Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное информационное пространство не ограничивается одними лишь традиционными СМИ, как это было ещё 30 лет назад. Настало время новой медиареальности, где каждый желающий может быть источником информации, реализовывать потенциал в журналистике, создавать собственные проекты в любой форме.
Классические жанры в этой реальности по-новому интерпретируются, становясь более свободными и оригинальными, адаптируясь под тренды медиасреды и запросы аудитории.
В наш век высоких технологий информация стала наиболее ценным ресурсом, но в тоже время и значительной угрозой для современного общества. Люди с активной жизненной позицией стараются соответствовать тренду и пишут, комментируют, информируют, манипулируя таким образом мнением менее активной части населения. С расширением числа пользователей сети Интернет и последующем появлением смартфонов возникла и так называемая «гражданская журналистика». На сегодняшний день авторитетных научных исследований на тему, как влияет деятельность гражданских журналистов на массового потребителя информации нет. Однако масштаб влияния вполне очевиден. Достаточно взглянуть на цифры, а именно на количество подписчиков того или иного «рупора свободы»
Целью данной работы является рассмотрение функций и форм гражданской журналистики в современном российском обществе.
Задачи:
- рассмотреть специфику современной журналистики; историю появления гражданской журналистики;
- описать современные функции и формы гражданской журналистики;
- рассмотреть сущность блогинга;
- проанализировать популярные в России блоги.
Объект исследования – гражданская журналистика.
Предмет исследования – блогинг как форма гражданской журналистики.
Глава 1 Теоретические основы гражданской журналистики
1.1 Специфика современной журналистики. История появления гражданской журналистики
В современном мире все больше популяризуется сетевая журналистика, как новый раздел журналистики ввиду того, что возможности интернета не стоят на месте и все время развиваются. Каждый пользователь интернет-сети вправе создавать информацию, доступную для других пользователей.
Сетевая журналистика расценивается как новая ступень в эволюции журналистики.
Сетевая журналистика – это достаточно новый раздел журналистики, зародившийся с появлением интернета и дающий возможность вещать на большую аудиторию. Информация доносится до потребителя благодаря сайтам и приложениям. Известия и репортажи выпускаются в онлайн режиме, в различных форматах: текстовом, видео и аудио формате .
К сетевой журналистике относятся также сайты СМИ, основными функциями которых является информирование аудитории. Некоторые исследователи считают, что сетевую журналистику можно разделить на два типа:
1. Сайты, где информируют блогеры.
2. Сайты, где информация индексируется, например, интернет-магазины.
Данные виды сайтов относятся к журналистике, так как они схожи с функциями прессы.
Еще до зарождения интернета медиасистема подразделялась на три вида, отличающихся способом передачи информации:
1. Печатные СМИ. Информация, передается посредством книг, журналов и газет.
2. Телевидение. Информация передаѐтся благодаря видеотрансляции.
3. Радио. Информация доходит до человека посредством звука.
Однако реальность нынешних дней такова, что с появлением интернета большинство читателей, заменили газеты на электронную ленту новостей.
Рассмотрим главные преимущества интернет-СМИ над печатными:
1. Снижение затрат на печатание.
2. Наличие обратной связи с читателями, что позволяет проводить: он-лайн опросы, форумы по актуальным темам и т. д.
3. Быстрая передача информации или каких-либо данных на расстоянии.
4. Прямое общение с аудиторией.
5. Интернет СМИ в отличие от традиционных позволяют подсчитать количество пользователей в режиме онлайн. Подсчет осуществляется с помощью кодов и счетчиков, отслеживающих посетителей, которые переходят по ссылкам на интересующий их контент .
Все эти перемены навевают страх на журналистов в отношении качества самой журналистики и выживании данной профессии. В мире, где вся информация распространяется в просторах интернета, образ журналиста устарел.
Еще одним важным трендом в журналистике являются социальные сети, которые используются не только для личного общения, но и служат главным инструментом в работе журналистов.
Социальные сети, появившиеся ещѐ в 2004 году (Facebook, YouTube, Twitter), стали площадкой для быстрого распространения текстово-визуальной информации. Чтобы захватить свою аудиторию, радио потребовалось 38 лет, телевидению потребовалось на это 13 лет, а интернет смог повысить охват своей аудитории всего за 4 года.
Таким образом, современному журналисту необходимо подстраиваться под нынешние реалии, осваивать особенности написания контента в интернет-СМИ. Они должны хорошо владеть не только журналистскими навыками, но и цифровыми технологиями.
Журналист, работающий в интернет-пространстве, должен уметь работать с контентом для публикации, изучать программирование, также он должен уметь работать с аудио- и видеографикой. Большинство начинающих интернет-журналистов не могут определиться с жанром написания текста. Самый доступный жанр – это высказывание, передача своего личного мнения на определенную тематику. Свои мысли можно озвучить на разных форумах или информационных лентах.
Мы живем в современном мире, который не стоит на месте и развивается очень быстрым темпом. С тех пор, как пользователи могут выбрать какую информацию им нужно получить, при условии, что это еще и бесплатно они намного реже обращаются к печатным СМИ и традиционному ТВ .
Потребитель информационного контента не хочет платить за информацию, поэтому Интернет-ресурсы используют в качестве источника бесплатной информации.
Интернет пользуется рядом специфических характеристик, таких как: общедоступность, независимая геолокация, возможность вторичного пользования информацией, индивидуальный подход. Информация из Интернет-ресурсов доступна каждому в любое время и из любой точки мира, ограничения могут быть только в языковом барьере.
