Фрагмент для ознакомления
2
Формирование самооценки в старшем дошкольном возрасте динамично и протекает обычно по трем основным направлениям: самооценка становится частной, т. е. дифференцированной; увеличивается количество качеств личности и деятельности, оцениваемых ребенком; происходит оценка себя с течением времени. Самооценка проявляется как в элементарном самоанализе своих предыдущих действий, так и в прогнозировании своего будущего.
Механизм формирования самооценки в дошкольном детстве происходит: через конкретные виды оценок вплоть до обобщенных оценок; проходя через оценки значимых взрослых (родителей, бабушек и дедушек, учителей), затем со стороны сверстников, к развитию самооценки, основанной на информации о качестве результата при решении конкретных задач.
Особенности формирования самооценки у детей дошкольного возраста А. В. Фризен. Основную роль в формировании самооценки дошкольника играют окружающие его взрослые, в первую очередь родители. [8]
Основы личности ребенка закладываются в семье, которая является первой школой воспитания его нравственных чувств и способностей к социальному поведению. Родители играют важную роль в жизни каждого человека. Они дают ребенку первые модели поведения, с их помощью он познает окружающий мир и подражает им во всех своих действиях.
Когда ребенок рождается, он понятия не имеет, кто он такой, как ему себя вести, а также у него полностью отсутствуют стандарты самооценки. Ребенок опирается на опыт окружающих его взрослых, на оценки, которые они ему дают. В течение первых 5-6 лет жизни его самооценка формируется только на той информации, которую он получает в семье, на отношении к нему родителей.
Взрослые передают оценочные сообщения ребенку посредством слов, интонаций, жестов, мимики и т. д. Характерной чертой самооценки в этом возрасте является ее абсолютный характер: ребенок не сравнивает себя с другими.
На самооценку ребенка, посещающего дошкольное учреждение, начинают влиять и другие факторы. Внешние факторы укрепляют самооценку, сформировавшуюся в семье. Самооценка связана с размером семьи и возрастом детей. По данным специальных исследований, 70% детей с низкой или средней самооценкой не были первенцами. В то же время в группе с высокой самооценкой только 42% детей не были первенцами.
Скорее, результаты исследования указывают на необходимость построения отношений с ребенком на основе спроса. Ясная и разумная система требований к ребенку должна лечь в основу надлежащего семейного воспитания. [9]
Четкие требования и четко определенные стандарты жизни в семье способствуют формированию у детей высокой самооценки.
Чем больше негативных родительских оценок получает ребенок, тем больше он строит свою «защиту» в виде высокого уровня самооценки.
Высокая самооценка компенсирует неблагоприятные переживания, защищает ребенка от негативных оценок родителей, удовлетворяет фрустрированную способность «быть принятым», появляется обособленность самооценки от реального поведения ребенка, нарушается функция регулятора самооценки, повышается его защитная функция, что приводит к ситуации «самозамыкания».
Ш.А. Амонашвили обратил внимание родителей на то, что оценка деятельности и поведения ребенка играет положительную роль в воспитании только тогда, когда оценка результатов успеваемости отделена от личности ребенка.
Уважение к ребенку и уважение к его личности – основа положительной оценки. Использование этой системы родителями при оценке деятельности и поведения ребенка старшего дошкольного возраста гарантирует формирование адекватной самооценки, умения анализировать и контролировать свое поведение.
Высокая самооценка сочетается с наличием доверительных и теплых отношений с родителями, требовательностью и строгой дисциплиной как в уважении, так и в относительной самостоятельности подростка. Дети с заниженной самооценкой, выраженным чувством замкнутости и никчемности, малой социальной активностью и неудовлетворенностью в межличностных контактах имели негативный опыт взаимоотношений внутри семьи: преобладание «воспитательных» воздействий» о прямых эмоциональных установках, наказание как основной метод. контроля и отсутствие четкой образовательной программы.
В каждой семье между ребенком и родителями складываются особые индивидуальные отношения, и в то же время в них можно найти что-то общее. В зависимости от преобладающих между родителями способов руководства и отношений с ребенком их условно делят на несколько групп, но чаще всего на «демократические» и «авторитарные» («контролируемые»).
«Демократическая» форма влияния семьи на детей характеризуется склонностью позволять многое, большим контактом с ребенком, доверием к нему, уважением, стремлением родителей избегать произвольных решений, разъяснением правил, принятых в семье. содержательные ответы на детские вопросы, удовлетворяющие их любопытство.
«Авторитарная» атмосфера в семье характеризуется большим количеством ограничений, налагаемых на детей. Преобладающий стиль руководства родителей-диктаторов — стиль, основанный на незыблемости собственного авторитета и безусловном подчинении; общение для разъяснения правил поведения сведено к минимуму.[10]
Дети из «демократических» семей чаще проявляют стремление к творчеству, инициативу, склонность к лидерству, нонконформизму и демонстрируют большую эмоциональность в социальных отношениях.
Установлено, что чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он взрослеет как личность, тем более он склонен к пассивности и апатии и весьма вероятно, что в будущем у него разовьется слабая характер.
Психологический климат в семье, т. е. характер общения с детьми, уровень интереса к ним, к их проблемам, а также проявление (или непроявление) заботы и внимания к ним, уважения, имеют большое значение для формирования моральный облик растущего человека. Необходимо, чтобы внутри семьи сложились благоприятные отношения, чтобы семейная атмосфера, в которой растет ребенок, создавала ощущение «полной безопасности».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Аверин В.А. Психология развития ребенка. – СПб., 2020.
2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 2023
3. Детская практическая психология. Под ред. Т.Д. Марцинковский. – 2021.
4. Запорожец А.В. О значении ранних периодов детства для формирования личности ребенка // Современные проблемы дошкольного образования и педагогические технологии: Сборник научных трудов. - Смоленск: СГПУ, 2018.- С.3-10.
5. Иванов М.А., Мастеров Б.М. Саморегуляция во взаимодействии // Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений. / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В. Соловьевой. - М., 2021.
6. Ильенков Э. В. Что такое личность? – В кн.: Психология личности. Тексты - М.: МГУ, 1982.
7. Леванова Е.А., Волошина А.Г. и др. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. – СПб.: Питер, 2018
8. Немов Р.С. Психология. Кн. 3. – М.: Просвещение, 2019
9. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 2021
10. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005 11. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М., 2020.
12. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н. Н. Поддъякова и Н. Я. Михайленко. - М., 2017.
13. Репина Т. А. Отношение между сверстниками в группе детского сада. - М., 2018.
14. Репина Т. А., Смолева Т. О. Проявление неуверенности у старших дошкольников и пути ее коррекции. - М. 2021.