой организации // Вестник Тамбовского университета экономики и права. – 2022. – № 2. – С. 58–59. https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-bezopasnost-predpriyatiya-3
15. Рохчин, В.Е.Управление стратегической конкурентоспособностью промышленного предприятия на основе развития его потенциала. - СПб.: Изд–во СПбГУЭФ, 2021. – 262 с. https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-konkurentnyh-preimuschestv-na-osnove-ispolzovaniya-innovatsionnyh-resursov-v-rossii
16. Степанов, Д.С. Механизмы регулирования конкуренции на региональных рынках // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. – 2021. – № 1. – С. 74–76. https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-bezopasnost-predpriyatiya-3
17. Фролов, М.А. Определение конкурентных преимуществ компании // Вопросы науки и образования. – 2020. – № 6 (7). – С. 70–73. https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-upravlenii-konkurentosposobnostyu-kommercheskoy-organizatsii-1
18. Хаирова, С.М. Управление конкурентоспособностью: практикум. – Омск : СибАДИ, 2020. – 70 с. https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-konkurentnyh-preimuschestv-na-osnove-ispolzovaniya-innovatsionnyh-resursov-v-rossii
19. Чалдаева, Л. А. Экономическая безопасность предприятия : учебник и практикум. — М. : Издательство Юрайт, 2022. — 435 с. https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-bezopasnost-predpriyatiya-3
20. Щетинина, Е.Д. Факторы, влияющие на формирование конкурентных преимуществ предприятия в современных условиях // Белгородский экономический вестник. - 2022. - № 1 (85). - С. 31–39. https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-konkurentnyh-preimuschestv-na-osnove-ispolzovaniya-innovatsionnyh-resursov-v-rossii