Одна из главных причин потери интереса аудитории к традиционным СМИ заключается в том, что редакторы решают, что интересно читателям, а в интернет-пространстве пользователь делает свой выбор сам.
На сегодняшний день, главным трендом сетевой журналистики считается использование смартфонов для чтения журналистских материалов. Для СМИ актуально готовить материалы, которые лучше будут восприниматься именно на мобильных устройствах.
Еще одним трендом можно считать «цифровой разрыв». Он выявляет значение сетевых и традиционных СМИ для разных поколений. К примеру, молодежь использует интернет, а более взрослое поколение предпочитают телевидение.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Астапов С. Е. Аналитическая «околожурналистика»: воздействие на мнение аудитории в крупных телеграм-каналах// СЛОВО. СЛОВЕСНОСТЬ. СЛОВЕСНИК. Материалы международной научно-практической конференции преподавателей и студентов, посвященной Году педагога и наставника и Году русского языка как языка межнационального общения СНГ. Том Выпуск IХ. Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина. Рязань, 2023. С. 377-380
2) Виноградова К. Е., Воронина О. В. Журналисты-блогеры в системе инфлюенс-маркетинга//БРЕНДИНГ КАК КОММУНИКАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА. Материалы IX Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2023. С. 156-158
3) Горохов М. Ю. Смерть гражданской журналистики и рождение новой медиасреды//КОММУНИКАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Материалы Международной научно-практической конференции исследователей и преподавателей журналистики, рекламы и связей с общественностью 19-20 мая 2023 г. С. 48-50
4) Градюшко, А.А. Структурное развитие журналистики в условиях цифровой среды / А.А. Градюшко // Журналистика в эпоху цифровых трансформаций: ценности и практики: сборник материалов Х Междунар. науч.-практ. конф. 17 ноября 2022 года; М-во науки и высш. обр. РФ, ФГБОУ ВО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина». – Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2022. – С. 19–26.
5) Иванова А. Ю. Блогинг как цифровое и социально-психологическое явление// Региональная информатика (РИ-2022). Юбилейная XVIII Санкт-Петербургская международная конференция «Региональная информатика (РИ-2022)». Санкт- Петербург, Р32 26-28 октября 2022 г.: Материалы конференции. \ СПОИСУ. – СПб, 2022. С. 204-206
6) Кодекс профессиональной этики российского журналиста. // Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс». – URL: https://docs.cntd.ru/document/901854413
7) Мирошниченко А. Вирусный редактор Интернета и смерть газет //NewScientist. Рус. изд. 2010. № 3. URL: http://www.aka-media.ru/foresight/185/ (дата обращения: 23.02.2024).
8) Профессиональные компетенции специалиста по коммуникациям XXI века : колл. монография / А. Д. Кривоносов, К. В. Аксенов, А. Ю. Бомбин [и др.]. – СПб : СПбГЭУ, 2021. – 227 с.
9) Решетникова К.В. Гражданская журналистика как объект развития цифровой журналистики// Передовые научно-технические и социально-гуманитарные проекты в современной науке. Сборник статей VI международной научно-практической конференции. Москва: «Научно-издательский центр «Актуальность.РФ», 2022. С. 118-120
10) Рылеева М. А. Гражданский медиаактивизм как потенциал дисбаланса общественного порядка // Информационное пространство в аспекте гуманитарных и технических наук : материалы V межвуз. конф. Барнаул, 2016. 147 с
11) Свитич, Л.Г. Медиапубличность социальной практики: системные характеристики / Л.Г. Свитич, О.В. Смирнова, М.В. Шкондин //Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. – 2018. – Т. 1,№ 1. – С. 173–181.
12) Терешкин Д. С. Специфика блогинга как новой формы медиа// МЕДИА И КОММУНИКАЦИИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ. Сборник статей Национальной научно-практической конференции (к 30-летию кафедры журналистики и русской литературы XX века). Под общей редакцией А.В. Чепкасова, Ф.С. Рагимовой. Кемерово, 2022. С. 93-97
13) Тютеньков М.С. Журналистская деятельность: CIVIC JOURNALISM & CITIZEN JOURNALISM//МОЛОДЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ: НОВЫЕ ВЕКТОРЫ ДИАЛОГА. Сборник статей международного научного форума. Под редакцией О.Н. Савиновой. Нижний Новгород, 2023. С. 131-136
14) Царькова А. И. Блогинг как новая культура//ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУКИ И ОБЩЕСТВА - ПУТЬ К МОДЕРНИЗАЦИИ И ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Уфа, 2022. С. 243-250
15) Чередниченко И. Г. Роль региональных СМИ, гражданской журналистики в формировании целостности государства// ЧЕТЫРНАДЦАТЫЕ БАЙКАЛЬСКИЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЧТЕНИЯ. Материалы Четырнадцатых Байкальских социально-гуманитарных чтений; материалы Всероссийской политологической конференции с международным участием; Всероссийской социально-гуманитарной конференции, Петровских философских чтений: в 2 т.. Том 1. Иркутск, 2021. С. 340-344
16) Шоломицкая, Т.Л. Трансформация бизнес-моделей в процессе перехода от традиционной редакции к мультимедийной / Т.Л. Шоломицкая // Социальные, культурные и коммуникативные практики в динамике общественного развития: сб. науч. ст. / ГрГУ имени Янки Купалы; редкол.: Т. А. Пивоварчик (гл. ред.) [и др.]. – Гродно: ГрГУ, 2020. – С. 298–302.